Майкл Балф — мелодист-романтик

Евгений Цодоков
Основатель проекта
Оперное творчество Балфа включает 27 опусов. В 1830 в Палермо состоялась премьера его первой оперы – «Соперники сами по себе». Вернувшись на родину в Лондон, композитор сочинил еще ряд опер, имевших успех у публики. Особой популярностью пользовалась «Девушка из Артуа» (1836). Опера «Кэтрин Грей» (1837) стала первой английской романтической оперой без разговорных диалогов. В 1838 на премьере его оперы «Фальстаф» в Театре Её Величества пела знаменитая четверка великих певцов – Джулия Гризи, Джованни Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаш, в том же составе участвовавшая тремя годами ранее в премьере беллиниевских «Пуритан».

Композиторы второго-третьего ряда – почему их многочисленным сочинениям уготовано судьбой стать недооцененными или забытыми? Нет ли в этом какой-то несправедливости? Не обделяем ли мы себя сами, не обращая внимания на эту музыку? А ведь если покопаться в ней, то наверняка отыщутся жемчужины. Правда, как это сделать, если их опусы почти не исполняются? Вот и проходят мимо нас творения, допустим, француза Фелисьена Давида, англичанина Уильяма Уоллеса или европейского бразильца Карлуша Гомиша (Гомеса). А ведь в 19-м веке, когда они жили, их оперы были весьма популярны, многие из них исполнялись и в России.

Сегодня речь пойдет об одном из таких имен – ирландском композиторе Майкле Балфе. Вспомнить о нем, среди прочего, заставила нынешняя премьера оперы «Дона Паскуале» Доницетти в Большом театре. Почему? Читайте ниже.

Майкл Уильям Балф (1808-1870) – ирландский композитор, дирижер, скрипач и певец. Родился в Дублине. Был вундеркиндом. Впервые выступил на публике как скрипач в девятилетнем возрасте. С 1823 жил в Лондоне, где работал скрипачом в оркестре лондонского театра «Друри Лейн». Эпизодически пробовал свои силы в оперном пении как баритон, дебютировав в «Вольном стрелке» Вебера. В 1825 году познакомился в Париже с Луиджи Керубини. В том же году с помощью одного из покровителей отправился на учебу в Италию, совершенствовался там у знаменитого баса Филиппо Галли. В 1827 году впервые появился на сцене парижского «Театра Итальен» как Фигаро в спектакле с участием великой Генриетты Зонтаг. Его интерпретацию этой партии одобрил сам Россини.

В 1928 году Балф снова едет в Италию. В Болонье, где он гостил у друга Россини маркиза Зампьери, происходит его знакомство с Джулией Гризи, перешедшее в многолетнюю дружбу. Под впечатлением от таланта певицы композитор посвящает ей свою кантату.

В 1829-30 Балф выступал в Палермо, где был первым баритоном. В 1831 знакомится в Милане с известной венгерской певицей Линой Розер, с которой впоследствии вступает в брак. В 1834 Балф чрезвычайно успешно дебютирует в Ла Скала, где вместе с Марией Малибран поет в россиниевском «Отелло» (партия Яго). Его сотрудничество с Малибран продолжается и позднее. В 1835 в Венеции они вместе поют в «Норме» и «Сомнамбуле».

В 1835 Балф с женой возвращаются в Лондон, где композитор завершает свою первую лондонскую оперу «Осада Рошели». В эти годы продолжается также и его вокальная карьера. Балф участвует в 1-й английской постановке «Волшебной флейты» (партия Папагено), поет заглавную партию в моцартовском «Дон Жуане».

После неудачной попытки при поддержке королевы Виктории создать новую национальную оперную труппу, обанкротившуюся через полгода, Балф уезжает в Париж, где пишет для «Опера Комик» в 1843 году оперу «Источник любви».

В 1845-52 Балф работал дирижером в лондонском Театре Её Величества, был с 1846 года некоторое время даже директором Итальянской оперы, познакомил лондонцев с рядом сочинений Верди, в т. ч. с «Набукко». Когда Верди в 1847 году впервые приехал в Лондон для постановки «Разбойников» с участием Женни Линд и Луиджи Лаблаша, Балф репетировал с ними и готовил спектакль к премьере.

Композитор дважды посещал Россию (в 1852 и 1859-60), где имел большой успех в Петербурге и Москве.

Последние годы жизни Балф провел в своем имении в Хертфордшире, занимался сочинительством, а также писал труды по методологии вокального искусства.

* * *

Оперное творчество Балфа включает 27 опусов. В 1830 в Палермо состоялась премьера его первой оперы – «Соперники сами по себе». Вернувшись на родину в Лондон, композитор сочинил еще ряд опер, имевших успех у публики. Особой популярностью пользовалась «Девушка из Артуа» (1836). Опера «Кэтрин Грей» (1837) стала первой английской романтической оперой без разговорных диалогов. В 1838 на премьере его оперы «Фальстаф» в Театре Её Величества пела знаменитая четверка великих певцов – Джулия Гризи, Джованни Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаш, в том же составе участвовавшая тремя годами ранее в премьере беллиниевских «Пуритан».

В 1843 Балф создает свою лучшую оперу «Богемская девушка», также поставленную в Друри-Лейн и выдержавшую вскоре после премьеры множество представлений на ведущих сценах Европы и Америки. В 1854 году в Триесте с большим успехом была представлена новая итальянская редакция «Богемской девушки» под названием «Цыганка». В 1862 году «Богемскую девушку» исполнили в Ковент-Гардене. В том же году в Руане французской версией этой оперы дирижировал Жюль Массне. Русская премьера состоялась в 1858 году на сцене петербургского Большого театра силами учеников известного вокального педагога и композитора Федерико Риччи.

В 20-м веке «Богемская девушка» изредка появлялась на сценах музыкальных театров. В 1931 году ее исполнили в театре Сэдлерс Уэлсс, в 1951 благодаря Томасу Бичему возродили в Ковент-Гардене.

Музыка Балфа незатейлива, с некоторым налетом вторичности, но весьма мелодична и окрашена красивыми модуляциями. Композитор хорошо чувствовал вокальную стихию и умел создавать настроение, что способствовало популярности его произведений. Оперный драматизм Балфа носит преимущественно изобразительный балладный характер, в музыкальной интонации ощущается национальный ирландский колорит.

Среди богатого оперного наследия Балфа нынче в концертном репертуаре сохраняются увертюры к «Богемской девушке» и «Фальстафу», а также две арии. Из них более известна «Мечта» (I dreamt i dwelt in marble halls) из «Богемской девушки» – ария главной героини Арлин, напоминающая своей созерцательной меланхолией знаменитую «Последнюю розу лета» из сборника «Ирландские мелодии» Томаса Мура.

Весьма интересна судьба другой арии – Yon moon o'er the mountains («Луна над горами») из оперы «Девушка из Артуа». Первой исполнительницей главной партии Изолины в этой опере (в основе сюжета – история про Манон Леско) была Малибран. А в 1845 году на российской премьере оперы «Дон Паскуале» Доницетти в Петербурге арию Изолины спела Полина Виардо, неожиданно заменив ею финальное рондо Норины. Такие вставные номера-сюрпризы были в порядке вещей в первой половине 19-го века. Достаточно вспомнить, что еще при жизни Беллини существовала, например, традиция заменять беллиниевский финал оперы «Капулети и Монтекки» выразительным финалом Ваккаи Ah! se tu dormi svegliati, музыку которого ценили примадонны той эпохи. Очень часто в сцене Урока пения в «Севильском цирюльнике» певицы любили исполнять какие-либо вставные арии или песни, иногда из национального репертуара той страны, где выступали.

В дальнейшем Виардо неоднократно пела пользовавшуюся большой популярностью красивую арию Балфа в европейских постановках «Дона Паскуале», положив начало своеобразной меццо-сопрановой версии оперы, о деталях которой, впрочем, мало что известно, так как эта практика не прижилась – партия Норины все равно осталась за сопрано. Лишь в 2010 году реконструкция «Дона Паскуале» в редакции Виардо была осуществлена в Виченце.

Предлагаем читателям послушать арию Балфа из «Богемской девушки» в исполнении Джесси Норман, а также посмотреть фрагмент документального фильма «Вновь открытая Малибран» с участием Чечилии Бартоли, где она репетирует и поет арию из «Девушки из Артуа».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ