Русская опера и балет для двух фортепиано

3 октября 2019 года на Основной сцене Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова фортепианный ансамбль Александр Гиндин — Басиния Шульман представляет виртуозную программу фортепианных транскрипций любимых опер и балетов. Прозвучат сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова в транскрипции Вячеслава Грязнова, Концертный парафраз на темы оперы Чайковского «Евгений Онегин» Павла Пабста, а также авторская транскрипция Игоря Стравинского балета «Петрушка».

Творческое сотрудничество выдающихся российских пианистов сложилось недавно, но фортепианный ансамбль Гиндин — Шульман уже завоевал любовь российских и зарубежных слушателей. Выпускники Московской консерватории, яркие представители русской фортепианной школы, Александр Гиндин и Басиния Шульман ведут активную сольную концертную деятельность. Тем ценнее соединение артистов в программе транскрипций для двух фортепиано русских опер и балетов.

Заслуженный артист России Александр Гиндин — один из признанных лидеров своего поколения. В активе пианиста — победы на конкурсах, входящих в мировую суперлигу: среди них Международный конкурс имени П.И. Чайковского в Москве (1994; 4-я премия), Международный конкурс имени Королевы Елизаветы (Брюссель, Бельгия, 1999, 2-я премия), Международный конкурс в Кливленде (США, 2007, 1-я премия).

Александр Гиндин в равной степени востребован как солист, исполнитель с оркестром, камерный ансамблист. Среди его творческих партнеров — дирижеры, инструменталисты, певцы разных поколений: Владимир Федосеев, Владимир Минин, Владимир Ашкенази, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Лазарев, Владимир и Дмитрий Юровские, Пааво Ярви; Александр Рудин, Борис Березовский, Мария Гулегина, Хибла Герзмава. Выдающимся явлением музыкальной культуры стал фортепианный ансамбль Николай Петров — Александр Гиндин; в 2000 — 2011 годах он дал более 100 концертов в разных странах, записал 6 CD, осуществил несколько мировых премьер, значительно обогатил ансамблевый репертуар.

В обширном списке оркестров, с которыми сотрудничал Гиндин, — крупнейшие симфонические коллективы России, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Японии и т.д.. География концертов пианиста — практически весь мир. Александр Гиндин — организатор и куратор проектов в России и за рубежом; среди них именные фестивали в России, Беларуси, Швеции, Испании. В разное время артист сотрудничал с такими ведущими лейблами, как Decca, Capriccio, Le Chant du Monde, Naxos и др.

Лауреат международных конкурсов Басиния Шульман много и успешно гастролирует в России и за рубежом; она выступала в таких престижных залах, как Большой зал консерватории и Концертный зал имени Чайковского, Московский Международный Дом музыки, Альберт-холл (Лондон), Бетховен-халле (Бонн, Германия), Городской театр Сан-Паулу (Бразилия), Гран-Театро Валенсия (Испания), на фестивалях в России, Франции, Нидерландах и др. Особое внимание Басиния Шульман уделяет камерному исполнительству. Среди ее партнеров такие выдающиеся музыканты, как Юрий Башмет и Вадим Репин, Квартет имени Бородина, Федерико Мондельчи (саксофон) и др. Она выступает с ансамблями солистов оркестров «Солисты Москвы» и «Виртуозы Москвы».

Многие годы Басиния Шульман является продюсером различных музыкальных проектов и программ (как для взрослой, так и для детской аудитории), которые с успехом идут на сценах ММДМ., Московского Дома композиторов. Важная сторона ее деятельности — музыкально-драматические спектакли (среди них концертная фантазия «Шопен. Жорж Санд» в содружестве с музыкальным критиком и ведущим Йосси Тавором, «Суламифь» в содружестве с актером Леонидом Каневским, музыка и драма в пяти письмах «Нежность» в постановке Романа Виктюка — в содружестве с актрисой Сати Спиваковой), а также кроссовер-проекты («Москва — Рио — Нью-Йорк» с обладателем двух премий «Грэмми», американским джазовым пианистом Милчо Левиевым; «Классика, джаз и салон 20-х» со знаменитым саксофонистом Алексеем Козловым). Басиния Шульман — куратор летних музыкальных фестивалей в Архангельском и Поленове.

Авторы двух из трех переложений — выдающиеся пианисты XIX и конца XX — начала XXI веков.

Павел Августович Пабст (1854 — 1897) с 1878 года до конца жизни был профессором Московской консерватории. Пианист-виртуоз, композитор и педагог, один из основателей русской фортепианной школы (среди учеников — Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов, Николай Метнер), Пабст дружил со многими русскими композиторами, особенно тесно — с П.И. Чайковским. Помимо звучащего в программе Концертного парафраза на темы оперы «Евгений Онегин», перу Пабста принадлежат и фортепианные фантазии на темы других сценических произведений Чайковского — опер «Пиковая дама», «Мазепа», балета «Спящая красавица».

Вячеслав Грязнов (р. 1982) — современный пианист и педагог, признанный мастер фортепианной транскрипции. К настоящему моменту выпущено уже несколько сборников транскрипций Грязнова для фортепиано соло, фортепианного дуэта и ансамбля, разнообразных камерных составов, а также каденций к клавирным и фортепианным концертам. В концерте исполняется Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова в переложении В. Грязнова.

Особняком в программе стоит авторская транскрипция Игоря Стравинского (1882 — 1971) балета «Петрушка». Версия для фортепианного ансамбля, звучащая в концерте, сочинялась практически одновременно с партитурой (1911), а через 10 лет для пианиста Артура Рубинштейна были созданы «Три фрагмента из балета «Петрушка» (для фортепиано соло).

Важнейший элемент концерта — видеоряд (Артем Зубанов, по идее Басинии Шульман). В нем использованы эксизы русских художников, а также авторский текст (комментарии) И.Ф. Стравинского из партитуры балета «Петрушка».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

Александр Гиндин

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ