Ярмарка идей

Ярмарка идей
Оперный обозреватель
Наибольшее внимание у директоров театров привлекали сочинения для подростков. Именно эта возрастная аудитория – самая проблемная, и привлечь её в театр бывает очень непросто. Один из путей – постановки по хрестоматийным сюжетам. Таким примером стала предпосланная к грядущему юбилею М.Горького опера «Данко» Ивана Гостева. Или наоборот – придумать увлекательную историю про неведомый мир. По такому пути пошёл Сергей Зятьков, автор текстов и музыки колоритной «Средневековой менестрельной сказки «Окассен и Николетт».

Театр имени Наталии Сац и Ассоциация музыкальных театров России, возглавляемые режиссёром Георгием Исаакяном, провели в Москве конференцию, посвящённую самым актуальным проблемам в современном музыкальном театре.

Форум, организованный при поддержке Министерства культуры РФ, получился масштабным. Три дня в рамках конференции в разных театрах столицы – Театре имени Наталии Сац, Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и Московской оперетте – проходили диспуты, презентации и семинары. На закрытых для широкой общественности заседаниях обсуждались сложные и непредсказуемые в сегодняшней экономической ситуации вопросы планового развития и реконструкции театров. А также намечались программы будущих фестивалей Ассоциации музыкальных театров, который с немалым резонансом уже дважды прошёл в Москве, показав столичной публике премьеры Свердловской музкомедии и Ростовского музыкального театра. И участники прошедших фестивалей, и все остальные гости единодушно отмечали, что и фестивальные гастроли, и подобные прошедшей конференции, – всё это необходимо как воздух. Именно такие партнёрские встречи и фестивальные смотры, направленные на товарищеское сотворчество, а не на гонку за премиями, позволяют обмениваться опытом и разрабатывать совместные перспективы.

Поиском ответов на самые сложные оргвопросы и планированием своих фестивальных выступлений программа заседаний глав театров не ограничилась. Возможно, самой интересной и живой частью стали также устроенные только для руководства презентации проектов молодых композиторов и режиссёров.

Пожалуй, именно эти встречи молодых авторов и руководителей театров стали наиболее показательной страницей конференции по части новаций. И дело даже не в том, что практически каждая представленная работа отличалась избытком креатива и смелости. Важен сам факт утверждения в отечественной практике такого творческого контакта между поколениями театральных специалистов. Ведь путь попадания к театральным руководителям опытов недавних выпускников творческих ВУЗов, бытовавший десятилетиями, был так длителен и монументален, что совершенно не отвечал современным условиям коммуникации. Раньше автору было необходимо представить свою работу в виде краткой экспликации, послать её в СТД или иные отбирающие заявки советы, которые и совершали итоговую рассылку – отправляли авторский материал по театрам.

Ассоциация музыкальных театров предложила гораздо более короткий путь знакомства авторов с театрами. Впрочем, этот путь уже давно утверждён во всём творческом мире, именно по такой схеме работают бродвейские и голливудские промоутеры, которые раз в полгода собираются в одном из театров, к их встрече подготавливаются для просмотра фрагменты самых разных новых работ самых разных авторов, и прямо на месте продюсеры намечают свои будущие проекты. По такой же схеме были проведены две презентации проектов молодых композиторов и режиссёров на конференции Ассоциации музыкальных театров России.

На суд руководителей театров были вынесены самые разные сочинения. Детские оперы по сказкам Чуковского Татьяны Шатковской-Айзенберг, как и мюзиклы «Морозко» Александра Суворова и «Золушка» Сергея Плешака забавно переосмысливали сюжеты литратурных первоисточников. Особенно радикально была переформатирована «Снежная королева», переименованная композитором Вячеславом Осьмининым в «Герду». А мюзикл «Пять планет Маленького принца» Дмитрия Гаркави удивил не только драматичным видением сюжета Сент-Экзюпери, но и харизмой автора, ярко исполнившего свою работу.

Разнообразны были и замыслы балетный спектаклей. Вячеслав Одаховский представил музыку оперы-балета «Царица пчёл», которую планируется оформить анимационными видеопроекциями. Зрелыми работами выглядели балеты для школьников «Алиса в стране чудес» Олеси Евстратовой и «Чарли и Мария» Артёма Васильева.

Наибольшее внимание у директоров театров привлекали сочинения для подростков. Именно эта возрастная аудитория – самая проблемная, и привлечь её в театр бывает очень непросто. Один из путей – постановки по хрестоматийным сюжетам. Таким примером стала предпосланная к грядущему юбилею М.Горького опера «Данко» Ивана Гостева. Или наоборот – придумать увлекательную историю про неведомый мир. По такому пути пошёл Сергей Зятьков, автор текстов и музыки колоритной «Средневековой менестрельной сказки «Окассен и Николетт».

Подростковой аудитории были адресованы мюзиклы «Крошка Цахес» Сергея Беляева и «Неточка Незванова» на музыку Антона Светличного и либретто Сергея Морозова. Последняя работа была представлена столь убедительно, что тут же получила предложение на постановку от Свердловского театра музкомедии. Впрочем, творческие контакты и импульсы к воплощению замыслов получили большинство авторов. Кто-то из директоров театров нашёл своего композитора, кто-то – либреттиста, кто-то – идеи для будущих постановок.

Отдельной презентации удостоились работы режиссёров, которых было всего три. Но каждая представляла собой фрагменты почти готового спектакля, хотя на подготовку показа постановщикам были отведены всего три часа для работы с артистами и техническим персоналом Театра оперетты, который предоставил свои творческие и технические ресурсы для этой презентации. Режиссёры представили новые, нестандартные и способные вызвать отклик у молодёжи трактовки академических сюжетов. Философской легендой стала сказка «Питер Пэн» в музыкальном спектакле Анны Морозовой, в актуальное музыкальное ревю превратил оперетту «Москва, Черёмушки» Александр Лабырич, мюзикл Марии Литвиновой «История льва Алоиса» знакомила с редким литературным первоисточником – одноимённой притчей Густава Майринка.

Параллельно со смотрами авторских работ, на Малой сцене Театра имени Наталии Сац проходили семинары, посвящённые в первую очередь работе с юной аудиторией. И в этом заключалась не только дань 50-летию Театра Сац, ставшего основным организатором конференции. Воспитание нового зрителя не может не волновать все театры, ведь дети – это завтрашний взрослый зритель. Если сегодня в театр не придёт юношество, то завтра в театр не придёт никто. А молодые категорически не хотят идти в театр. Почему? Об этом рассуждали и немецкие гости конференции – основатели единственного в Германии независимого театра для детей «Theater o.N» Вера Штробель и Дагмар Домрёз; интересные примеры специальных постановок для тинейджеров привёл немецкий актёр и хореограф Доминик Бюттнер, а также специалисты из успешных, но также с трудом находящих дорогу к подрастающему поколению, отечественных театров. Заместитель директора петербургского театра «Зазеркалье» Татьяна Чернова провели диспут на тему «Искусство и потребитель – соединяйтесь!», в котором обсуждались неоднозначные вопросы соотношения коммерческой выгоды и художественного результата. Ведь ориентация на кассу и коммерциализация искусства – это не только российская, но общемировая проблема. И на фоне таких процессов держать просветительский пафос – сложно. Однако, именно высокий стиль и художественная подача материала являются важнейшей спецификой театрального искусства. И пускай сегодня подростки не испытывают тяги к театру. Да, театральное искусство окружают гораздо более доступные и массовые явления культуры: кино, телевидение, цирковое искусство, поп-культура… Но рано или поздно наступит пресыщение мейнстримом. Но чтобы повзрослевший и пресыщенный зритель вернулся в театр надо показать ему этот вид искусства еще в детстве. Как это сделать, как найти формы и сюжеты, которые продемонстрируют силу и многогранность театра? Об этом говорила заместитель директора театра Свердловской музкомедии Татьяна Смирнова. А известный сценограф Эрнст Гейдебрехт в своём докладе на тему «Место художника в современном театре» подчеркнул, что многие нестандартные и авангардные, привлекающие своей новизной именно молодёжную публику, решения рождаются во многом благодаря неформальному отношению к сценическому пространству художников-постановщиков.

Но, пожалуй, самым неформальным ответом на эти вопросы стал семинар немецкой актрисы и кукловода Идуны Хеген. Ей удалось вернуть серьёзных специалистов разных театральных специальностей в детство. Рассевшись прямо на полу Малого зала Театра Сац в круг, слушатели семинара сначала получили задание склеивать газетные обрезки в произвольные формы, затем требовалось придумать, что за существо напоминает получившаяся склейка, дать ему имя, рассказать о нём. И фантазия взрослых, превратившихся в детей, породила вереницу удивительных существ и причудливых, встреченных смехом и аплодисментами рассказов о Котокопе, Шустрике-электровенике, Чёрной голове, Птице-небылице, Зайце-птице и даже Самолёте-динозавре… Как заметил один из участников этого перформанса, большинство фантазий были связаны с полётом. На что Идуна Хеген заметила, что для раскрепощения, полёта фантазии и создан такой мастер-класс. Правда, по признанию немецкой гостьи, взрослые участники этого семинара вели себя гораздо более шумно и развязно, чем дети. Значит, накопилось слишком много нерастраченной творческой энергии. А подобный семинар позволяет направить креатив в регулируемое русло, преобразовать фантазии в искусство, в творческий процесс.

Многим показалось символично, что для создания фантастических существ была взята газетная бумага. Не так ли из обыденности вырастают сюжет, рождается музыка и в итоге складываются спектакли? Конференция Ассоциации музыкальных театров России позволила задуматься, проанализировать этот процесс формирования постановки и нащупать новое. Специалисты самых разных уровней, представляющие самые разные театры, получили уникальную возможность проанализировать в непосредственном и свободном творческом общении всё многообразие сегодняшней театральной жизни и охватить все наиболее актуальные процессы развития театра. То, что это необходимо для развития театрального сообщества подтверждает тот факт, что круг коллективов, вступивших в Ассоциацию, всё более расширяется. И сегодня в её рядах четыре десятка театров из разных уголков России, а также театры из ближнего зарубежья – из Астаны, Кишинёва, Баку… Недавно присоединились Краснодарский музыкальный театр, Дагестанский театр оперы и балета из Махачкалы, Донецкий музыкально-драматический театр и Государственный академический оперный театр Республики Крым. Столь широкая география, интенсивность программ конференции и впечатляющие фестивальные проекты – всё свидетельствует о правильности пути, выбранном Ассоциацией музыкальных театров России.

Фото: Елена Лапина

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ