«Итальянский сад» Уильяма Кристи расцвел в Москве

«Итальянский сад» Уильяма Кристи расцвел в Москве
Специальный корреспондент
А вот теперь забудем все сказанное о недоработках молодых певцов, по долгу критика найденных нами в сольных номерах, поскольку как только артисты начинали петь в составе ансамбля – все это исчезало, и разновеликие звездочки сходились в абсолютно гармоничное созвездие. Ансамблевые номера звучали просто идеально, как будто их исполняли не солисты, обучающиеся для личной вокальной карьеры, а целенаправленно созданный и «спетый» коллектив. Было бы слишком эгоистично желать, чтобы они дальше только в таком составе и выступали вместе, но это было бы на самом деле «цветение искусства» ансамблевого пения.

Завершающий концерт сезона абонемента «Вершины мастерства барокко» с блеском прошел в концертном зале Чайковского 20 марта. Дирижер Уильям Кристи, его ансамбль ансамбль Les Arts Florissants, солисты Академии молодых певцов Le Jardin Dex Voix исполнили музыку европейских композиторов XVI-XVIII веков.

Не будет преувеличением назвать ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства») одним из лидеров и локомотивов всемирного барокко-бума. Многие годы своими концертами и дисками коллектив и его руководитель поддерживали неиссякаемый интерес к аутентичному исполнению старинной музыки и задавали его высокие стандарты. Удивительно, но с момента создания ансамбля Уильямом Кристи в 1979 году прошло более 35 лет! За эти годы через опыт участия или сотрудничества с дирижером и его коллективом приобрели практически все звезды барочной музыки, и мы верим, что с легкой руки наставника получат блестящий старт на сцене еще многие новые исполнители.

Неоднократно Кристи привозил свой коллектив и в нашу страну, каждый раз балуя российского слушателя уникальной программой. Весенним вечером, о котором идет речь в нашей статье, прозвучала программа «Итальянский сад» (постановщики Софи Данеман и Пол Агню). Она объединила произведения композиторов разных стран, написанные на итальянском языке.

Перед концертом с Кристи можно было пообщаться. Он провел не пресс-конференцию для журналистов в традиционном ключе, а неформальную встречу с публикой. Зрители спрашивали маэстро обо всем: о его пути в искусство, об отношениях с современной оперной режиссурой, о педагогической работе и специфике обучения аутентичному исполнительскому искусству. Ну и конечно, ценителей оперы особенно интересовало, как организован отбор и обучение молодых певцов, что нужно для того, чтобы стать учеником мэтра.

Академия молодых певцов Le Jardin Dex Voix («Сад голосов») базируется в театре французского города Кан, в ней в прошлом стажировались Соня Йончева, Кристоф Дюмо и многие другие выдающиеся певцы. Отбор певцов производится из примерно трех сотен претендентов, сначала по аудиозаписям, затем лучших маэстро прослушивает лично и принимает решение о сотрудничестве. Раз в два года шесть молодых солистов Академии участвуют в концертном туре с Кристи и ансамблем Les Arts Florissants по Европе и США. Предыдущая такая программа, которую также смогли услышать московские зрители, была посвящена французскому барокко.

Впрочем, назвать программу «концертной» мы, пожалуй, поторопились. В действительности, выступление певцов представляло собой нечто большее – театрализованное шоу, в каком-то смысле близкое к форме «пастиччо», правда, без декораций, но с активным актерским взаимодействием персонажей и элементами хореографии. Соединение номеров по последовательности и композиции продумано едва ли не тщательней, чем в реальных барочных операх (являющих собой, зачастую, простую последовательность номеров). При этом все делается на одном дыхании, не теряется ни секунды, молодые артисты оживленно двигаются по сцене, с легкостью и видимым удовольствием, они абсолютно раскрепощены. По сравнению со студентами русской вокальной школы, которых учат стоять на сцене твердо и основательно, у европейских исполнителей, с их живостью и подвижностью, контраст весьма заметный. Все это вместе – мастерство дирижера и оркестра, молодая энергия певцов, красивая постановка и чудесная старинная музыка – дают настолько комплексное ощущение радости и счастья, что возникают даже иллюзии восприятия других органов чувств: на нас как будто пахнуло воздухом Южной Европы, запахом цветущих растений вперемешку с морским бризом.

Прозвучала не только музыка барочных опер, но и отдельные произведения, фрагменты ораторий, кантат и мадригальных комедий. Отбор номеров был подчинен трем идеям. Первая, сквозная через всю программу – это отраженная в музыке Генделя, Вивальди и Гайдна история Роланда (он же Орландо в итальянской транскрипции), героя рыцарского эпоса, потерявшего рассудок на почве неверности возлюбленной. Вторая – «Академия любви», обучение юных сердец чувству – по названию положенной в основу первого отделения представления одноименной кантаты, которую создал итальянский композитор XVII века Алессандро Страделла. И наконец, третья тема – отношений импресарио и певцов, последовательно раскрытая во втором отделении при помощи фрагментов опер Чимарозы «Импресарио в затруднении», Гайдна «Певица» и Доменико Сарро «Импресарио с Канарских островов». Кроме того, в программу были включены произведения раннего барокко Адриано Банкьери, Орацио Векки, Жака да Верта, а также раритеты пера Моцарта и Порпоры.

Уровень состава певцов нельзя назвать однородным, однако мнения квалифицированных слушателей по поводу того, кто лучше, а кто хуже – разделились. Собственно, это еще раз подтверждает давно известный принцип, что окончательный «исполнитель» – ухо слушателя, а уж в восприятии голосов всё тем более различается. Голос одного и того же певца по-разному накладывается и на физиологические особенности слуховой системы разных слушателей, влияет и подготовленность, и музыкальные знания, и то, какой звуковой сигнал человек слышал непосредственно перед концертом, и что из музыки привык слушать вообще. Даже самочувствие в конкретный день важно не только для певцов, но и для публики (а в день, когда маэстро Кристи разворачивал перед москвичами свой сад, было солнечное затмение, влияние которого на людей очень неоднозначно).

Большинство ценителей совпали только в одном: контратенор Карло Вистоли (Италия) – это явно будущая барочная звезда. Ему и нагрузка досталась наибольшая, и качество исполнения было лучше, чем у друзей по Академии, но и превосходило отдельных «раскрученных» коллег по контратеноровому амплуа. Он был интересен в речитативах, заворожил магией ламенто и продемонстрировал необходимую для старинной музыки, изобилующей техничными пассажами и фиоритурами, вокальную мобильность. Достаточно звонкий для контратенора голос позволил нормально озвучить огромный зал и не теряться в ансамблях. В общем, Уильям Кристи в очередной раз вырастил в своем саду подающее надежды дарование.

В отношении остальных певцов изложу свое впечатление от выступления в конкретный день, не делая далеко идущих выводов на будущее. Мой фаворит – молодой британский тенор Николас Скотт. Он показал чистый, сладковатый голос, с некоторым уклоном в открытую манеру звукоизвлечения, очень высокий, легкий и подвижный, без потери опоры сходящий в ту область верхних нот, где у большинства мужчин уже начинается фальцет. Насколько ему стоило специализироваться в барокко, где для теноров не так много свободного поля, или имело смысл подумать, например, о более благодатной россиниевской специализации – вопрос обсуждаемый. Несколько пугает упоминание в биографической справке певца о присужденной ему стипендии сэра Элтона Джона – уход очередного тенора в неакадемические жанры был бы слишком печален.

Понравился баритон Ренато Дольчини из Италии. Временами певца захлестывали эмоции и жажда прожить на сцене полноценную актерскую жизнь в одном номере, это немного отражалось на точности звука, но общее впечатление осталось хорошее. Показалось, что артист более универсален, чем предполагает нынешний репертуар. Возможно, он был бы хорош как классический баритон-буффо в музыке более поздних периодов – запас маневренности в быстрых пассажах и артистическая экспрессия вполне тому способствуют.

Сопрано Люсия Мартин-Картон (Испания) провела свою партию стабильно, но ничем особым не удивила – это просто еще один хороший представитель плеяды барочных сопрано с «белым» неярким звуком. Притом что ей единственной досталось исполнять «мегахит» барокко, знаменитую «Lasсia la spina» Генделя, тогда как все остальные пели малоизвестные опусы, никакой форы певице это не дало. Как старательная исполнительница-отличница, она не внесла в арию ничего своего, кроме легкого флера скуки.

Леа Десандр (Франция) заявленная в программке как меццо-сопрано, оставила ощущение «неродившегося сопрано» – высокие ноты пока, даже в рамках альтовой партии, полноценно не открылись, а тембр даже по меркам барокко – слишком облегченный. Есть и плюсы – общая благозвучность компактного голоса, экспрессия в речитативах, пластическая выразительность движений актрисы.

И наконец, последний участник – бас Джон Тэйлор Уард из США. Тут оценки могут быть самые противоречивые, многим слушателям даже очень понравились его закрытая манера пения и избыточное придыхание, делающее звук уже не бархатным, а каким-то войлочным, но рядом с очень звонкими партнерами по сцене это слушалось странно. Насколько вообще придыхательная атака звука аутентична для барокко – вопрос обсуждаемый, поскольку не у всех певцов это получается так эффектно, как у Бартоли и Кермес, а как оно там было на самом деле, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.

А вот теперь забудем все сказанное о недоработках молодых певцов, по долгу критика найденных нами в сольных номерах, поскольку как только артисты начинали петь в составе ансамбля – все это исчезало, и разновеликие звездочки сходились в абсолютно гармоничное созвездие. Ансамблевые номера звучали просто идеально, как будто их исполняли не солисты, обучающиеся для личной вокальной карьеры, а целенаправленно созданный и «спетый» коллектив. Было бы слишком эгоистично желать, чтобы они дальше только в таком составе и выступали вместе, но это было бы на самом деле «цветение искусства» ансамблевого пения.

И еще более превосходные эпитеты следует адресовать оркестру, выпестованному прекрасным дирижером. Хорошее аутентичное исполнение – особый деликатес, тонкое и изысканное удовольствие для уха меломана, причем не для каждого. Но коллектив Уильяма Кристи отточил мастерство до такого уровня совершенства, что их музицирование с ходу захватывает и не отпускает любого, даже адептов традиционной классики, к аутентизму относящихся холодно. Особенно хороши в этот вечер были деревянные духовые – абсолютно чистейшее исполнение, трепетный, проникающий в самую глубину души звук просто не мог оставить равнодушным.

По окончании концерта публика многократно вызывала дирижера и певцов на поклоны, и надо отдать должное, на бисы Уильям Кристи не поскупился. Помимо цитирования на бис самой программы, нас угостили уникальным блюдом – прозвучал секстет из 2-го акта «Золушки» Россини «Questo è un nodo avviluppato» с контратенором в качестве Анджелины, который тоже был исполнен с удивительным сочетанием свободы маневра и точности попадания. Браво маэстро, браво ансамбль Les Arts Florissants!

А напоследок приходится упомянуть о неприятном факте, не имеющем отношения к качеству концерта. Негромкая, изящная музыка барокко требует тишины и спокойствия, но к сожалению, московская аудитория гарантировать это по-прежнему не способна – звуки мобильных телефонов стали просто злым роком для первого отделения концерта. Перед вторым личную просьбу Уильяма Кристи проверить, отключен ли звук телефонов, дикторы повторили несколько раз. Стыдно, господа! Уж если мы выбираем провести вечер в атмосфере давно прошедших времен, следует полностью отключаться от суеты XXI века.

Дабы не завершать впечатления от концерта столь досадным штрихом повторю как рефрен – Браво, маэстро!

На фото: Уильям Кристи и «Les Arts Florissants»

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Уильям Кристи

Персоналии

Les Arts Florissants

Коллективы

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ