«Тоска» — победительница

Шедевр Пуччини на сцене АНО

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Каждый эпизод, где меняются декорации, продуман до мельчайших деталей – будь то кабинет Скарпиа с его письменным столом, диванчиком с приподнятой спинкой, на котором в поэтически-фривольной позе элегантно возлегает совершенно вальяжный шеф полиции. Окно во двор – мы не знаем, что там, можем только догадываться…Тюрьма присутствует, но в своеобразной искаженной перспективе. Выразительна финальная сцена, где главной достопримечательностью является огромное ночное звёздное небо, на фоне которого расстреляют Каварадосси. Но хороши не только декорации, там немало эффектных и запоминающихся своего рода пластических моментов – как движутся актеры по сцене, как входит Скарпиа, например, в сопровождении трех своих «черных воротничков».

Начался спектакль и вот уже я испытываю ощущение – абсолютное, полное слияние с происходящим, словно бы и в не партере, а действительно – в церкви, на одной из скамеечек, где-то в глубине, одна из многих. Со своими думами. А впереди – разноцветная мозаика готических окон, расписные потолки полукруглого алтаря, иконостас.

1/3

Но если в 1992 году режиссёр Андреа Андерманн затеял совершенно сумасшедший проект съёмок фильма-оперы «Тоска» в настоящей римской обстановке (церковь Сант-Андреа-делла-Валле, палаццо Фарнезе и замок Сант-Анджело), то в этот раз, на сцене лондонского Колизеума знаменитую римскую церковь представляли с большой степенью достоверности искусные декорации. Надо отметить, что творческой команде в лице режиссера (Кэтрин Мальфитано), сценографа (Франк Филипп Шлоссман), художника по костюмам (Гидеон Дейви) и по свету (Дэвид Мартин Джейкс) удалось это сделать с невероятной изобретательностью и художественным вкусом.

Повторюсь – это Английская Национальная опера, «Тоска» Пуччини. Просто и сильно! В этот раз все – музыка, вокал и сценография сошлись вместе с тем, чтобы раскрыть наши чувства и эмоции в совершенно иной плоскости.

Это второе возрождение «Тоски», с которой в 2010 году дебютировала в Лондоне американская певица и режиссер, и это весьма впечатляющая постановка для меня, смотревшей ее впервые, но и те, кто видел ее раньше, - не разочаровались.

Хочется отметить, что чисто визуальное впечатление, потрясающее вас после открытия занавеса, на этом не заканчивается. Каждый эпизод, где меняются декорации, продуман до мельчайших деталей – будь то кабинет Скарпиа с его письменным столом, диванчиком с приподнятой спинкой, на котором в поэтически-фривольной позе элегантно возлегает совершенно вальяжный шеф полиции. Окно во двор – мы не знаем, что там, можем только догадываться…Тюрьма присутствует, но в своеобразной искаженной перспективе. Выразительна финальная сцена, где главной достопримечательностью является огромное ночное звёздное небо, на фоне которого расстреляют Каварадосси. Но хороши не только декорации, там немало эффектных и запоминающихся своего рода пластических моментов – как движутся актеры по сцене, как входит Скарпиа, например, в сопровождении трех своих «черных воротничков».

Но главное – в воздухе витает драма, что, конечно, не удивительно – это «Тоска»! Но только раньше в такой степени этих чувств мне на этой опере мне испытывать не приходилось.

Музыка Пуччини в исполнении оркестра Английской Национальной оперы под управлением известного специалиста итальянской оперы Олега Каэтани словно дополняет характеристику героев, усиливает действие, будь то эпизоды, когда Тоска и Каварадосси ссорятся-милуются в церкви, или когда изможденный Анджелотти «съеживается» в часовне, или во время выразительных эпизодов с пытками и затем – в моменты, предшествующие насилию над Флорией.

Невозможно не чувствовать – тучи сгущаются, трагедия совсем рядом! Это – не первая моя «Тоска». Я прекрасно знала, как она закончится, что, однако, не помешало мне про себя заметить: дело-то – совсем плохо! Как тяжелый смог, драма зависла в воздухе, проникнув в сознание, лишив привычного комфортного состояния души.

Валлийский тенор Гвин Хьюз Джонс вновь вернулся на роль Каварадосси, и, надо сказать, ему совершенно комфортно в этой роли. Он создал харизматический, героический характер – с лёгкостью и артистизмом, ему присущим. Мягкие, гладкие фразы идеально ложились на музыку, и пение его, от начала и до конца, было просто упоительным.

На главную роль была приглашена американское сопрано Кери Алкема. Ее Тоска – лондонский дебют. И хотя Джонс и Алкема впервые поют вместе, эта пара заявила о себе громко. Они подходят друг другу внешне, их пение – внушительное, красивое, оба – максимально выкладываются на сцене.

Но тот образ Скарпиа, который создал английский бас-баритон Крэйг Колкло, покорил мое сердце! Зло может принимать разные формы, и оно совсем не обязательно должно быть жестоким, страшным. Оно может быть милым, изящным, добродушным, слегка насмешливым, словом - восхитительным. Я насмотрелась на разных злодеев Скарпиа, я их не помню, но этого – никогда не забуду! Но вот что удивительно – на его фоне Тоска теперь выглядит более зловеще! Там же произошло - заклание агнца…

Крэйг Колкло (Колклаф) дебютировал в роли шефа полиции, и его дебют – состоялся! Как артистический, так и вокальный! Пел он, как и играл, завораживающе!

Несколько слов о режиссере этой постановки – Кэтрин Мальфитано, она же – известное сопрано, в репертуаре которой – более 70 ролей. Много ставит в Америке, в Канаде. Кэтрин – дочь балерины Марии Масловой и скрипача Жозефа Мальфитано, родилась в Нью-Йорке. Она сама пела «Тоску. В 1992 году ей была присуждена американская телевизионная премия «Эмми» за эту роль! Я не удивлюсь, если премия за лучшую постановку «Тоски» также окажется у неё! Прекрасный состав, прекрасная постановка! Незабываемые впечатления!

Кто не успел – в АНО «Тоска» до 3 декабря.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Тоска

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ