Опера из «Мюзик-холла» — почему бы и нет?

Опера из «Мюзик-холла» — почему бы и нет?
Специальный корреспондент
В Москве продолжаются показы спектаклей в рамках фестиваля «Видеть музыку». 5 ноября 2019 года на сцене московского театра «Новая опера» была дана опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в постановке Санкт-Петербургского Мюзик-Холла.

Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл» – имя «с историей». У его истоков стоял Исаак Дунаевский, с ним сотрудничал Дмитрий Шостакович, на его сцене выступали эстрадные суперзвезды середины XX века. Театр сегодня – это разнообразная, по направлениям, афиша и активная гастрольная деятельность. Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» – постоянно проживающий в Петербурге итальянец Фабио Мастранджело, дирижировавший в ведущих оперных театрах России и мира, а за пределами круга любителей классического искусства получивший популярность после телешоу «Большая опера». Под его руководством создан оркестр театра, который даже имеет собственное имя – «Северная симфония», и хотя коллектив появился лишь в 2016 г., он уже отметился во многих интересных проектах. Оперный хор появился еще позже – осенью 2017 (руководитель Валентина Копылова-Панченко).

В основном, репертуар театра составляют мюзиклы, взрослые и детские. Немаловажная сторона жизни – концерты и абонементы. Концерты оркестра с известными артистами – мастерами академической музыки и эстрады – проходят на площадке театра, ведется также активная гастрольная деятельность. Театр – организатор Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем», в рамках которого оперные представления разыгрываются вблизи различных исторических достопримечательностей.

Премьера комической оперы «Дон Паскуале» состоялась на сцене «Мюзик-Холла» 27 сентября 2018 г. Маэстро Мастранджело и режиссер Ханс-Йоахим Фрай, без малейшей скидки на мюзик-холльный статус, создали стандартное оперное действо – в стилистике, господствующей сейчас на сценах профильных театров, с минималистическими декорациями (художник-постановщик Петр Окунев), осовремененными костюмами (художник по костюмам Елена Бадмаева) и активным использованием видеопроекций на сцене (видеорежиссер Вадим Дуленко).

Фрай, собственно, уже сделал в России ряд неплохих работ (вспомним «Ариадну на Наксосе» Рихарда Штрауса в театре Покровского или «Лючию ди Ламмермур» Доницетти в «Новой опере»), где неизменно демонстрировал свой умеренный подход: разумный компромисс между современной и традиционной режиссурой, скупые декорации, красочные видеоэлементы и фигуры героев, движение, легкие намеки на узнаваемые образы масс-культуры. Собственно, примерно по тем же принципам построен и сегодняшний спектакль. Есть единственное концептуальное режиссерское решение (Малатеста – это кинорежиссер, оператор и исполнитель роли, собственно, доктора в одном лице, сам снимает фильм «Дон Паскуале» и сам в нем играет), но к концу спектакля и оно размывается.

Из декораций – немного мебели в стиле 60-х, металлический мост и ведущая к нему большая винтовая лестница (на которой, кстати, певцам было крайне неудобно петь – подъем по рискованной конструкции отнимает дыхание и внимание, значительное время певец двигается спиной к залу, далеко от края сцены, и его просто не слышно). На задник и белые шторки по бокам проецируются кадры из знаменитых фильмов XX века, потом они превращаются в цветные гардины…

В целом, за исключением нескольких моментов, режиссура не обременяет собой зрителя, не вызывает чувства протеста и не мешает реализации того, что автор написал в партитуре. Два исключения, которые «резанули»: присутствие Эрнесто в «съемках» клипа на каватину Норины в красном кабриолете (все-таки его там никак быть не должно!) и сцена знакомства Дона Паскуале с переодетой Нориной (где она раньше времени скидывает капюшончик, и весь гламур обнаруживается досрочно). А в целом, постановка приятная.

Музыкальная концепция Фабио Мастранджело вызывает вопросов несколько больше. Первый же аккорд увертюры грянул так, что все вздрогнули. Эмоции, желание дирижера позвучать, погреметь, дать волю темпераменту сказывались не только на балансе с вокалистами (которые временами то исчезали за оркестром, то покрикивали), но кое-где ставило в трудное положение и сам оркестр – коллектив совсем, по оркестровым меркам, новый, молодой. Инструментальный брак не сказать чтобы часто, но случался, прежде всего, огорчительно нетвердое соло трубы в арии Эрнесто. Хотелось меньше размазанности и больше штриха от струнных (хотя при таком дирижерском подходе, бодрости и громкости, музыкантам, наверное, было не до этого), больше точности от медных духовых. Но в целом, работа оркестра была, хотя и не бесспорная, но, безусловно, состоявшаяся. Это был настоящий Доницетти – с огоньком, озорством и итальянской страстью.

И это был все-таки редкий в наши дни образчик театра не «режиссерского», а «дирижерского». Фабио Мастранджело и с коллективом «Мюзик-холла» остается верен своему, избранному ранее стилю в опере.

Из вокалистов отметим исполнителя титульной партии Николая Каменского – солиста Мариинского театра. Его Дон Паскуале выглядел не старым самодуром, а растерянным добряком, жертвой обстоятельств, актерская концепция очень продуманная и последовательно реализованная от начала до конца. Да и с точки зрения вокала и соблюдения стиля, он, пожалуй, был лучшим из состава.

Трое других вокалистов (Тигрий Бажакин (Доктор Малатеста), Анна Викулина (Норина), Савелий Андреев (Эрнесто)) – артисты «Мюзик-холла», и если верить сайту театра, этим летом они проходили профессиональную стажировку в оперных театрах Италии. Пока исполнение этих партий вызывает у молодых артистов большую степень напряжения, и если у баритона напряженный, с усилиями звук был только поначалу, а потом он «распелся», то двум другим партии даны что называется «на перспективу», над ними еще нужно хорошо поработать. Тенор Андреев очень понравился с точки зрения тембра – звонкого, летящего, но от перенапряжения случались и сбои. Сопрано пела без явных сбоев, но ее плосковатое, совсем не белькантовое звукоизвлечение к материалу вовсе не подходило. Зато все трое выглядели очень эффектно и кинемотографично: расслабленный и разнеженный тенор в светлом костюме, вертлявый и энергичный баритон в двухцветных ботинках времен «сухого закона» в Чикаго и тоненькая, собранная, как пружинка, разнаряженная сопрано-«кинозвезда».

Благодаря фестивалю «Видеть музыку» москвичи познакомились с весьма неординарным продуктом – оперой от театра мюзикла (в последнее время, чаще случалось наоборот, театр оперы или оперетты пытался сделать мюзикл). Это было, как минимум, интересно.

Фото: musichallspb.ru

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дон Паскуале

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ