Карло Мария Джулини — 100 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Основатель проекта
Джулини завершил свою дирижерскую карьеру в 1998 году. Его интерпретации отличались эмоциональной наполненностью, ограненной тщательной и точной проработкой звуковых деталей и музыкальных пластов и внутренним достоинством.

«Мы называли его Святым Себастьяном за выражение муки, появлявшееся на его лице, когда он дирижировал Мессой», – вспоминала о нем Элизабет Шварцкопф. Его обожал Клаудио Аббадо, игравший под его руководством в студенческом оркестре в Милане. Речь идет о замечательном дирижере Карло Мария Джулини. Эта статья приурочена к его 100-летнему юбилею.

Карло Мария Джулини родился 9 мая 1914 года в зажиточной семье в Барлетте на юге Италии. Первоначально занимался на скрипке, затем учился в Академии Санта-Чечилия как альтист, позднее как дирижер у Бернардино Молинари. Как альтист выступал с римским оркестром Augusteo, где ему довелось играть с такими выдающимися дирижерами, как Фуртвенглер, Клемперер, Вальтер. Играл также в струнном квартете. В годы войны служил в армии, затем стал участником антифашистского подполья.

Дебютировал в 1944 в Риме на торжественном концерте, посвященном освобождению города союзниками. Спустя два года возглавил оркестр Римского радио. Первую оперную постановку осуществил в 1950 в Бергамо («Травиата»). В 1951 исполнил «Аттилу» Верди в Венеции (концертное исполнение, записанное на радио).

В 1950 Джулини основал оркестр Миланского радио. Исполнял с ним симфонический и оперный репертуар, в том числе и редкие оперы, например, «Горации и Куриации» Чимарозы. С этим оркестром в 1951 году осуществил первую запись оперы Верди «Двое Фоскари».

В 1951 Артуро Тосканини услышал по радио в его трактовке забытую оперу Гайдна «Лунный мир», после чего пригласил молодого дирижера к себе домой, где поздравил с успехом. С этих пор началась их дружба.

В 1952 Тосканини рекомендовал дирижера руководству Ла Скала. В том же году Джулини дебютирует здесь оперой «Жизнь коротка» де Фальи. Во время репетиций знакомится со знаменитым продюсером Вальтером Легге, который предложил ему контракт с EMI. Среди первых постановок в Ла Скала также «Итальянка в Алжире», «Адриана Лекурвер» Чилеа, «Коронация Поппеи» Монтеверди (все – сезон 1952/53).

В 1953 Джулини становится главным дирижером Ла Скала, сменив на этом посту Виктора де Сабату. Первой значительной работой нового главного дирижера стала опера «Валли» Каталани на открытии сезона 1953/54 с участием Ренаты Тебальди и Марио Дель Монако. В том же сезоне он поставил вместе с Франко Дзеффирелли «Золушку» Россини (это был режиссерский дебют знаменитого мастера в оперном театре), а также оперу Бартока «Замок герцога Синяя борода».

Важнейшими творческими вехами в Ла Скала были работы с Марией Каллас в 1954 («Альцеста» Глюка) и, особенно, в 1955, когда вместе с Лукино Висконти была осуществлена историческая постановка «Травиаты». Среди других постановок в миланском театре «Вольный стрелок» (1955), «Любовный напиток» (1955), «Севильский цирюльник» (1956). В дальнейшем Джулини не исполнял опер в Ла Скала, дирижируя только многочисленными симфоническими программами и появившись в последний раз на этой сцене в 1997 году в концерте, где исполнил 4-ю симфонию Шуберта.

С Дзеффирелли и Висконти маэстро связывала творческая дружба. Среди работ с последним отметим ряд спектаклей в Ковент-Гардене, в т. ч. «Дон Карлос» (1958), «Трубадур» (1964), еще одна «Травиата» (1967). В 1961 Джулини поставил с Дзеффирелли в Ковент-Гардене «Фальстафа». Эту оперу Верди он исполнял неоднократно, в частности еще до Лондона в 1955 на Эдинбургском фестивале (британский дебют маэстро). Именно с ней связано его возвращение в 1982 на оперную сцену в Милане, Лондоне и Лос-Анджелесе после почти 15-летнего перерыва.

Ряд постановок Джулини осуществил на фестивале Флорентийский музыкальный май. В 1954 он поставил здесь «Эврианту» Вебера, в 1955 впервые после многолетнего забвения исполнил оперу «Дон Себастьян, Король Португальский» Доницетти, в 1956 редкую оперу Керубини «Абенсерагги».

Плодотворным было сотрудничество Джулини с фестивалем в Экс-ан-Провансе, Римской оперой. Среди фестивальных постановок «Ифигения в Тавриде» Глюка (1952), «Лунный мир» Гайдна (1959); на римской сцене он исполнил «Свадьбу Фигаро» (1964), «Дон Карлоса» и «Севильского циюльника» (1965), «Риголетто» (1966).

В 1968 Джулини продирижировал в Карнеги-Холле «Валли» в концертном варианте с Тебальди и Карло Бергонци.

После 1968 года маэстро сосредоточился преимущественно на симфоническом и вокально-инструментальном жанрах и не работал в опере, как уже отмечалось выше, полтора десятилетия. В этот период он руководил Венским симфоническим оркестром (1973-1976), Лос-Анджелесским филармоническим оркестром (1976-1984), сотрудничал с Берлинским филармоническим, Парижским оркестрами. Выступал также как главный приглашенный дирижер с Чикагским симфоническим оркестром. В 1970 участвовал с этим оркестром в большом турне в Монреале, Дюссельдорфе, Палермо, Лиссабоне, на Эдинбургском фестивале.

Джулини исполнял много произведений ораториального и вокально-инструментального жанров, в т. ч. сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Форе, Малера, Бриттена и др. В 1968 в Эдинбурге он выступил с мессой Шуберта ми-минор. Неоднократно исполнял он и «Реквием» Верди (в т. ч. в 1963 в Лондоне, в 1977 в Вене, в 1979 в Лос-Анджелесе, в 1998 в Париже).

Джулини завершил свою дирижерскую карьеру в 1998 году. Его интерпретации отличались эмоциональной наполненностью, ограненной тщательной и точной проработкой звуковых деталей и музыкальных пластов и внутренним достоинством.

Наследие Джулини включает в себя выдающиеся студийные оперные записи «Дон Жуана» (1959), «Свадьбы Фигаро» (1960), «Дон Карлоса» (1970), осуществленные на EMI, и ряд других.

Маэстро скончался 14 июня 2005 года в Брешии.

На фото: Карло Мария Джулини

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ