«Елена Образцова представляет…»

Большой концерт в «Новой Опере»

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Несмотря на июньскую жару и близкий уже конец театрально-концертного сезона, столичная «Новая Опера» предложила вниманию публики очередной концерт из своей новой серии «Звезды мировой оперы». На сей раз его основополагающая идея заключалась в том, что на одну сцену с Еленой Образцовой, прославленной примадонной мировой оперы XX века, вышли наши отечественные певцы, которые в разные годы становились победителями международных конкурсов, учрежденных ею в Санкт-Петербурге. Речь идет о конкурсе молодых оперных певцов, конкурсе теноров памяти Лучано Паваротти и конкурсе меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери. Участниками вечера, в основном, были солисты «Новой Оперы», а сам он явился одним из впечатляющих мероприятий Фонда Елены Образцовой, приуроченных к ее предстоящему юбилею.

Место за дирижерским пультом оркестра театра «Новая Опера» занял Фабио Мастранджело, итальянский маэстро, с которым мы недавно уже встречались. Тогда встреча состоялась в блистательной, просто феерической гала-программе «Василий Ладюк и друзья», представленной в Светлановском зале Дома музыки.

И на обсуждаемом концерте в «Новой Опере», в то время как Елена Образцова была именитой хозяйкой вечера, этот дирижер стал его всеобъемлющей музыкальной душой. Творчество Фабио Мастранджело весьма тесно – и очень давно уже – связано с Россией. В силу этого симфонически-многокрасочная и динамически захватывающая интерпретация увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила», которая открыла программу, предстала отчасти знаковой, ведь эта пьеса – прелюдия к шедевру, с одной стороны, принадлежащему лучшим образцам русской музыки, а с другой, наследующему лучшие черты стиля итальянского бельканто.

Русская и итальянская музыка, при наличии также блока французской оперы, и составила программный каркас вечера. В качестве специального гостя проекта выступил виолончелист Борислав Струлев, друг Елены Образцовой и постоянный участник ее мероприятий. Вместо привычного слуху звучания скрипки, страстное соло виолончели этого музыканта весьма интересно и необычно было услышать в знаменитой оркестровой «Медитации» из оперы Массне «Таис», а голос его инструмента неожиданно – причем, весьма убедительно! – заменил один из вокальных голосов в известном концертном «Дуэте двух кошек» Россини. Другим голосом, игривым и царственным, стал голос самой Елены Образцовой (партию фортепиано в этой искрометной комической шутке исполнила Лариса Скворцова-Геворгизова). Елена Образцова представила также свои коронные хиты последнего времени – сцену Графини из «Пиковой дамы» Чайковского, «Слезы» Шарлоты из «Вертера» Массне и сцену опьянения Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха.

Для молодых певцов путевка в творческую жизнь, которую дают международные конкурсы, чрезвычайно важна. Так, в 1999 году сопрано Любовь Петрова (тогда еще начинающая солистка «Новой Оперы») стала лауреатом I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, а через два года после этой победы дебют певицы на сцене театра «Метрополитен-опера» положил начало ее блистательной зарубежной карьере. На обсуждаемом предъюбилейном вечере Елены Образцовой в «Новой Опере» Любовь Петрова была просто ослепительно хороша как в сцене и романсе Джульетты из «Капулети и Монтекки» Беллини, так и в вальсе Мюзетты из «Богемы» Пуччини. Сегодня, к радости столичных меломанов, она вернулась в родные пенаты в качестве приглашенной солистки: в этих стенах не далее как в январе уже зрелое мастерство певицы мы по достоинству смогли оценить в партии Виолетты на концертном исполнении «Травиаты».

Фрагменты из «Травиаты» с участием Любови Петровой вошли в программу и этого концерта: в конце первого отделения прозвучал дуэт Виолетты и Жермона, а в финале вечера – популярная «Застольная». Партнерами певицы соответственно стали Роман Бурденко, лауреат I премии VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2009) и Алексей Татаринцев, лауреат I премии Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (2008). В настоящее время драматический баритон Роман Бурденко – солист Новосибирского театра оперы и балета, а публике «Новой Оперы» он знаком лишь по партии Томского в прошлогодней премьере «Пиковой дамы» Чайковского. Напротив, лирический тенор Алексей Татаринцев – ведущий солист «Новой Оперы», один из ее любимцев и, несомненно, один из ярких певцов-актеров этой труппы.

Обоих певцов по названным конкурсным победам я помню очень хорошо, однако несомненному профессионализму Романа Бурденко ни на том конкурсе, ни впоследствии, когда бы и где бы мне ни доводилось его услышать, всегда недоставало музыкальности и благородства истинной кантилены. Недоставало наполненности чувства, идущего от сердца и стиля музыки, а не от напористо жесткого силового нагнетания. На обсуждаемом концерте это проявилось как в репертуаре Верди (в дуэте из «Травиаты» и в монологе Форда из «Фальстафа»), так и в песне Веденецкого гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко». Однако я с удовлетворением отметил для себя, что за то достаточно долгое время, что не слышал певца, он стал петь значительно ровнее и культурнее. Но, тем не менее, русская ария, прозвучав на сей раз вполне добротно, просто усыпила скукотой, монотонностью и однообразием своей трактовки. Послушайте, с каким природным темпераментом, с какой изумительно тонкой нюансировкой интерпретирует ее Василий Ладюк – и вы поймете, о чем я говорю!

Алексей Татаринцев в этот вечер был чрезвычайно разнопланов: помимо «Застольной» из «Травиаты» (партия Альфреда) он представил арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, каватину Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и романс Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Трактирщица из порта». В лице этого исполнителя разноплановость предложенных им музыкальных образов убедительно выявила и стилистически адекватную разноплановость их трактовок.

Еще один эмоционально утонченный и рафинированно изысканный солист «Новой Оперы», лирико-драматический баритон Илья Кузьмин, в Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой принимал участие дважды: II конкурс (2001) принес ему специальный диплом за лучшее исполнение немецкой Lied, а уже III конкурс (2003) – III премию. Услышать певца на этих конкурсах мне не довелось, но каждый раз, слушая певца в стенах этого театра, получаешь огромное удовольствие независимо от того, в каком репертуаре он занят – русском, итальянском, французском или немецком. В нынешнем концерте Илья Кузьмин на совершенно упоительной кантилене провел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского и сумел блеснуть тонкой отделкой французского музыкального стиля в сцене и арии Ирода «Ce breuvage pourrait me donner un tel rêve! … Vision fugitive et toujours poursuivie» из оперы Массне «Иродиада».

Солистка театра «Новая Опера» Юлия Меннибаева на Международном конкурсе меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери (2012) стала лауреатом II премии. Именно тогда я и открыл для себя это новое яркое имя, ведь сегодня подлинные меццо-сопрано – это большая редкость. Огненно-страстным и драматически наполненным звучанием своего тембрально роскошного голоса певица поразила как в сцене гадания Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», так и в знаменитой арии обольщения – третьей арии Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Истинно меццо-сопрановое звучание этого голоса, невероятно богатого «чувственными обертонами», просто завораживало, околдовывало, заставляло забывать обо всем на свете. И этот же голос в удивительно мягкой и чувственной гармонии сливался с лирической аурой голоса Любови Петровой в пленительной баркароле Никлауса и Джульетты из оффенбаховских «Сказок Гофмана»…

Автор фото — Д. Кочетков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ