Рецепт не новый, но помогает

«Любовный напиток» в Алматы

«Любовный напиток» в Алматы
Оперный обозреватель
Как всегда в комической опере, нас ждет хэппи-энд. Влюбленные соединяются, мы видим Неморино и Адину сидящими на бутафорской лошади, на голове девушки уже прижилась вуаль. Так что свадебка не за горами. Режиссерский ход, конечно, лобовой, но в стиле всего спектакля, в целом довольно веселого, где в финале Дулькамара уходит в зал, идет «в народ», чтобы снова дурачить легковерных, которым во все времена несть числа. И этот веселый спектакль идет на сцене театра, где, как можно понять, происходит много грустного. И дело не только в оркестре, оркестр – это лакмусова бумажка общего неблагополучия. Скромный ли бюджет в этом виноват, отсутствие грамотного менеджмента – сказать трудно. Но ощущение тревоги за театр, тем не менее, остается. И за талантливое молодое поколение, которое при благоприятных условиях может составить славу Казахстану.

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая в Алматы показал комическую оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Вроде бы не самое сложное для сценической постановки произведение, но, тем не менее, с довольно-таки опасными подводными камнями. В «Любовном напитке» легко сбиться и на безудержное комикование, и даже на пошлость, забыв о замысле композитора. Спектакль в Казахстане, за небольшим исключением, этого избежал.

Амуры из-под потолка

В принципе, «Любовный напиток» в театре им. Абая выдержан в многолетних традициях советского театра. С декорациями в сукнах, с нарумяненным мимансом, с костюмами, навевающими воспоминания о карнавале в Венеции. Поначалу это немного шокирует, но потом ход, выбранный режиссером Ляйлим Имангазиной, принимаешь.

Она словно предлагает игру в старый добрый оперный театр – без компьютерной графики, без необоснованного переноса «в наши дни». В ее спектакле все будет так, как написали композитор и либреттист. Что ж, можно соглашаться или не соглашаться с концепцией, но уважать ее нужно. Хотя бы за верность идеалам.

И потом, эксперименты экспериментами, но если в городе один оперный театр, возможно, более целесообразно не грузить публику разного рода «измами», а просто сделать хороший, грамотный спектакль. Пусть с наивными амурчиками из фанеры, спускающимися с потолка, пусть даже с подобным сердцем с подсветкой, которое маячит над головой Неморино во время его знаменитой арии в последнем акте. Это все – как горшки с геранью на подоконнике. Можно сказать, что они – проявление мещанства. А можно умилиться с ностальгией по ушедшим временам.

Сразу же оговоримся – не все удалось Имангазиной. Проглядывается, что бюджет постановки невелик, что иногда режиссер не была последовательной, да и с хорошим вкусом есть проблемы. Тем не менее, это не проходная постановка, есть в ней какая-то наивная свежесть и какой-то лукавый взгляд. Что совсем неплохо при работе над комической оперой.

Имангазина рассказывает нам историю любви легко и непринужденно. Она вволю дает артистам показать свои и вокальные и драматические способности, вот только, похоже, им не было разрешено чрезмерно импровизировать. Возможно, именно сложность постановок комических опер, когда тонкий юмор авторов может в мгновенье ока перейти в комикование, тому причиной.

Но с чем уж совсем нельзя согласиться в спектакле, так это с трактовкой дирижера. Создалось впечатление, что Ерболат Ахмедьяров не очень чувствует легкость и полетность музыки Доницетти. Вместо заложенной в партитуре игривости – грубые мазки, мягко говоря, находящегося не в лучшей форме оркестра театра. Вместо изящной фразировки – «буря и натиск».

По предыдущим впечатлениям, а автору этих строк пришлось слышать в театре Абая «Капулетти и Монтекки» и «Искателей жумчуга», оркестр в этом коллективе – головная боль. Что, безусловно, сказывается и на солистах, и на хоре. Кстати, о последнем. Увы, особой режиссерской работы с хором не наблюдается, он скорее напоминает примитивную массовку, чем собрание разных характеров.

Любовный треугольник и обаятельный шарлатан

Спектакль начинается с мини-пролога, в котором мы знакомимся с Дулькамарой (Андрей Трегубенко). Этот певец, несомненно, является одним из самых интересных представителей сильного пола в труппе театра Алматы. Обладатель красивого, просто бархатного голоса, Трегубенко практически безупречен и в вокальном, и в драматическом плане. Чарам такого авантюриста трудно не поддаться.

И пусть на нем странный, излишне пестрый костюм, этот Дулькамара – сродни графу Калиостро, он словно пародирует знаменитого авантюриста. Дулькамара втюхивает свой эликсир легковерным, а потом со стороны наблюдает, что же из этого выйдет. Кстати, возникало ощущение, что он не совсем равнодушен к чарам Адины.

Неморино (Дархан Жолдыбаев) и Белькоре (Олег Татамиров) – ну просто антиподы. Если Неморино робок и трогателен, такой неуклюжий влюбленный невыросший мальчишка, то Белькоре просто-таки утрированно брутален.

Нельзя сказать, что в вокальном плане Жолдыбаев безупречен, хотя в его музыкальности не стоит сомневаться. Безусловно, от природы певец одарен, но хороший педагог ему бы не помешал. Олег Татамиров, обладатель сочного голоса, прекрасно чувствует природу комической оперы. Ему вольготно в его партии, он вальяжен, он ничуть не сомневается в своей мужской неотразимости. Но Адина выбирает не его…

«Кокетка, ветреный ребенок!»

Зарина Алтынбаева в партии Адины – центра спектакля. Нечасто можно увидеть в опере постсоветского пространства певицу и актрису с такими данными. Алтынбаева – «зажигалка», энергия в ней бурлит, кокетство сверх меры зашкаливает, миниатюрная красавица с роскошными смоляными волосами пластична и легка, она, а не Дулькамара – катализатор событий в спектакле.

Эта Адина изначально влюблена в Неморино, но юный возраст, очаровательная взбалмошность толкают ее на авантюры. История с Белькоре, который ей, конечно же, не нужен, – из этой серии. Находясь рядом с Белькоре, она постоянно пытается держать в поле зрения Неморино. В какой-то момент она даже пугается, что заигралась.

Адина – Алтынбаева сознает, что хороша собой, она еще не понимает это на уровне рациональном, но уже чувствует свою женскую силу и – кружит головы! Кто осудит красивую женщину за желание кружить головы – пусть первый бросит камень в автора этих строк. Алтынбаева прекрасная партнерша, это видно по дуэтам, по тем сиюминутным реакциям, которые она выдает. Ее голос, такой «теплый» и сильный, с ярко окрашенным тембром, с легкими верхами, ее божественная органика дают певице возможность безукоризненно справиться со сложной музыкой Доницетти. У этой молодой певице есть ценнейшее качество – она искренне радуется каждой минуте, проведенной на сцене, а это всегда можно ощутить зрителю.

Удивительная вещь: Алтынбаева дебютировала в театре им. Абая в откровенно трагических партиях – Джульетты в «Капулетти и Монтекки» и Лейлы в «Искателях жемчуга». И вот Адина, героиня комической оперы. И опять удача. Оказывается, у певицы есть врожденное чувство стиля, есть прекрасное чувство юмора и чувство меры. Ни в одной из сцен она ни разу не погрешила против хорошего вкуса.

Как всегда в комической опере, нас ждет хэппи-энд. Влюбленные соединяются, мы видим Неморино и Адину сидящими на бутафорской лошади, на голове девушки уже прижилась вуаль. Так что свадебка не за горами. Режиссерский ход, конечно, лобовой, но в стиле всего спектакля, в целом довольно веселого, где в финале Дулькамара уходит в зал, идет «в народ», чтобы снова дурачить легковерных, которым во все времена несть числа. И этот веселый спектакль идет на сцене театра, где, как можно понять, происходит много грустного.

И дело не только в оркестре, оркестр – это лакмусова бумажка общего неблагополучия. Скромный ли бюджет в этом виноват, отсутствие грамотного менеджмента – сказать трудно. Но ощущение тревоги за театр, тем не менее, остается. И за талантливое молодое поколение, которое при благоприятных условиях может составить славу Казахстану.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Любовный напиток

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ