Странная пара

«Любовь-волшебница» и «Сельская честь» в веронском театре Филармонико

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
«Сельская честь» вызывает больший энтузиазм, что понятно: опера Масканьи настоящий хит, вещь очень известная, и публика заполняет театр, чтобы послушать любимые мелодии. Ренато Дзанелле удается и постановка оперы, хотя она не отличается особо оригинальной идеей и остается в рамках традиции. Дзанелла уделяет должное внимание работе с певцом-актером, и хор предстает у него в качестве активно действующего лица. В спектакле нет мертвых точек, самые сильные по воздействию сцены вынесены на авансцену, как если бы режиссер желал на несколько мгновений освободить героев от присутствия толпы; белые панели выдвигаются с обеих сторон, выгораживая интимное пространство.

Память услужливо подсказывает ставшее устойчивым выражение Густаво Маркези, который именует две первые ласточки оперного веризма – «Сельскую честь» Масканьи и «Паяцев» Леонкавалло – «победоносной парой». Испытывая огромную радость по поводу появления на сцене театра Филармонико шедевра Масканьи, автор вынуждена перефразировать меткое выражение Маркези и назвать этот спектакль «странной» парой. Ибо на сцене веронского театра «Сельская честь» появилась не в компании с привычным спутником, но с балетом Де Фальи «Любовь-волшебница» (испанское оригинальное название «El Amor brujo», что, скорее, означает «Любовь-колдунья»).

Постановку «странной пары» доверили хореографу Ренато Дзанелле, уроженцу города Ромео и Джульетты, работавшему в Вене, но уже давно вернувшемуся в родные пенаты, чтобы занять место руководителя веронской балетной труппы и, вне сомнения, влить в нее свежую кровь. Спектакли Дзанеллы часто доставляют большое удовольствие публике.

«El Amor brujo» – балет с участием cantaor, певицы стиля фламенко, основан на старинной легенде, рассказанной матерью Пасторы Империо. В центре истории – непростая любовь Кармело и гитаны Канделаc. Дзанелла выбирает для шедевра Де Фальи мрачные тона, цыгане танцуют ритуальный танец глубокой ночью. Лола из «Сельской чести» и Канделас из «Любви-волшебницы» – одно и то же лицо, меццо-сопрано, которой предстоит спеть грациозную песенку о цветке лилии, перевоплощается в певицу фламенко. Вместе с танцовщиками, изображающими цыган, она участвует в некоем волнующем и темном, откровенно чувственном ритуале. Хореография Дзанеллы очень динамична, музыкальна, обнаруживает знание фламенко, драматургия отмечена ясностью. Великолепны Тереза Стриули, Евгений Курцев и Антонио Руссо в главных ролях, им удачно подыгрывает веронская балетная труппа.

«El Amor brujo» предстает в виде пролога к «Сельской чести» – для обоих произведений известная художница Лейла Фтейта создает единую сценографию. Знакомые с волшебной природой и древними памятниками Сицилии с легкостью узнают уголок Долины Храмов в Агридженто, суровые и гармоничные остатки античных колонн, рядом с ними оливковое дерево. Фтейта выбирает строгость, суровость, минимализм… и выигрывает! Серовато-оливковые цвета элементов сценографии контрастируют ярким женским платьям танцовщиц в «El amor brujo», и идеально гармонируют с традиционными сицилийскими костюмами позапрошлого века в «Сельской чести».

«Сельская честь» вызывает больший энтузиазм, что понятно: опера Масканьи настоящий хит, вещь очень известная, и публика заполняет театр, чтобы послушать любимые мелодии. Ренато Дзанелле удается и постановка оперы, хотя она не отличается особо оригинальной идеей и остается в рамках традиции. Дзанелла уделяет должное внимание работе с певцом-актером, и хор предстает у него в качестве активно действующего лица. В спектакле нет мертвых точек, самые сильные по воздействию сцены вынесены на авансцену, как если бы режиссер желал на несколько мгновений освободить героев от присутствия толпы; белые панели выдвигаются с обеих сторон, выгораживая интимное пространство.

На сцене Филармонико предстает превосходный состав артистов, в котором дамы одерживают победу над кавалерами, но над всеми возвышается Ильдико Комлоши – Сантуцца. Она создает персонаж, который взывает к пониманию и сочувствию, и взывает так, что не откликнуться просто невозможно! Не слишком красивая, типичная женщина традиционного итальянского Юга, одетая в черное с шалью на плечах, полная достоинства, хотя и отдалась Туридду, не будучи его законной женой, одержимая страстью и смиренно принимающая отлучение от церкви, не могущая переступить порог церкви, чтобы отпраздновать светлый праздник Пасхи вместе со всеми, останавливающаяся в паре шагов от дома Лючии... Сантуцца Комлоши получается удивительно живой. Превосходен и вокал опытной певицы, ее голос глубок, бархатен, красиво и темновато окрашен, кантилена гладка, слово подано с безупречной осмысленностью и выразительностью. Комлоши поет, завораживает красотой пения, а не кричит. Какое удовольствие и отдохновение уху!

Вслед за Комлоши упомяну сначала не исполнителя роли Туридду, а двух других дам. Милена Йосипович – ныне уже вошедшая в историю исполнительница вторых ролей, comprimaria di lusso, сказали бы итальянцы. Йосипович подлинный художник, о таких Станиславский говорил: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты». Она строга, сдержанна, каждое ее движение и каждая фраза дают живой портрет героини, пожилой и в высшей степени достойной простой женщины, безмерно любящей сына, но способной понять истерзанное сердце ее любовницы, по тем временам грешницы. Заслуженная певица также безупречный мастер выразительной фразы, верной интонации, образ Лючии возник бы перед вашим мысленным взором, даже если бы вы слушали музыку с закрытыми глазами.

Приятное открытие – молодая певица Кларисса Леонарди в партии Лолы. Наконец-то мы видим очень красивую, стройную, соблазнительную Лолу, наконец-то предмет любви Туридду заслуживает томной серенады, музыка которой кружит голову слушателю. Леонарди показывает себя превосходным музыкантом, в «El amor brujo» она проникает в секреты стиля Де Фалья, ее пение завораживает темными, колдовскими красками, в нем звучат мрачные предчувствия. Владеет она и темпераментным письмом Масканьи.

Юсиф Эйвазов, азербайджанский тенор, родившийся в Алжире, привлекателен в роли Туридду. Он и есть Туридду, молодой, страстный, не умеющий полностью себя контролировать, не слишком уверенный в себе. Голос Эйвазова чуть легковат по сравнению с более крепкими тенорами, которым обычно поручается эта партия. Его летучий тенор с безоглядностью следует мелодическим изгибам увлекательной музыки Масканьи, его фразировка отмечена выразительностью, его дикцию отличают ясность и внимательный подход к слову.

Неплох кум Альфио Себастьяна Катаны, полностью в рамках традиционного прочтения этой роли, его игра и пение абсолютно корректны, быть может, от убийцы бедного Туридду ожидается больше страстности и одержимости местью.

Хор Арена ди Верона (хормейстер Вито Ломбарди), как всегда превосходен и самым живым образом принимает участие в действии. За пультом Ядер Биньямини, один из лучших дирижеров современной итальянской оперной сцены, любовь публики к нему полностью заслуженна. Биньямини – дирижер с превосходным жестом, всегда имеющий живой контакт с оркестром, крайне динамичный. Его индивидуальности особенно близка неудержимая мелодическая стихия музыки Масканьи, и Интермеццо становится настоящим праздником, кое-кто среди публики не может удержать слезы.

«Странной паре» в Вероне, благодаря усилиям и талантам пожелавших «свести» два различных произведения, удается сойтись и образовать гармоничную пару. Оттого и полон театр Филармонико. Большая радость!

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ