А между тем это был композитор, из музыкальных прозрений которого выросли все гармонии ХХ века, причем как в России, так и в европейском искусстве. Петербургский композитор Сергей Слонимский любит повторять: «Мусоргский — единственный композитор ХХ века, который жил в веке XIX». А академик Лихачев считал его уникальным историческим мыслителем: ведь так глубоко, как Мусоргский, в особенности народной музыки, церковного пения не проник никто. Его необычные гармонии были просто непонятны современникам: в них — никакого бельканто, пришедшего на российскую сцену из итальянской оперы, зато точное и тонкое интонирование, передающее глубокие эмоциональные переживания русской души.
Мало кто знает, что Мусоргский и сам был прекрасным вокалистом: на выставке представлены программки концертов и любительских спектаклей, где он, обладая прекрасным баритоном и большим артистизмом, пел в главных партиях.
Особенно интересно будет познакомиться с письмами Мусоргского, в которых он высказывает свои взгляды на русскую оперу, с рукописями тех музыкальных сочинений, которые стали предтечей его шедевров: песен, ранней оперы «Саламбо», фрагментами незаконченной «Женитьбы».
К слову, музыковеды считают, что именно «Женитьба» стала источником, из которого родился «Нос» Шостаковича и прочие его оперные шедевры.
На выставке можно будет увидеть документальные свидетельства того, как создавались произведения Мусоргского — оперы «Борис Годунов», «Хованщина», а также предвестники их театральных постановок. Это изображения скоморохов из древнерусских рукописей, зарисовки и тексты исследований.
Об интересе к творениям Мусоргского в России и за рубежом расскажут письма певицы Марии Олениной-д'Альгейм, французского музыковеда Мишеля Кальвокоресси, мемуары оперной певицы Анны Петровой-Воробьевой.
Многие документы широкий зритель увидит впервые. И поразится той изысканности каллиграфического почерка, какой обладал Мусоргский. А что касается его пристрастия к зеленому змию...
— Во всем виноват Репин! — уверена одна из кураторов выставки Елена Михайлова. — Он писал свой знаменитый портрет Мусоргского с натуры, когда тот лежал в лечебнице, за две недели до его смерти. И встрепанные волосы, небрежный больничный халат — это следствие печальных обстоятельств.
Композитор прожил свою жизнь одиноким и непонятым: любил жену своего друга, но быть с ней не мог. Детей не имел. Хорошо, что хотя бы спустя полтора века потомки отдают должное его самобытному таланту.
Ольга Штраус, rg.ru