Старая «Сорока», новая «Газета» и восхитительный «Обман»

На Россиниевском фестивале в Пезаро

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
Столь же искусственна идея режиссера затопить всю сцену водой во втором действии: отблески плещущейся на стены воды создают беспокойную и таинственную атмосферу, но непрекращающееся хождение исполнителей по воде создает эффект монотонности. Несколько надоедают и акробатические проделки девчонки-сороки (особенно это касается знаменитой увертюры, превращенной в фон для ее проделок). Увы, это стало типичным – подобно многим своим коллегам, Микелетто сначала придумывает мизансцену или сценический эффект, а потом подверстывает его под оперу, которую ставит. И все же это увлекательный спектакль и грандиозное музыкальное событие (нельзя забыть и мимистку индийского происхождения Сандью Нагарайя в роли сороки, она участвовала в премьере в 2007 году).

Очередной Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро завершен. Своими впечатлениями от этого праздника музыки гениального пезарского лебедя с читателями журнала делится наш корреспондент Ирина Сорокина.

1/3

Каждый год ритуал повторяется. Наступает август, и множество любителей музыки и журналистов обращают свои взоры к маленькому приморскому городу Пезаро, в котором 29 (!) февраля 1792 года умудрился появиться на свет самый остроумный, самый гибкий, самый разнообразный оперный композитор всех времен и народов. Вот и на этот раз тысячи людей взгромоздились на автомобили и поезда и прибыли в милый Пезаро, жизнь которого в течение двух августовских недель проходит под знаком Джоакино Россини. На афише 36-го фестиваля, как издавна принято, значились три названия, которые не могли не вызвать интерес и волнение как у знатоков музыки Россини, так и просто меломанов, – «Сорока-воровка», «Газета» и «Счастливый обман».

В свое время, в 2007 году, «Сорока-воровка» наделала немало шума и имела большой успех. Восемь лет назад долгом автора рецензии было воспеть восторженную хвалу певцам-музыкантам, которые превратили его в роскошь для ушей, всем, всем артистам: опытному, если не великому мастеру Микеле Пертузи (Подестà), известным певцам Паоло Бордонье (Фабрицио Винградито), Алексу Эспозито (Фернандо Виллабелла), Мануэле Кустер (Пиппо), воспитанницам Россиниевской Академии в Пезаро Мариоле Кантареро (Нинетта) и Клеопатре Папатеологу (Лючия), российскому тенору Дмитрию Корчаку (Джаннетто). И вот в году 2015 Россини Опера Фестиваль вновь поставил «Сороку-воровку» в программу.

Мало кто может похвастаться глубоким знанием «Сороки-воровки», «полусерьезной» оперы Россини, впервые поставленной в театре Ла Скала 31 мая 1817-ого года. Либретто Джованни Гирардини опиралось на «историческую мелодраму» La Pie Voleuse, которая, в свою очередь, вдохновлялась происшедшим на самом деле фактом: бедную служанку приговорили к смерти за кражу серебряной ложки. Россини создал одну из самых значительных и масштабных своих партитур (неслучайно именно «Сороку-воровку» он выбрал для инаугурации Нового Театра в родном городе в 1818-ом году).

Эту уникальную в своем роде оперу Россини в Пезаро поставил молодой режиссер Дамиано Микелетто. Его основная идея проста и симпатична: на первом плане кровать, которая принадлежит некоей беспокойной девчонке в полосатой майке и коротких штанишках, которая все не может заснуть, натягивает на голову одеяло, взбивает подушку… С началом действия будеть понятно, что это немножко вредное существо – не что иное, как сорока-воровка! Под музыку знаменитой увертюры девчонка-сорока бегает, прыгает, карабкается по свешивающимся простыням. В конце-концов ей удается заснуть, и драматическая история несправедливо обвиненно служанки Нинетты на самом деле оказывается ее ужасным сном, ночным кошмаром.

Оригинальна визуальная идея (сценограф Паоло Фантина) – коробка с длинными белыми цилиндрами находится под кроватью девчонки-сороки, она начинает играть с ней: по окончании увертюры многократно увеличенные белые цилиндры спустятся сверху. Игра с ними продолжится на протяжении всего спектакля: в момент обвинения Нинетты в краже цилиндры плавно опустятся и вспыхнувший внутри свет угрожающе ослепит зрителя, они же, уложенные горизонтально подобно трубам, превратятся в тюрьму, где томится страдающая героиня (из одной трубы за Нинеттой и Пиппо будет “шпионить” девчонка-сорока). Сложная инженерная конструкция изменчива, как Протей, и, несомненно, предоставляет большие возможности для игры со сценическим пространством. Но и искусственность такого решения очевидна: можно «притянуть» его к «Сороке-воровке» Микелетто, а можно к любому другому спектаклю.

Столь же искусственна идея режиссера затопить всю сцену водой во втором действии: отблески плещущейся на стены воды создают беспокойную и таинственную атмосферу, но непрекращающееся хождение исполнителей по воде создает эффект монотонности. Несколько надоедают и акробатические проделки девчонки-сороки (особенно это касается знаменитой увертюры, превращенной в фон для ее проделок). Увы, это стало типичным – подобно многим своим коллегам, Микелетто сначала придумывает мизансцену или сценический эффект, а потом подверстывает его под оперу, которую ставит. И все же это увлекательный спектакль и грандиозное музыкальное событие (нельзя забыть и мимистку индийского происхождения Сандью Нагарайя в роли сороки, она участвовала в премьере в 2007 году).

Из состава 2007 года остался только Алекс Эспозито в роли отца главной героини Нинетты, дизертира Фернандо. Самые превосходные эпитеты всегда сопровождают выступления этого артиста, и их никогда не бывает достаточно. Бас из Бергамо – подлинное «животное сцены», умнейший и глубокий актер, которого отличает скрупулезная работа над персонажем, и уникальный вокалист. Он вечно в движении, в развитии; что касается «Сороки-воровки», то, кажется, что Фернандо в его исполнении приобрел еще большую монументальность и трогательность. Драматическая ария «Accusata di furto» вызвала не просто искреннее волнение, а дрожь!

В длинной и сложной партии Нинетты (героиня «Сороки-воровки» почти все время на сцене, ее партия требует выдающегося вокального мастерства и немалой выносливости) выступила Нино Мачаидзе, приятно поразив публику. Если в ролях Джульетты и Фьориллы она была порой не полностью убедительна, то интерпретация роли Нинетты рассеивает всякие сомнения. Молодая певица явила нам значительный инструмент, обширный, ровно звучащий на всем диапазоне, узнаваемый тембр с легким драматическим оттенком, который, кажется, счастливо утратил недавно присущую ему тусклость. Мачаидзе удалось создать персонаж выразительный и трогательный и спеть грандиозную по трудности партию, продемонстрировав целый набор превосходных качеств: точность в виртуозных пассажах, продуманную фразировку, верные акценты.

В роли жениха Нинетты Джаннетто предстал молодой тенор Рене Барбера, весьма симпатичный и естественный на сцене и наделенный голосом приятным и хорошо воспитанным. Все было на своем месте, кроме, пожалуй, некоторой монотонности и легкого «блеющего» оттенка.

Когда речь идет о молодой меццо-сопрано Лене Белкиной, эпитета «очаровательная» не избежать; певица привлекательна внешне, очень естественна, владеет секретами сценического движения и с редкой убедительностью выступает в ролях en travesti, ее голос, не могущий быть признан огромным, красиво окрашен, нежен и приятен. В роли Пиппо, верного друга несправедливо обвиненной героини Белкину не удастся забыть: образ юноши получился очень живым, а вокал певицы пленил сладостностью кантилены и точностью в виртуозных пассажах. В дуэте с Нинеттой - Мачаидзе певица блеснула выдающимся мастерством ансамблиста.

Утверждение, что большие голоса больше не рождаются, опровергается, когда речь идет о Терезе Йерволино, исполнившей в «Сороке-воровке» партию матери Джаннетто Лючии. Это совершенно невероятный по объему, силе и глубине голос, который так и тянет сравнить с Иерихонской трубой! Тереза Йерволино сделала из роли второго плана роль значительную, явив женщину ворчливую и порой высокомерную, в сердце которой в конце концов восторжествовали сочувствие и справедливость.

Приятным открытием стал в роли Подестà молодой бас Марко Мимика, которого природа наградила действительно впечатляющим вокальным материалом. Мимика проявил себя и как талантливый артист; от его подлого Подестà, с таким искусством прикидывающегося блюстителем закона, по спине бугали мурашки... Искусство певца нуждается в дальнейшем совершенствовании, но это уже настоящий артист.

Симоне Альбергини в партии доброго и благородного Фабрицио, отца Джаннетто, был подлинным совершенством.

Опытный Донато Ренцетти за пультом – гарантия серьезного подхода к россиниевскому шедевру. И действительно, в том, что «Сорока-воровка» была тщательно разучена и крепко «собрана» (учитывая объем партитуры и наличие многочисленных и трудных ансамблей). Но прекраснейшая музыка звучала, подчас, слишком монотонно, оркестру не хватало динамичности и разнообразия красок.

Окончание следует

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джоаккино Россини

Персоналии

Сорока-воровка

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ