Настоящее меццо-сопрано

Анита Рачвелишвили в Москве

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
Голос певицы звучал легко и свободно, но в то же время драматически насыщенно и мощно. Это была вокальная палитра настоящего, полновесно-фактурного меццо-сопрано, и сей факт на фоне тенденции нашего времени, когда многие номинально позиционируемые меццо, исполняющие традиционный оперный репертуар, лишь стремятся выдать себя за оных, внушил весьма большой оптимизм. Для Аниты Рачвелишвили партия Кармен — не только коронная, но и знаковая, ведь именно после триумфа в ней на сцене «Ла Скала» тогдашняя недавняя выпускница его Академии молодых певцов сразу же снискала международное признание.

Первый концерт филармонического абонемента «Звезды мировой оперы в Москве» состоялся в этом сезоне лишь 23 декабря, но зато открытие цикла оказалось действительно ярким и запоминающимся. До нынешнего первого приезда меццо-сопрано Аниты Рачвелишвили в Москву представление об этом грузинском чуде сложилось у меня лишь заочное. Мои впечатления основаны на давней трансляции «Кармен» Бизе из «Ла Скала» (постановки, открывшей сезон 2009/2010) и на относительно недавнем (прошлого сезона) показе на большом цифровом экране новой постановки оперы Бородина «Князь Игорь» из театра «Метрополитен-опера».

В последний раз на этой престижной сцене певица выступила осенью прошедшего 2014 года, и речь идет о серии спектаклей очередного возобновления старой постановки «Кармен». Несмотря на то, что прямая трансляция этого спектакля с премьерным составом исполнителей уже была осуществлена (в январе 2010 года с Элиной Гаранчей и Роберто Аланьей), ее повторная прямая кинотрансляция в формате HD состоялась в первый день ноября. Думается, этот шаг далеко не случаен: он свидетельствует о весьма высоком мировом рейтинге певицы. К сожалению, побывать на этой трансляции мне на сей раз не довелось, и это обстоятельство интригу живой встречи с исполнительницей на сцене Концертного зала имени Чайковского лишь только усилило.

Фрагменты партии Кармен, однозначно коронной в творчестве певицы, закономерно прозвучали и на концерте в Москве. Хабанеру Анита Рачвелишвили исполнила в основной программе, а сегидилью – в качестве первого номера на бис. И эти две вокальные пьесы Бизе убедительно показали, что перед нами – исполнительница, весьма тонко чувствующая специфику французской оперной музыки XIX века, наделяющая свою героиню массой самых разнообразных музыкально-психологических нюансов, оттенками тонких душевных состояний. Голос певицы звучал легко и свободно, но в то же время драматически насыщенно и мощно. Это была вокальная палитра настоящего, полновесно-фактурного меццо-сопрано, и сей факт на фоне тенденции нашего времени, когда многие номинально позиционируемые меццо, исполняющие традиционный оперный репертуар, лишь стремятся выдать себя за оных, внушил весьма большой оптимизм. Для Аниты Рачвелишвили партия Кармен – не только коронная, но и знаковая, ведь именно после триумфа в ней на сцене «Ла Скала» тогдашняя недавняя выпускница его Академии молодых певцов сразу же снискала международное признание.

Во французском блоке в этот вечер мы услышали также сцену и арию Шарлотты с письмами «Werther! Werther! Qui m’aurait dit la place … Je vous écrit de ma petite chamber» из оперы Массне «Вертер», знаменитую арию Далилы «Mon cœur s’ouvre à ta voix» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и весьма «экзотический» для наших концертных залов номер – финальные речитатив и стансы Сафо «Où suis-je? … Ô ma lyre immortelle» из оперы Гуно «Сафо». Вся эта подборка романтического репертуара потребовала от исполнительницы не только лирически светлых, но и драматически ярких, акцентированно-чувственных красок, и с этими задачами она справилась блестяще.

Сценой Шарлотты и третьей арией Далилы меломанов удивить сегодня, пожалуй, трудно. Эти номера давно уже прочно «вросли в слух», но удивить индивидуальностью и неповторимостью их рафинированно-выдержанных трактовок Анита Рачвелишвили всё же сумела. Речитатив и стансы Сафо – случай особый: здесь захватывающая филигранность интерпретации воедино слилась с новизной и свежестью музыкальных впечатлений, и этот номер стал поистине изюминкой всей программы. Если же говорить о русском репертуаре, прозвучавшем в этот вечер, то его локальной изюминкой стало исполнение выходной песни Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая» из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной…» из оперы Бородина «Князь Игорь» в живом восприятии произвела эффект существенно больший, чем в трансляционном спектакле из «Метрополитен-опера». В американской постановке Дмитрия Чернякова всё первозданное богатство голоса певицы и в правду померкло, как свет дневной, а в живом восприятии это богатство расцвело во всем его великолепии.

Итальянский репертуар был представлен песней Эболи о фате «Nei giardin del bello» из оперы Верди «Дон Карлос» и арией Принцессы де Буйон «Acerba voluttà, dolce tortura» из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврер». Эти две диаметрально противоположные по своим музыкальным задачам вокальные зарисовки показали, что и в итальянском драматическом репертуаре певица ощущает себя весьма непринужденно. Ей одинаково были подвластны и весьма непростые «расписные» фиоритуры песни Эболи, и всеобъемлющий чувственный драматизм партии Принцессы де Буйон, а в качестве заключительного биса певица в сопровождении оркестра весьма эффектно исполнила что-то национальное грузинское. Этот бис стал замечательным финальным росчерком всей программы.

Место за дирижерским пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» в этот вечер занял итальянский маэстро Лучано Акочелла. В московских филармонических проектах он появляется не впервые, и общий язык с оркестрантами он сумел найти и на этот раз. В качестве инструментальной музыки, исполнявшейся между вокальными номерами, прозвучали полонез из «Евгения Онегина» Чайковского, увертюра к «Луизе Миллер» Верди, прелюдия из Сюиты № 1 из музыки Бизе к драме «Арлезианка», интермеццо из «Манон Леско» Пуччини и «Вакханалия» из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Инструментальную поддержку вечера, в целом, отличала известная добротность, однако все же именно вокальные впечатления оказались наиболее яркими и сильными.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ