Ослепляющая роскошь и прагматичная функциональность

«Гамлет» Франко Фаччо на Брегенцском фестивале

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
Это какой Фаччо? Дирижер? Вел премьеру вердиевского «Отелло» в 1881 году? Друг Арриго Бойто? Так он еще и композитор? Все эти вопросы абсолютно справедливы. Да, автор оперы «Гамлет», что имела триумфальный успех на фестивале в Брегенце, это тот самый Франко Фаччо, друг Бойто и выдающийся дирижер, которому была доверена премьера вердиевского «Отелло». Эта сторона его деятельности хорошо известна. А вот факт, что Фаччо был композитором, известен немногим.

Быть или не быть? Ставить или не ставить «Гамлета», разодетого в оперные одежды? И о каком из «Гамлетов» идет речь, ведь кажется, что самый знаменитый из них, Амбруаза Тома, хорошо прижившийся на оперной сцене в девятнадцатом веке, нынче почти канул в Лету, ставится редко. Знаете (или не знаете) ли вы о другом «Гамлете», принадлежащем перу Франко Фаччо?

1/2

Это какой Фаччо? Дирижер? Вел премьеру вердиевского «Отелло» в 1881 году? Друг Арриго Бойто? Так он еще и композитор? Все эти вопросы абсолютно справедливы. Да, автор оперы «Гамлет», что имела триумфальный успех на фестивале в Брегенце, это тот самый Франко Фаччо, друг Бойто и выдающийся дирижер, которому была доверена премьера вердиевского «Отелло». Эта сторона его деятельности хорошо известна. А вот факт, что Фаччо был композитором, известен немногим.

Премьера “Гамлета» состоялась в Генуе в 1865 году (автору тогда было всего 25 лет). Спустя шесть лет, оперу исполнили в миланском театре Ла Скала, исполнили всего лишь один раз! Тенор, исполняющий главную роль, заболел, и представления были отложены до его выздоровления. Но здоровье бедного тенора так и не улучшилось. Попытка выступить в партии Гамлета была язвительно оценена издателем Джулио Рикорди как «Гамлет без Гамлета». Столь неудачные обстоятельства, сопровождавшие миланский дебют оперы, привели Фаччо к отказу от композиторской карьеры и решению сосредоточиться на дирижерской деятельности.

Об опере «Гамлет» больше ничего не было слышно, пока всего два года назад, американский музыковед Энтони Баррезе раскопал партитуру в архиве издательства Рикорди и буквально «сшил» ее, как сшивают попавшего в автомобильную катастрофу и сильно пострадавшего в ней человека. Оперу Фаччо сыграли в Альбукерке штата Нью-Мексико в 2014 году.

И вот ныне «Гамлет» Фаччо торжественно открыл фестиваль в Брегенце, которому исполнилось семьдесят лет. Слово «торжественно» грешит неточностью: открыл блестяще, сногсшибательно.

Прежде всего, мы увидели на сцене настоящего Гамлета. Какой «Гамлет» без артиста великого таланта, в одночасье поразившего вас в самое сердце? Такой артист нашелся в чешском городе Брно. Посмотрев и послушав его, можно сказать: это не артист, играющий Гамлета, но сам Гамлет. Молодого тенора зовут Павел Чернох. Его искусство стремительно завоевывает мир, он «засветился» в Мюнхене, Лондоне, Париже и прочих престижных театрах.

Павел Чернох обладает красивым голосом, большим преимуществом которого являются гибкость и любовь к тщательной отделке фразы. Этому артисту нет цены: чех по национальности, Чернох способен выступать в немецких, русских, чешских, итальянских операх, не оскорбляя ухо слушателя плохим произношением. Он обладает совершенным phisique du role для Гамлета, он строен, его лицо «с необщим выраженьем» интересно и привлекательно, он отлично двигается и умеет фехтовать даже на столе. В самой его фигуре есть нечто, что говорит о страдании от несовершенства мира. Когда тенор, затянутый во все черное, пересекает сцену Брегенцского театра, сердца всех, всех, всех начинают биться сильнее.

Павел Чернох — великолепный артист. Он проживает роль Гамлета лицом, телом, душой, не экономя физических сил и голоса. Он погружен в меланхолию, одержим подозрениями, не щадит нежной девичьей души Офелии, заставляет мать признаться в страшном преступлении, не находит в себе сил убить короля во время молитвы, но пронзает шпагой Полония, скрывшегося за портьерой, принимая его за короля.

Спектакль с ослепляющей роскошью и в то же время в суровом духе «одет» Франком Филиппом Шлессманном. Идея театра в театре не нова, но прекрасно функционирует. Занавес распахивается, и мы видим Гамлета, распростертого на полу, его тело кажется раздавленным софитами. В несколько мгновений они поднимутся к колосникам, и представление начнется. Представление, в котором Гамлет часто выступает с лицом, вымазанным белой краской; порой на краску наложены красные полосы, как если по лицу героя проехались окровавленные пальцы. Гамдет в этом спектакле – принц Датский, он же актер, играющий роль принца Датского. Но брегенцский спектакль не просто театр в театре, а своего рода театр в кубе: ведь там есть еще и «Мышеловка», спектакль об убийстве Гонзаго королевой и ее любовником Лукианом, который разыгрывают актеры, приглашенные в замок принцем Датским? Ярмарочное, красочное, великолепное, забавное представление, которое помогает выйти правде наружу.

Шлессман создает классический спектакль, использует классические театральные механизмы, поворотный круг, огромный черно-серый куб, могущий быть внешними и внутренними стенами королевского замка, массивные темно-красные и темно-серые портьеры, простую мебель, стулья, столы да кровати. Декорации обозначают места действия трагедии: бальный зал, верхняя площадка Эльсинора, где Гамлет встречает призрак отца, спальню короля и королевы, река, в которой утонула Офелия и кладбище, на котором ее хоронят. Одно место действия сменяет другое быстро и ловко, один элемент сценографии удачно функционирует в разных контекстах. Шлессман не загромождает пространство, использует зеркальные полы, создающие особые эффекты отражения фигур артистов или свечей, играет на контрастах цветов. В открывающей опере картине празднества преобладают красный, белый и черный цвет, сцена встречи Гамлета с призраком буквально ослепляет контрастом белого и черного, напоминая в чем-то театр теней, сцена «Мышеловки» блистает самыми разными красками, красным, белым, желтым, ярко-зеленым и оранжевым. Безумие Офелии окрашено в ярко-зеленый цвет свежей травы, что контрастирует девственному бело-серебряному наряду.

Работа художницы по костюмам Гезине Фелльм восхищает. Достигнутая ею и Шлессманом визуальная гармония принадлежит к категории абсолютного и безупречного. В сценах с участием хора артисты одеты в одинаковое платье, вдохновленное модой елизаветинской эпохи, наряды женщин и мужчин весьма схожи, лица часто покрыты белым гримом. Полосатые наряды преобладают в сочетании красного черного, белого и черного, и у всех, включая белые ночные рубашки короля и королевы, на костюме нарисован большой открытый глаз: в датском королевстве неспокойно и лучше держать глаза открытыми...

В неразрывной «связке» со сценографом и автором костюмов творит режиссер Оливье Тамбоcи. Cекрет совершенства спектакля в умной, часто геометрической разводке мизансцен и тщательной работе с певцами-актерами. У Тамбоси нет ничего случайного, каждый артист хора знает свое место и точно его соблюдает, как каждый солист знает каждый жест и необходимое на данный момент выражение лица, понимает как ему взаимодействовать с партнером. Визуальному совершенству мизансцен способствует расстановка мебели: столы могут быть расставлены поначалу длинной стороной к зрителю, а в последующий момент короткой, стулья параллельными или по диагонали, персонажи ведут диалоги друг с другом, когда один из них находится на столе, а другой на полу. Геометричность «картинки» гармонирует с одинаковыми костюмами хора, который весьма напоминает кордебалет, а стиль спектакля в чем-то сродни классическому балету второй половины девятнадцатого века.

Манфред Фосс и Дэви Каннингэм создают изысканную световую партитуру брегенцского «Гамлета», их вклад в создание таинственной, лунной, ледяной, кровавой атмосыеры спектакля неоценим.

Блестящий международный состав занят в брегенцском «Гамлете», певцы из Италии, Германии, Австрии, Румынии, России. Безошибочно подобранные певцы-артисты, полностью соответствующие исполняемым персонажам и владеющие выразительной вокальной декламацией. Подобно Гамлету Павла Черноха, исполнители ролей короля Клавдия и королевы Гертруды, Полония, Офелии и Лаэрта кажутся конгениальными своим героям. Итальянский баритон Клаудио Сгура, очень высокий, со значительным, словно высеченным из камня лицом (Клавдий); немецкое меццо-сопрано Дшамиля Кайзер, белолицая, с длинными распущенными рыжими волосами (Гертруда); русский бас-баритон Эдурд Цанга (Полоний); молодое и прелестное сопрано из Румынии Юлия Мария Дан (Офелия); австрийский тенор Пауль Швайнестер (Лаэрт), играющий доверенную ему роль с редкой живостью и заразительностью; итальянский бас Джанлука Буратто (призрак отца Гамлета), производящий попросту громовое впечатление тем, как он «бубнит» не слишком благодарную партию в тяжелый шлем времен короля Артура. Все эти артисты не только прекрасны в своих ролях, они совершенны, как и их вокал, в котором кантилена не уступает тончайшей выразительности, и прекрасно поданное слово высокому качеству итальянского произношения.

И остальные певцы, актеры, занятые в брегенцском «Гамлете» заслуживают высокой хвалы: Себастьен Соуле (Марцелл), Бартош Урбанович (Гораций), Джонатан Уинелл (король Гонзага), (Сабине Винтер (королева), Ясуши Хирано (Лукиан), Мари Алексис, Шарлотте Кристине Перерсен, Клаудиа Сниос (танцовщицы).

Итальянский дирижер Паоло Кариньяни во главе Венского симфонического оркестра – настоящий матадор Брегенцского фестиваля, и воюет он одновременно с двумя крепкими и разъяренными «быками», дирижируя чуть ли не каждый вечер «Гамлетом» и пуччиниевской «Турандот» с впечатляющей энергией, блестящей динамикой и редкой лирической проникновенностью. Как всегда вокально совершенен и сценически эффективен Пражский филармонический хор под руководством Лукаша Василека.

От всей этой ослепительной роскоши и прагматичной функциональности остаются две занозы в сердце. Первая: сногсшибательный спектакль Брегенцского фестиваля не разрешает изначального сомнения, стоило ли вытаскивать на свет забытое сочинение Франко Фаччо? Либретто Бойто очень эффективно, шекспировская трагедия трансформирована в явление музыкального театра, сохраняя дух знаменитого первоисточника. Мы действительно видим и слышим «Гамлета». А вот с оценкой собственно музыки Фаччо возникают трудности. В ней часто узнаются реминисценции музыки Верди раннего и среднего периода творчества, которые так и тянет назвать «музычкой», хотя есть и страницы более значительные, как монолог Гамлета «Бать или не быть», его дуэт с Гертрудой, похоронный марш Офелии (единственный фрагмент оперы, который исполнялся и после окончательной сдачи партитуры в архив). Автор признает, что одного прослушивания оперы недостаточно. И все же по окончании спектакля в памяти не застревает хотя бы одна музыкальная фраза. «Гамлет» остается одной из многочисленных не удержавшихся в репертуаре опер современников гиганта Верди.

Но есть и совсем другая заноза: неужели это уникальное театральное творение, показанное в Брегенце, больше никто не увидит?

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арриго Бойто

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ