«Musica Viva» и Александр Рудин подружились с оперой Бетховена

«Фиделио» в КЗЧ

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
На сей раз оркестр «Musica Viva» спасал Флорестана и воздавал должное мужеству Леоноры в необходимом для этого расширенном составе участников. С первых же тактов увертюры стало ясно, что в лице Александра Рудина эта партитура нашла своего очень тонкого, вдумчивого и стилистически адекватного интерпретатора. Музыкальной фактуре всей интерпретации увертюра сразу же легко и изящно задала тонус редкой романтической одухотворенности и «драматической прозрачности». Этот тонус на однозначно высоком уровне профессионализма и понимания задач музыкального стиля был воспринят и вокальным ансамблем «Интрада», и всем ансамблем певцов-солистов, которые, пожалуй, лишь за исключением тенора Максима Пастера в партии Флорестана, предстали весьма органичными, глубоко вжившимися и в свои сольные эпизоды, и в стихию коллективного музицирования.

Вспоминать о Бетховене как о композиторе оперном приходится нечасто, ибо в его обширном наследии – всего одна опера, опус под названием «Фиделио», да и для практики отечественного театрального и концертного проката это название традиционным уж точно не назвать. Однако – бывает же такое! – нынешний московский сезон подарил встречу сразу с двумя редакциями этой оперы. К первой трехактной версии под названием «Леонора» (1805) еще осенью прошлого года обратился Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, и сегодня в музыкальной афише Москвы новая большая работа этого театра заняла одно из интереснейших мест.

14 марта концертный вариант финальной двухактной авторской редакции под названием «Фиделио» столичным меломанам предложил Московский камерный оркестр «Musica Viva». Место за его дирижерским пультом занял художественный руководитель коллектива Александр Рудин. К сотрудничеству с оркестром в этот долгожданный проект были приглашены вокальный ансамбль «Интрада» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко), пара зарубежных исполнителей (сопрано из Германии Джулиана Бансе на партию Леоноры и финский бас Тимо Риихонен на партию Рокко), а также солисты московских музыкальных театров.

Компактность «Фиделио» – последней редакции оперы – делает ее восприятие весьма динамичным, восхитительно живым, словно сотканным из музыкальных нитей тончайшей энергической выделки. Именно воздействие подобного силового поля музыки во время обсуждаемого исполнения оперы в Концертном зале им. П.И. Чайковского удалось ощутить как нельзя лучше. Но не только это, ведь «Фиделио» – еще и объект истинно меломанского наслаждения. Приятно услаждать слух призваны изысканные бетховенские гармонии и восхитительно-чувственная аура сольных, хоровых и, в особенности, богатейших ансамблевых страниц партитуры.

16 номеров оперы (10 – в первом акте, и 6 – во втором) в каждом из актов на сей раз прозвучали нон-стоп без разговорных диалогов. В связи с этим приходится вспомнить, что «Фиделио» – не просто опера, а типичный немецкий зингшпиль, хотя по отношению к единственной опере Бетховена, в немецком музыкальном театре занимающей место поистине уникальное, слово «типичный», возможно, и не самое удачное. Между прочим, даже в упомянутой театральной постановке «Леоноры» все разговорные диалоги были купированы. Понятно, что при таком выборе для связки музыкальных номеров в единое целое в условиях театра требуются дополнительные усилия режиссера. В условиях же концертного исполнения отсутствие разговорных диалогов вообще никаких вопросов не вызывает: это так же естественно, как ежегодный приход весны, которая в этом году, кажется, и наступила вместе с обсуждаемым исполнением «Фиделио».

Весна – символ возрождения и обновления, а «Фиделио» (наиболее, пожалуй, известный сегодня образец жанра «оперы спасения») – символ того же самого, но к идее обновления и возрождения в ней присоединяется также идея торжества справедливости и светлых гуманистических идеалов. Безусловно, сама драматургия оперного либретто созданного на основе ничем не приметной французской пьесы, во многом наивна и утопична, да и о самóй этой пьесе вряд ли бы кто сегодня вспомнил, если бы не опера Бетховена. Оркестр «Musica Viva», вспомнив об этой опере весьма удачно, во всеоружии мобилизованных для ее исполнения творческих сил включил «Фиделио» в программу своего фирменного филармонического абонемента «Шедевры и премьеры», в рамках которого традиционно представлена музыка разных жанров и который пользуется сегодня большой популярностью.

На сей раз оркестр «Musica Viva» спасал Флорестана и воздавал должное мужеству Леоноры в необходимом для этого расширенном составе участников. С первых же тактов увертюры стало ясно, что в лице Александра Рудина эта партитура нашла своего очень тонкого, вдумчивого и стилистически адекватного интерпретатора. Музыкальной фактуре всей интерпретации увертюра сразу же легко и изящно задала тонус редкой романтической одухотворенности и «драматической прозрачности». Этот тонус на однозначно высоком уровне профессионализма и понимания задач музыкального стиля был воспринят и вокальным ансамблем «Интрада», и всем ансамблем певцов-солистов, которые, пожалуй, лишь за исключением тенора Максима Пастера в партии Флорестана, предстали весьма органичными, глубоко вжившимися и в свои сольные эпизоды, и в стихию коллективного музицирования.

Спешу сказать, что партия Флорестана стала для этого певца камнем преткновения вовсе не потому, что он выбивался из стиля – с этим всё было вполне обнадеживающе. Причина – в том, что заведомо лирическая, не спинтовая, не пронзительная, а достаточно мягкая и открытая фактура звучания его голоса просто не соответствовала явно драматическому вокальному стержню этой партии. Особенно это проявилось в выходной арии, открывающей второй акт, и несколько менее – в следующих друг за другом терцете и квартете второго акта. В любовном дуэте с Леонорой (предфинальном номере оперы) ситуация с теноровым звучанием была ожидаемо адекватнее. И всё же дуэт Максима Пастера с такой харизматичной Леонорой, какой предстала фактурно-притягательная Джулиана Бансе, оказался неравным вокальным союзом.

Джулиана Бансе – одна из ярких молодых оперных див современности, уже достаточно хорошо известных в музыкальном мире не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Но именно благодаря участию в обсуждаемом московском исполнении «Фиделио», этот приезд певицы в нашу страну стал первым. Специализация исполнительницы, в основном, на немецком репертуаре (классическом и романтическом), а также на ряде итальянских опер Моцарта и избранных опусах Рихарда Штрауса и Хиндемита, изначально обусловлена природой ее, возможно, не самого сильного, и не самого объемно направленного, но по-немецки точно и педантично грамотно поставленного голоса.

Его звучание обращает на себя эффектно затемненной «заглубленностью» тембра, чеканностью фразировки и интонации, а также драматическим нервом вокального посыла, властно проникающего в сознание, словно невидимо-острые стрелы Амура. Они-то и заставляют плениться подлинным мастерством исполнительницы. В трактовке героико-романтической партии Леоноры, в чем сполна могла убедиться публика, все эти качества певицы находят самый благодатный творческий выход. В экспликации партии Леоноры в первом акте – сначала квартет, исполняемый в канон Марцеллиной, Леонорой, Жакино и Рокко, а затем терцет уже без участия Жакино. Однако в первой же важной кульминации (в арии Леоноры) демонстрация певицей своего вокально-драматического мастерства вовсе не идет в ущерб мелодической красоте выстраиваемой ею вокальной линии.

В партии старого тюремщика Рокко помимо его арии в первом акте и многоголосных ансамблей есть два важных дуэта – с Доном Пизарро в первом акте, и с Леонорой во втором (последний еще предваряется и мелодрамой). И везде обаятельно певучий финский бас Тимо Риихонен производит впечатление вокального уюта и душевного спокойствия, хотя по ходу развития оперного сюжета его персонажу и приходится пережить весьма немало. В музыкально-стилистическом отношении в партии тирана Пизарро весьма удачно предстает бас Артем Гарнов, несомненно, более всего запоминающийся в выходной арии первого акта с хором. Прелестную картину вокальных впечатлений дополняет вокально-актерский дуэт Марцелины и Жакино, в котором мы с немалым интересом внимаем сопрано Олесе Старухиной и тенору Артему Сафронову. В финале к ансамблю солистов присоединяется еще один бас Кирилл Филин (министр короля Дон Фернандо), а сам финал оперы в обсуждаемом исполнении уверенно ставит ликующе светлую музыкальную точку.

На фото: «Musica Viva»

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Musica Viva

Коллективы

Фиделио

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ