О бисере, свиньях и одном замечательном исполнении великой оперы

На «Царской невесте» в Большом театре

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Мы продолжаем нашу традицию рассказывать читателям не только о премьерах, но и о текущих рядовых спектаклях оперных театров. Такой взгляд позволяет увидеть в них то, что не всегда проявляется на парадных представлениях. Спектакль предстает пред нами в своем живом развитии.

О падении уровня эстетической компетентности современной российской публики я уже писал, и не раз. Но если до сих пор меня коробила некоторая «отмороженность» так называемых «москвичей», их неумение правильно реагировать на безусловно высококлассное исполнение, то последнее посещение Большого театра навело меня на мысль, что в общем всё намного хуже, чем казалось. Не буду делать широких социально-политических обобщений и оставлю эту привилегию читателям. Просто расскажу о своем недавнем посещении главной российской сцены.

Даже телефонные трели во время самых трогательных сцен и эпизодов на фоне поедания бутербродов и переругивания с соседями уже не кажутся чем-то недопустимым: во время последнего спектакля в зале Большого театра разразился настоящий скандал, в котором в полный голос принимали участие около десяти человек, не считая капельдинеров и охраны. Выкрики: «Позовите полицию!» были связаны с банальным опозданием одних зрителей и попыткой других отстоять занятые после начала свободные места.

Строго говоря, непонятно, почему, несмотря на буквальное предупреждение на билетах и супротив формальных правил проведения спектаклей, в зал допускаются опоздавшие зрители. Ни в одном театре мира я не встречал ничего подобного. В зал Венской оперы нельзя войти во время представления, даже если ты на минуту вышел по неотложному делу. Категорически нельзя! В Метрополитен Опере есть специальное помещение, в котором для опоздавших организована видеотрансляция текущего спектакля, но в зал до смены картины или до самого антракта не пустят! (Дарю эту идею руководству Большого). Но вместе с тем несоблюдение сотрудниками театра внутреннего распорядка, на мой взгляд, не самая главная проблема: в конце концов, они действуют, вероятно, из сочувствия к тем, кто этого сочувствия, как показывает практика, не заслуживает. Ключевая проблема мне видится в другом.

С момента скандала, разразившегося по инициативе Николая Цискаридзе вокруг реконструкции исторического здания Большого театра, уничижительное отношение к главному театру страны приобрело поистине катастрофический масштаб: ведь если такие мастера сцены, как Цискаридзе, недовольны, то людям, далёким от искусства (а заодно и от технологий реконструкции исторических интерьеров), как говорится, сам бог велел возмущаться и негодовать: ведь они заплатили за билеты! Этот потребительский момент, само это отношение к Театру с большой буквы как к супермаркету или ресторану уничтожает важнейший смысл соприкосновения человека с произведением искусства. То, что имеет цену, как правило, теряет Ценность. Приобретая товар или услугу, мы занимаем пассивную позицию по модели «барыня легли и просют»: мы ждём, что нам сейчас сделают как минимум комфортно (отсюда битва за «уплóченные» кресла!) и как максимум красиво. Всё! Это абсолютный максимум ожиданий зрителей, которых за последние годы приучили к тому, что театр – это предприятие соцкультбыта, - и отучили от со-трудничества с тем, что происходит на сцене. Именно поэтому, на мой взгляд, даже выдающееся исполнение гениальных произведений не находит адекватного отклика в душах наших зрителей. Души зашторены. Забетонированы. Особенно отчётливо это понимаешь во время таких спектаклей, как очередное представление возобновленной «Царской невесты», состоявшееся 21 мая.

Во время премьеры новой музыкальной редакции, представленной в феврале выдающимся дирижером Геннадием Рождественским, я не очень внимательно следил за происходящим на сцене, большую часть спектакля просидев с закрытыми глазами (так удобнее «считывать» предложенные маэстро нововведения). Меня, как и многих знатоков и поклонников этого шедевра Римского-Корсакова, очень расстроили заупокойные темпы, предложенные Рождественским, и до вдумчивого разбора новой сценической версии спектакля, восстановленного под руководством режиссёра Юлии Певзнер, дела не дошло. А нововведений оказалось предостаточно! Начиная с воздушной «инсталляции» с Марфой на качелях и заканчивая отчаянным раздеванием Любашей разлюбившего её Грязного! Спектакль в версии Певзнер приобрел мизансценную динамику, не утратив при этом своего строгого классического облика. Сценические дополнения акцентируют внутреннюю магию того чувственного надрыва, который закручивает пружину всего действия. Режиссёр словно пытается даже не расшифровать, а разжевать обеззубевшей от собственной бесчувственности московской публике головокружительную глубину одной из самых красивых опер мирового наследия.

Казалось бы, что может быть актуальнее темы неразделенного чувства? Что может быть трагичнее темы любви, которая не радует, а убивает? Что может быть страшнее беспомощности перед собственным сердцем, которому не прикажешь? «Царская невеста» Римского-Корсакова – об этом!

И вот во время такого сюжета зрители разговаривают в голос, обсуждают какие-то проблемы, не связанные с происходящим на сцене, ведут себя как… на базаре. Может быть, исполнение было недостаточно убедительным? Так вот нет! Оригинальные темпы, «восстановленные» дирижером Алексеем Богорадом, моментально вернули партитурному полотну Римского-Корсакова сияющую свежесть и психологическую мощь, которой лично мне не хватало в «колыбельно-монохромной» подаче Геннадия Рождественского.

Феноменальной красоты тембр Агунды Кулаевой, выступившей в партии Любаши, покорял не только технической точностью и академической строгостью, но и непередаваемым эмоциональным напряжением. Это было настолько верно по форме и настолько правдоподобно по содержанию, что в памяти возникали образы наиболее выдающихся исполнительниц этой партии, которых мне посчастливилось слышать, - Ирины Архиповой и Тамары Синявской!

Настоящим подарком можно считать выступление в партии Марфы артистки Молодежной программы Большого театра Ольги Кульчинской: хрустальный вокал певицы был расцвечен драматически убедительными обертонами, а верхние ноты, которые в этой партии редко удаются даже именитым солисткам, поражали своей естественностью и чистотой.

Нельзя не отметить искренность в вокальной подаче образа Лыкова другим артистом Молодежной оперной программы Большого – Богданом Волковым. При всех шероховатостях, которые легко отметило бы капризное ухо меломана, самые сложные переходы и самые красивые пассажи получились у певца выше всяких похвал.

На удивление мягко, без резкого динамического доминирования над оркестром и коллегами прозвучала в партии Сабуровой Ирина Рубцова, а Эльчин Азизов, исполнивший партию Грязнова, покорил свежестью вокальных красок в финальной сцене раскаяния. К сожалению, главный монолог Грязнова певец несколько замял. Блестяще обыграл вокальную псевдопародийность образа Елисея Бомелия Станислав Мостовой, а Валерий Гильманов прекрасно озвучил все громоподобные низы партии Малюты Скуратова. Немного рановато свернул роскошное финальное «фа» в арии Собакина Александр Науменко, но это было единственным недостатком выступления певца в этой партии.

Итого: солисты, хор и, главное, оркестр – всё было на высоте! На заоблачной высоте мировых оперных стандартов, в несоответствии которым я сам не раз обвинял труппу Большого театра. Вот оно! Дождались!

И – что? И кому оно надо, кроме пары сотен (судя по качеству и количеству аплодисментов) зрителей? Неоправданная претенциозность, порождаемая отмеченным выше феноменом потребительского отношения к искусству, ведёт не только к утрате взаимоуважения в обществе, уничтожению горизонтальных связей и доброжелательности в отношении малоизвестного и малознакомого, но каким-то удивительным образом консервирует собственное невежество, ограниченность и пустоту. Можно ли что-то с этим сделать в обозримой перспективе, не знаю. Но для начала – давайте хотя бы не опаздывать к началу спектаклей…

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

Царская невеста

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ