Ключи к Берлиозу

В Берлине завершился Musikfest Berlin

Главный фестиваль лучших симфонических оркестров Musikfest Berlin завершился в Берлинской филармонии оперой «Русалка» Дворжака, представленной в исполнении Немецкого симфонического оркестра, Берлинского хора радио и международного состава солистов под управлением Робина Тиччиати. Среди них и двое российских солистов — Зоя Церерина и Александр Рославец.

Темой фестиваля этого года был выбран модный персонаж XIX века, интерес к наследию которого не остывает до сих пор, — композитор Гектор Берлиоз ушел из жизни 150 лет назад. Он повлиял на ход развития симфонической мысли и в целом музыкального модернизма в Европе не в меньшей степени, чем Рихард Вагнер — в мире оперы. На фестивале прозвучали ключевые сочинения Берлиоза. Даже когда в программе концерта не было его музыки, улавливались незримые нити, связывавшие других композиторов с идеями великого и ужасного Гектора.

Фестиваль открылся концертным исполнением его оперы «Бенвенуто Челлини», которую привез прославленный Революционно-романтический оркестр, Хор Монтеверди и большая группа солистов под управлением легендарного сэра Джона Элиота Гардинера (на днях они, кстати, впервые выступят в Москве и Санкт-Петербурге).

Знаменитая Фантастическая симфония прозвучала в переложении Ф. Листа для рояля в исполнении Александра Мельникова.

Драматическую симфонию «Ромео и Джульетта» исполнил оркестр Берлинской филармонии и хор Берлинского радио под управлением британца Дэниела Хардинга.

Изысканно-пряную, экспрессивно-ориенталистскую «Смерть Клеопатры» Берлиоза должна была спеть Элис Кут, но ее экстренно заменила американка Сьюзен Грэм: вместе с вагнеровским тенором Клаусом Флорианом Фогтом она же исполнила и сцены из «Троянцев» в сопровождении оркестра Немецкой оперы под управлением Дональда Ранниклса.

Валерий Гергиев выступил со своим нынешним немецким подопечным оркестром Мюнхенской филармонии, представив Первую симфонию Шнитке и Шестую симфонию Брукнера, творившего в те же годы, что и Берлиоз.

Еще один российский дирижер — Туган Сохиев предстал на главном симфоническом форуме Европы с амстердамским Королевским оркестром Консертгебау, входящим в тройку мировых лидеров. В их исполнении прозвучали Мистерии Луи Андриссена и Первая симфония «Зимние грезы» Чайковского.

Завершение фестиваля «Русалкой» Дворжака выглядело крайне неожиданно, а потому было принято публикой с повышенным энтузиазмом.

Молодой и невероятно талантливый дирижер Робин Тиччиати преподнес оперную сказку Дворжака как сочинение, исполненное громадной трагической силы о фатальной обреченности и невозможности встречи двух миров — идеального и реального.

Берлинская дебютантка — русское лирико-драматическое сопрано Зоя Церерина с ее раскаленным тембром и мощью голоса в партии Заморской княжны вместе с британской сопрано Салли Мэтьюз с ее лирическим, несколько зыбким водянистым тембром оказались идеальными выразительницами этой грустной философской идеи.

Владимир Дудин, rg.ru

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ