Коварный, обаятельный и лысый

Английская национальная опера открывает сезон «Дон Жуаном»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Но режиссер идет дальше. Ричард Джонс бросает вызов обществу – существованием многочисленной армии «донжуанов» он ставит под угрозу основу самого общества, семьи и роль мужчины в ней. Продемонстрировал постановщик и недюжинную профессиональную изобретательность: Командор сжал мёртвой хваткой руку Дона Джованни, но в ад отправился, все-таки, не с ним, а с Лепорелло, почти двойником своего хозяина, с единственной разве разницей – париком ярких рыжих волос, который слетел его головы в критический момент, обнажив великолепную лысину.

Дон Жуан, вернее его новый сценический образ на сцене Английской Национальной Оперы, пополнил список поистине великих и лысых представителей мира сего – Цезарь, Сократ, Аристотель, Гиппократ, Шекспир, Ганди, Дарвин, Черчилль… из ныне здравствующих – обольстительный Брюс Уиллис, к примеру, и, как я и подозревала, режиссер-постановщик новой версии* великой оперы Ричард Джонс.

1/4

Мне совершенно понятна его логика, особенно после прочтения одного солидного труда, пришедшего к следующему выводу: лысых мужчин не зря считают более умными, влиятельными, компетентными, образованными, честными, отзывчивыми, а также обладающими более высоким социальным статусом. Все эти черты в совокупности известны как социальная зрелость, что чрезвычайно привлекает женщин!

С высоким социальным статусом, компетентный (в своем вопросе), обольстительный Дон Жуан? Пожалуй, да! Но честный, отзывчивый? Если принять во внимание только один аспект его «отзывчивости», можно согласиться и на эту версию. Подтверждение же особого ума и образованности, даже перечитав либретто, мне найти не удалось. Отсутствует и социальная зрелость!

Но, тем не менее: новый имидж идеально лысого Дон Жуана, как и сама современная постановка, – работает! И Ричарду Джонсу удалось большее, чем только создать оригинальный образ известного ловеласа. Постановка исследует отношения своих героев, отчаянно сражающихся между желанием и моральными ценностями, властностью, а также между экзистенциальностью, осознанным выбором своего собственного внутреннего мира и жизненного пути.

Сцена (Пол Стейнберг) лишена красок: безликие, однообразные лабиринты отелей-мотелей-борделей, где, подчас, случалось оказаться многим из нас – секретно, на часок-другой. Ричард Джонс отказывается от лицемерия, объединяя и нас в этот общий портрет любовников, развратников или же несчастных влюбленных.

В этих комнатах справа развлекается с проституткой сам Командор, в то время как в комнате налево реализует свои фантазии прекрасная Анна – в компании Дон Жуана, но ее игры с холодным оружием – опасны. Ну, а затем – по Чехову: «ружье выстрелило», когда поспешивший на помощь заигравшейся в сексуальных играх дочери отец Анны был смертельно ранен. Далее – по тексту.

Пару слов об этом моменте. Понимание того, что это и есть наши главные герои и своего рода негатив по этому поводу – мол, это уж слишком! – пришло и… исчезло! Происходящее воспринималось как прелюдия, не конкретно, не по Моцарту, а как бы в общем. По мере развития спектакля все-таки появилось четкое понимание, что такая интерпретация английского режиссера вполне работает.

Понравилось то, как расставлены акценты между героями: растерянная, метущаяся Церлина и третируемый Мазетто, переполненный целой гаммой чувств – от ревности до страсти, презрения и сомнений в правильности выбора. Любопытен, выразителен и весьма характерен образ Эльвиры с ее невротически- навязчивыми идеями о Дон Жуане либо как о муже или же как о злодее. Чувство вины Донны Анны «разъедает» ее отношения с Доном Оттавио, и тот, вероятно, чувствует что-то. Может быть, поэтому постановщик заставляет его использовать ту же телефонную будку для общения с ней, что и главный герой для телефонного секса!

На сцене присутствует еще один образ – двойник Лепорелло, значение которого становится ясным в финальной и шокирующей сцене, горькой, ироничной и оригинальной, перевернувшей с головы на ноги саму оперу! Это – уже не Моцарт. Но это – жизнь! Сам Дон Жуан – фигура аморальная, но чрезвычайна обаятельная, и постановка, как и оригинал, гениально показывает нарциссическую натуру лысого, но притягательного развратника. Храбрость – не его стиль: в нем больше глумящегося презрения к своим жертвам. И, оказывается, не нужно быть писаным красавцем, чтобы, как магнитом, привлекать к себе, женщин. Власть, деньги и статус также являются мощными афродизиаками, притягивающими слабую половину человечества.

А то, что они прекрасно чувствуют себя в современном обществе, что легко находит отражение, скажем, в современном кинематографе, можно легко убедиться на примере Джеймса Бонда, или, скажем, красавца-начальника Бриджит Джонс в исполнении популярного английского актера Хью Гранта (кстати, непревзойдённого ловеласа по жизни, хотя и не лысого). Кстати, третий фильм приключений Бриджит, только что вышедший на экраны, начинается с его похорон, и главная героиня, удостоившаяся чести, как бывшая коллега и любовница, сказать доброе слово об умершем, оглядев большую часть собравшихся в церкви состарившихся, молодящихся, зрелых, молодых, и юных, в том числе и русскоговорящих (!?) созданий женского пола, от лица всех произнесла: «Мы – все – будем скучать о тебе!»

Но режиссер идет дальше. Ричард Джонс бросает вызов обществу – существованием многочисленной армии «донжуанов» он ставит под угрозу основу самого общества, семьи и роль мужчины в ней.

Продемонстрировал постановщик и недюжинную профессиональную изобретательность: Командор сжал мёртвой хваткой руку Дона Джованни, но в ад отправился, все-таки, не с ним, а с Лепорелло, почти двойником своего хозяина, с единственной разве разницей – париком ярких рыжих волос, который слетел его головы в критический момент, обнажив великолепную лысину.

В музыкальном отношении постановка, открывшая новый театральный сезон в Английской Национальной опере, – событие запоминающееся. Кристофер Пёрвс в главной роли, может быть, не безупречен в пении, но представляет собой смертельный коктейль очарования и натиска. Его напарник Клайв Бэйли (Лепорелло) – также с лысиной, прикрытой париком, в таком же черном блестящем костюме, как и сам герой, находился в отличной вокальной форме, Дон Оттавио (Алан Клейтон) звучал с пылкостью, не нашедшей, однако, понимания.

Женские роли поразили, и особенно Кэтлин Линч (Донна Анна) с ее серебристо-тонированным сопрано и кристальной ясностью голоса. Ей не уступала Кристина Райс (Донна Эльвира), создавшая великолепный образ оставленной женщины, зацикленной на одной идее, столь узнаваемой, одержимо жаждущей мести. Милая, юная, сладкая Церлина (Мэри Беван) и ее отчаявшийся Мазетто (Николас Кроули) и вокально, и визуально подходили друг другу. Я искренне наслаждалась их игрой и поразительно красивыми голосами.

Джеймс Кресвел (Командор), герой войны и он же – лицемерный гулёна, каменно-тяжёлым рокотом взывает к совести другого развратника – Дона Жуана. Но последний не только не наказан, он успешно, благодаря лысинам, схожести, одинаковым одеждам, избегает наказания, и начинает новую страницу эпопеи про Дон Жуана, только под другим именем…

Открыл сезон и премьеру бывший музыкальный руководитель Английской Национальной оперы замечательный дирижер Марк Уиглсворт. Оркестр под его управлением провел оперу в этот вечер с поразительной элегантностью.

Примечание редакции:

* Копродукция с Театром Базеля.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дон Жуан

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ