Молодые оперные голоса России и Америки в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Молодые оперные голоса России и Америки в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
Специальный корреспондент
Выступления молодых артистов всегда заразительны своей энергетикой. Зал тепло принимал певцов, и щедро одаривал аплодисментами, повторно вызывая на сцену. Российские зрители кричали «браво!» американцам, многочисленные иностранные гости бешено аплодировали российским певцам. Как было не вспомнить название проекта – «Искусство без границ». Программа, направленная, прежде всего, на укрепление профессионального сотрудничества и обмен опытом, в итоге не только сблизила артистов, но и, волей искусства, отменила границы для любителей оперы. Что можно добавить? Пожалуй, лишь вспомнить, что именно такие международные мероприятия делают Москву одной из оперных столиц мира.

В Москве прошла серия мероприятий музыкального проекта с красноречивым и обязывающим названием «Искусство без границ». Проект стартовал в прошлом году на базе Большого театра при участии молодежной оперной программы Метрополитен-оперы. В этот раз американских певцов принимал Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Программа состояла из трех мероприятий, каждое из которых по-своему уникально. Первым состоялся открытый мастер-класс, который провел для молодых певцов известный пианист, педагог и директор музыкального департамента Метрополитен-оперы Крейг Рутенберг. Затем последовала открытая репетиция концерта, на которой все желающие могли наблюдать рабочий процесс музыкантов. И вот кульминация – большой гала-концерт солистов и оркестра театра под управлением известного дирижера Константина Орбеляна.

Молодость певцов в данном случае вовсе не тождественна неопытности. На счету всех артистов, участников концерта, не одна оперная роль. Конечно, разница в опыте есть, и она была заметна по выступлениям.

Наименее именитый из американских гостей – баритон Реджинальд Смит-младший. Став в этом году победителем Национального конкурса молодых певцов Метрополитен-оперы, он ангажирован преимущественно в концертах, а в опере, согласно афише персонального сайта, его самой значительной работой стало недавнее исполнение партии Шарплеса в Толедо. На суд публике были представлены фрагменты двух канонических вердиевских партий. Сцена смерти Родриго («Дон Карлос») и особенно, дуэт Ди Луны и Леоноры («Трубадур») – вызов для молодого певца.

Практика, во многом, подтвердила предчувствие – певцу приходилось бороться с оркестром, и если верхние ноты пробивались, то середина и несколько заглубленные низы стабильно находились на грани слышимости. Необходимая для выбранного материала кантилена на длинном дыхании нарушалась периодическим крупнением звука с аффектацией концов фраз. Заметно лучше удалась Смиту более речитативная ария Форда («Фальстаф»), а настоящий успех со взрывом аплодисментов завоевала задорно и раскрепощенно исполненная песня Порги «I got plenty o’nuttin», в которой очень кстати пришелся и артистизм певца – больше эстрадный, чем оперный. Реджинальд Смит-младший обладает интересным, запоминающимся тембром и особым непосредственным обаянием – поэтому, если бы на концерте был приз зрительских симпатий, певец, без сомнения, стал бы его обладателем.

Тенор Доминик Армстронг уже имеет обширный репертуар и многочисленные ангажементы в театрах мира. На концерте им были исполнены фрагменты из партии Хозе (Бизе, «Кармен») – ария и финальная сцена, а также ария Су Чонга (Легар, «Страна улыбок»). При хорошем нижнем регистре и уверенном пиано, особенно эффектно поданном в кульминации арии с цветком, были и проблемы – общая зажатость звука, подснятие крепких нот в финальной сцене «Кармен», нестабильность верхних нот и в целом нечеткое удержание позиции – в некоторые моменты звук ширился, а иногда появлялся носовой призвук. Кроме того, исполнение грешило избыточной манерностью, никак не ассоциируемой ни с образом Хозе, ни с музыкой Бизе.

Участие в концерте сопрано Сюзан Винник до последнего момента было под вопросом – певица простыла, и ее появление в дуэте из «Трубадура» можно рассматривать лишь как проявление характера (или, если угодно, беспечности), но не в качестве вокального номера.

При всем нежелании привносить соревновательность в рассказ о концерте, приходится отметить, что артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в стенах родного театра продемонстрировали в целом более высокий уровень вокальной школы и сценического опыта.

Бесспорной звездой концерта стала Ксения Дудникова. Сцена гадания Марфы, вторая ария Далилы и финал «Кармен» прозвучали на одном победном дыхании – богатым, красивым, мощным звуком с россыпью динамических нюансов и четкой дикцией. Причём, сцена гадания из «Хованщины» была исполнена не в идущей в театре редакции Шостаковича, а в редакции Римского-Корсакова – с мощным выходом наверх на «…лишенье великое, страду…». Не обошлось без небольших погрешностей – так, в арии Далилы не вполне аккуратно прозвучала кульминация, создалось впечатление, что верхнюю ноту певица проскочила, въехав еще выше. Но Далила – партия для зрелых меццо, в которой вокальных и стилистических сложностей хватит на многие годы совершенствования, а Ксения Дудникова уже сейчас исполняет этот материал с завидной для молодой певицы выделкой вокала и осмысленностью образа.

Плотный, пробивной баритон Антона Зараева был неотразим в балладе Томского. Сам образ циника и пошляка Томского получается у певца слишком серьезным, немного не хватает свободы существования в непростом ритме баллады – но эти нюансы еще будет возможность скорректировать в планируемой театром и ожидаемой публикой постановке «Пиковой дамы».

Выступление Александра Нестеренко ожидалось особо – он должен был представить два номера из репертуара, не исполнявшегося им в театре. Молодой тенор уже выходил на сцену в главных ролях – Ленского и Альфреда (пока слишком крепкой для голоса певца), заинтриговав красивым, мягким, льющимся голосом и отменной школой – ровные регистры, уверенное взятие верхних нот. Если к исполнению на этом концерте арии Ленского лучше всего подойдет эпитет «добросовестно», то его Де Грие в знаменитом дуэте с Манон получился интереснее, показав полетность голоса и темперамент исполнителя. Лучшим номером Александра Нестеренко стала ария Рудольфа («Богема» Пуччини), явившая готового лирического героя, чей голос, обладая молодой гибкостью, технически оснащен и, благодаря обертоновому богатству, без нажима летит в зал даже с плотным оркестром. Мелочи, вроде некоторой скомканности фразировки, певцу можно простить за блестящую «до» в этой знаковой арии, свободно взятую и непринужденно удержанную.

Безоблачно чистое сопрано Лилии Гайсиной – причина, по которой небольшая и обычно «фоновая» партия Жрицы была особо отмечена критиками в рецензиях на премьеру «Аиды». В прошлом сезоне певице покорилась партия Адины в «Любовном напитке». На концерте Лилия Гайсина спела Куплеты Олимпии, уже не первый год знакомые в ее исполнении по спектаклям театра. Вторым номером стало участие в дуэте Манон и Де Грие, показавшем, что для певицы эта партия, требующая существенно более крепкого голоса, пока на вырост.

В этот вечер праздник был на улице молодых певцов, и Константин Орбелян еще на репетиции давал оркестру указание с использованием профессионального неологизма: «Когда певец вступает – играть пианиссимо! Пианисиссимо!» В большом зале при оркестре на сцене и молодых голосах замечание было особенно актуально. Маэстро в большинстве случаев справился с задачей удержания оркестра «в тени». Огорчение вызвала лишь подчеркнутая метрономность – номера подавались чересчур размеренно, аккуратно причесанные под одну универсальную, внестилевую гребенку, от чего, по моим ощущениям, особенно пострадал Чайковский. В единственном оркестровом номере программы – увертюре к «Орфею в аду» Оффенбаха заключена возможность «вжарить», как мало где, но и тут ощущение скуки оставил даже шлягерный канкан. Утешением послужили сольные выходы, изобильно рассыпанные композитором по партитуре: стильное скрипичное соло концертмейстера Наталии Фролкиной, а также лирическое виолончельное соло и находившийся в эпицентре канкана тромбон – увы, музыкантов мне не удалось идентифицировать, и в программке солисты оркестра не обнаружены.

* * *

Выступления молодых артистов всегда заразительны своей энергетикой. Зал тепло принимал певцов, и щедро одаривал аплодисментами, повторно вызывая на сцену. Российские зрители кричали «браво!» американцам, многочисленные иностранные гости бешено аплодировали российским певцам. Как было не вспомнить название проекта – «Искусство без границ». Программа, направленная, прежде всего, на укрепление профессионального сотрудничества и обмен опытом, в итоге не только сблизила артистов, но и, волей искусства, отменила границы для любителей оперы. Что можно добавить? Пожалуй, лишь вспомнить, что именно такие международные мероприятия делают Москву одной из оперных столиц мира.

Фото автора

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ