Сказки Большого театра

Премьера «Сказки о царе Салтане» на Новой сцене

Екатерина Романова
Оперный обозреватель
Первой премьерой Большого театра в сезоне 2019-20 стала «Сказка о царе Салтане», поставленная на Новой сцене к 175-летию Римского-Корсакова.

За плечами режиссера спектакля Алексея Франдетти большой опыт постановки мюзиклов и несколько удачных вылазок в оперу. В 2015 он поставил оперу-буфф «Viva la mamma» Доницетти в Красноярском театре оперы и балета. В сентябре 2019 в екатеринбургской УралОпере состоялась премьера его постановки «Риголетто» Верди, анализирующей отношения взрослеющей дочери и не желающего ее взросления отца. В 2018 Франдетти дебютировал как режиссер Большого театра – его полусценическая версия «Кандида» Леонарда Бернстайна открывала прошлый сезон.

Новая «Сказка о царе Салтане» в проблемы отцов и детей не вдается. Спектакль получился веселый и эффектный, а развлекать Франдетти любит и умеет. Постановочная команда (сценографы Зиновий Марголин, Ирина Кашуба, режиссер цирковых номеров Евгений Шевцов) насытила действие забавными зрелищными фокусами. Тут и воздушный бой летающих на тросах Лебеди и коршуна, и фантастические морские звери, и белка-акробат, и потешная армия из одиннадцати трехголовых богатырей. Художник по костюмам Виктория Севрюкова создала волшебные костюмы со множеством деталей: вышивка, кружева, инкрустация. Про них хочется сказать «музейные», но в самом хорошем смысле – это музей, в котором можно увидеть Васнецова и Билибина.

Остро чувствуется, что это русская опера, исполненная на родной земле — все эти песни, колыбельные, причитания, распевы вплетены в ДНК и слушателей, и артистов.

Густой былинный баритон Гонца (Андрей Григорьев), мягкий тенор сказочного принца Гвидона (Константин Артемьев), нежное сопрано хрупкой царицы Милитрисы (Ольга Селиверстова). Сильное хрустальное сопрано Царевны Лебеди (Анастасия Сорокина) словно утопает в музыке, излучая сияние. Комичный Царь Салтан (Александр Маркеев) в последнем действии по-настоящему трогательно звучит в жалобной песне о потерянной жене. Плавными мощными волнами разливается хор (главный хормейстер Валерий Борисов).

Во всей музыкальной части слышна мастерская рука музыкального руководителя. Туган Сохиев сотворил сказку оркестровой слаженности, баланса и силы. Узорочье музыки выплетено с тщательностью и большой теплотой. Четкий и яркий звук оркестра позволяет разглядеть и почувствовать все драгоценности музыкальной фактуры.

Мальчик-Гвидон появляется в первом действии верхом на деревянном лебеде, этакий маленький русский Лоэнгринчик, которому в этой постановке предстоит преобразовать мир к лучшему.

На острове Буяне он возводит царство культуры и духовности – ледяной город Леденец. Его жители в изящных одеждах танцуют на балах и мечтают о будущем, где они станут «собирать просвещения цветы, пожинать трудолюбья плоды». А сам князь Гвидон проводит время с глобусом и картами, окруженный корабельщиками-голландцами, решая как лучше обустроить флот. Утопия, хрустальная мечта – на контрасте с тяжеловесной салтановской Тьмутараканью, где инфантильного правителя спаивают и обманывают его приближенные. Переплетение пушкинского сюжета с учебником истории, противопоставление косности и прогресса сделано мягко и ненавязчиво, без покушений на оригинальный сюжет и атмосферу.

Спектакль Большого театра вышел ноздря в ноздрю с видеоверсией новой «Сказки о царе Салтане», поставленной Дмитрием Черняковым в театре Ла Моннэ в июне 2019. Буквально за несколько дней до премьеры в Большом – бывают ли такие случайные совпадения? – на сайте брюссельской оперы появилась видеозапись спектакля, что вызвало волну публикаций, сравнивающих две постановки. У Чернякова всегда все непросто. Князь Гвидон стал мальчиком-аутистом, которого бросил отец и теперь несчастный «не мышонок, не лягушка» пытается убежать от жестокой реальности в воображаемый мир.

При всей изобретательности и эмоциональной силе постановки Чернякова, во время просмотра вспоминаются слова Римского-Корсакова: «Что касается до символического значения Царевны (это что-то о Красоте, если не ошибаюсь), то... нужно ли это подчеркивать? Если такое символическое значение есть, то читатель и слушатель сам его узрит, а о Коптяеве не стоит заботиться, пусть его опять скажет, что у русских композиторов не хватает философских идей. Так было у Вагнера, а с его легкой руки у д’Энди, у Р. Штрауса, да и у Вейнгартнера, а у меня сказка – так сказка!..».

Спектакль Франдетти не исследует подтексты, не прикручивает к опере параллельную историю, а просто позволяет «Сказке о царе Салтане» остаться забавной, волшебной и доброй.

В репертуаре появился яркий и неглупый спектакль для детей, что в наше время нечасто происходит.

В этом сезоне Дмитрий Черняков после долгого отсутствия возвращается в Большой. Последней его работой здесь была постановка «Руслана и Людмилы» Глинки в 2011. В феврале 2020 Черняков поставит «Садко» Римского-Корсакова. Посмотрим, какой будет эта сказка…

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

Сказка о царе Салтане

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ