Жестокие игры

«Квартет» Луки Франческони в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

«Ковент-Гарден» представил на малой сцене английской публике спустя три года после премьеры в Ла Скала одноактную оперу «Квартет». Ее автор (как музыки, так либретто) — один из из популярных современных композиторов Лука Франческони. Впрочем, в основу «Квартета» легла пьеса Хайнера Мюллера по мотивам знаменитого романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Режиссер постановки — Джон Фулджеймс.

Суть этого произведения заключается в том, что двое – мужчина и женщина – играют в жестокую игру, дабы избежать скуки и монотонности (по оригиналу). Но в лондонской версии, мне кажется, это уход от страшных реалий жизни, и эта игра – неожиданно для них и для нас — выявляет много неизвестного, непредсказуемого и мало привлекательного — как в героях, так и в нас. В постановке Королевской оперы персонажи оказываются отгороженными от внешнего мира – они оказались в ловушке, изолированные от мира, окруженные огнем революций и войн. Вокруг них поистине апокалипсический пейзаж — они находятся не то на палубе намертво пришвартованного корабля, потерпевшего кораблекрушение, к бордюрам которого прикреплены пластиковые мешки, в которых наши герои хранят остатки прежней роскоши — смокинг, бальное платье, еще не заляпанные грязью белые (невинные) гольфы, не то на огромном балконе пентхауза, изуродованного дома, где только и можно спастись, в углах которого скопились грязные бутылки с водой.

1/6

Их костюмы и грим – под стать пейзажу. Так выглядят спасенные после землетрясения – запыленные, в изорванных и грязных одеждах (сценография и костюмы Сутры Гилмор). А сверху, над ними, во много рядов, на разных уровнях, свисают белые полотна, книзу изношенные, изжеванные, на которых периодически демонстрируется сложный визуальный ряд (видеодизайнер Бруно Поэт).

Эта ситуация, когда двое в экстремальной ситуации, когда всё на самом деле так безнадежно, когда проще просто «опустить лапки» и уйти на дно, все-таки пытаются сохранить какую-то интригу жизни, видится мне каким-то вызовом этим новым, непривычным обстоятельствам и жизни, и весь сюжет поэтому в нынешнем спектакле предстаёт в другом ракурсе. На мой взгляд, эта идея Фулджеймса намного выигрышнее, нежели изначальная, когда наши герои из аристократических семейств тешились подобного рода забавами от скуки и нечего делания.

Так что происходит на сцене? Буквально в двух словах. Два актера – мужчина и женщина – разыгрывают небольшие сценки: Он, виконт де Вальмон, и Она, Маркиза де Мертей. И он объявляет своей женщине о своей любви к другой. Обыгрывается довольно типичная ситуация. Маркиза клеймит всех мужчин: они – ничто, но только инструмент, приносящей женщине сексуальное удовлетворение.

Следующая сценка — герои обмениваются ролями. Маркиза, нацепив на свою почерневшую от грязи юбку замызганный смокинг, «превращается» в мужчину, а он, одев на себя фартук и приставив к груди срезанную с пробкой верхнюю часть пластиковой бутылки. И виконт подводит резюме: он вполне справился со своей ролью. Но Маркизе это перевоплощение не так уж удалось.

Затем Маркиза перевоплощается в юную племянницу (вот для чего хранились до поры каким-то чудом сохраненные белые колготки, красный бантик в волосах, во рту – поминутно облизываемая ложка), и Вальмон швыряет ее (племянницу-Маркизу) на пол, грубо насилуя. Но ситуация эта довольно банальна. Еще одна Лолита.

Последняя сценка – Вальмон, взявший на себя роль де Турвеля, мужа своей любовницы (в любви которой он признался в первой сценке), завершает свой жизненный путь, испив бокал отравленного вина, предложенного Маркизой. Конец игре. Маркиза хладнокровно наблюдает, как умирает ее мужчина.

В этот вечер роли исполняли — норвежское меццо-сопрано Анжелика Воже, чей голос звучал так многогранно – дерзко, жалостливо, вызывающе, и Марк Стоун, обладающий обширным диапазоном (он же – несовершеннолетняя девочка и зрелый мужчина). Чувствовалось, что героям не с первой минуты удалось «вжиться» в роли. Конец спектакля однозначно намного выразительнее начала – и в вокальном отношении, и в драматическом.

Музыка своеобразна, местами – интересна, не лишена привлекательности, непредсказуема, неожиданна, направлена на то, что подчеркнуть необычность сюжетной линии. Но – ее можно слушать! Дирижировал оркестром Эндрю Гурлей, заслуживший, как и музыканты, явные ободряющие аплодисменты немногочисленной публики.

В этом спектакле есть еще штрих, который оказался возможным благодаря звуко- дизайнерам из Sound Intermedia. Необычный визуальный ряд – то упомянутые белые полотна «горят» пламенем пожара, то мы видим процесс тления - бактерии, за размножением которых, видимо, наблюдается через микроскоп, то множество жуков, бабочки, которые, отдаляясь, превращаются в трудно различимые точки. Но понять и разгадать смысл этого видеоряда достаточно трудно с первого просмотра.

Опера непроста, в ней накладываются несколько слоев – вокальный, музыкальный (оркестр располагался в нише, находящейся непосредственно под этим утесом-выступом-палубой, на которой разыгрывалось действо), Сюжет – тоже не прост, но при желании и при определенной подготовке доступен пониманию, в нем есть глубина, вызов обществу. К этому спектаклю мысль возвращается снова и снова…

Уже в 2020 году еще одна новая опера Луки Франческони (название ее нам пока неизвестно) будет поставлена на большой сцене Королевской оперы, и театр полагает, что композитор использует свой шанс вновь перевернуть наше понимание о мире.

Фото: ROH / Stephen Cummiskey

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ