На трудном пути к бельканто

Концертная «Итальянка в Алжире» в Мариинском театре

Концертная «Итальянка в Алжире» в Мариинском театре
Оперный обозреватель
Справедливости ради, надо упомянуть, что «в нотах» были практически все исполнители, что создавало у публики стойкое ощущение некоего подобия репетиции, а не собственно концерта. Конечно, концертное исполнение заранее предполагает наличие нот и некоторую статичность исполнителей, однако публика ожидает, что в ноты будут лишь подсматривать, а закрепленное за певцом место за пюпитром не станет помехой для актерской игры. Тем более, если исполняется «Итальянка в Алжире» - зажигательная, комическая, шаловливая и даже чуть эротическая опера, царство буффонады, где и патриотический пафос знаменитого рондо Изабеллы Pensa alla patria звучит почти забавно. Тем более, если о концерте было заявлено почти год назад, а исполнители молоды и полны сил. И тем печальнее, что «Итальянка» в целом получилась скучноватой и трудной, как будто жизнерадостный, пенящийся беззаботной легкостью и проказливым весельем дух Россини покинул ее.

Завершающим концертом абонемента «Мастера бельканто» стало исполнение россиниевской «Итальянки в Алжире» в Концертном зале Мариинского театра. Уже привычное правило присутствия в каждом из концертов абонемента по одному приглашенному солисту было на этот раз нарушено, и исполнение практически полностью было подготовлено силами Академии молодых оперных певцов театра. Слушателям оставалось лишь сожалеть о том, что в состав солистов не вошел великолепно исполняющий партию Мустафы блестящий белькантовый бас Ильдар Абдразаков, чье каждое редкое выступление в театре, несмотря на то, что он числится в основном составе труппы, публикой приравнивается к визиту приглашенной звезды. С другой стороны, возможно, его отсутствие на этот раз было к лучшему. Слишком велика была бы пропасть между мастерской, легкой и непринужденной подачей Россини маститым певцом и первыми шагами в этом направлении, сделанными молодыми солистами.

Впрочем, и в представленном составе можно было сразу выделить Станислава Леонтьева – Линдоро как гораздо более опытного и техничного исполнителя. Теноровая партия Линдоро принадлежит к сложнейшим в россиниевском репертуаре, надо ли говорить, что ее освоение само по себе уже вызывает большое уважение. Певец весьма уверенно справился с партией, сполна озвучив жемчужные нити белькантовых украшений, однако нельзя было не заметить, каких невероятных усилий ему это стоило. Звучанию явно недоставало легкости и подвижности голоса, незаметности регистровых переходов, оформленной округлости и упругости каскадов разновысотных звуков. Певец был практически полностью сконцентрирован на звукоизвлечении, был «весь в нотах», голос звучал излишне напряженно и даже зажато.

Справедливости ради, надо упомянуть, что «в нотах» были практически все исполнители, что создавало у публики стойкое ощущение некоего подобия репетиции, а не собственно концерта. Конечно, концертное исполнение заранее предполагает наличие нот и некоторую статичность исполнителей, однако публика ожидает, что в ноты будут лишь подсматривать, а закрепленное за певцом место за пюпитром не станет помехой для актерской игры. Тем более, если исполняется «Итальянка в Алжире» - зажигательная, комическая, шаловливая и даже чуть эротическая опера, царство буффонады, где и патриотический пафос знаменитого рондо Изабеллы Pensa alla patria звучит почти забавно. Тем более, если о концерте было заявлено почти год назад, а исполнители молоды и полны сил. И тем печальнее, что «Итальянка» в целом получилась скучноватой и трудной, как будто жизнерадостный, пенящийся беззаботной легкостью и проказливым весельем дух Россини покинул ее.

Ближе всего к этому настроению брызг шампанского, пожалуй, была Эльвира – Маргарита Иванова, она не только спела, но и мастерски сыграла покинутую Мустафой супругу. Ее партия сложна тем, что, не дает возможности продемонстрировать себя в полноценных сольных номерах, но при этом должна играть значительную роль в ансамблях, а кроме того, она фактически открывает оперу после вступительного хора. Певица хорошо показала себя. Там, где это было необходимо, выделяла свое звучание в ансамблях, и абсолютно все ясно услышали ее перекрывающие оркестр и остальных солистов верхние «до» в стретте. Можно пожелать ей лишь меньшего напора при большей уверенности по части постоянства управляемости голосом в верхнем регистре и дальнейших успехов в творчестве.

Как и в открывающей абонемент «Золушке» Россини, Ирина Шишкова исполняла в «Итальянке» заглавную партию. Если сравнивать эти два исполнения, то можно сделать вывод о том, что в освоении певицей белькантового репертуара заметен значительный прогресс, и ее работа в этом направлении положительно сказалась на общем звучании партии, ее большей четкости, несмотря на обилие трудных низов. Кроме того, вероятно, и сам характер рассудочной и уверенной в себе Изабеллы больше подходит мало эмоциональной и сдержанной по манере вокальной подачи Шишковой. Конечно, Изабелла еще и шалунья, сумасбродка, кокетка и чувственная голубка по отношению к Линдоро, но эти грани персонажа певице удалось отразить не в полной мере. Техничная подвижность голоса, четкая выделенность и округлая оформленность отдельных звуков в ажурных пассажах и кружевных каскадах, вероятно, еще впереди, и можно пожелать певице всяческих успехов на этом трудном пути, ведь отличное начало уже положено.

Самым приятным подарком для публики стал великолепный, с сыгранным ритмичным дыханием, чистый и ясный по звуку оркестр под управлением Владислава Карклина. Вот где незримо витал легкий, прозрачный, комический и такой живой россиниевский дух. Несмотря на это, все же периодически возникало желание немножко приструнить, т.е. довести стабильность звучания медных до таковой струнных, но это, вероятно, лишь мечты. Хор, собранный из солистов Академии молодых певцов, к сожалению, опять мало порадовал слитностью и общей спаянностью звучания, а также способностью правильно рассчитать силу. Периодическая громогласность была в большинстве случаев совсем некстати. Но в потоке этих мелких недочетов и огорчений исключительно радостно выглядит общая тенденция, а именно то, что театр не стоит на месте в вопросе освоения белькантового репертуара, дает возможность своим молодым исполнителям учиться и расти на его благодатной почве, а слушателям приобщаться к этой прекрасной музыке. Театр уже опубликовал список абонементов на следующий театральный сезон, и в этот список опять был включен абонемент «Мастера бельканто» с новыми для театра произведениями, составляющими жемчужное ожерелье этого стиля. Можно надеяться, что такая репертуарная политика позволит театру постепенно вырастить своих мастеров – достойных исполнителей шедевров бельканто, а публике испытать гораздо большее удовольствие от концертов, а возможно даже и полноценных будущих спектаклей абонемента.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Итальянка в Алжире

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ