Андре Шенье (Andrea Chénier)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Предлагаем нашим читателям в дополнение к рецензии И. Сорокиной на постановку оперы «Андре Шенье» в Брегенце словарную статью Е. Цодокова об этом выдающемся сочинении Умберто Джордано.

Опера итальянского композитора Джордано1 в 4-х актах (1896, Милан). Либретто Иллики (на итальянском языке).

Главные персонажи: Андре Шенье (тенор), Мадлен/Маддалена (сопрано), Жерар (баритон), Графиня де Куаньи (меццо), Берси (меццо), «Щеголь» (тенор), Руше (бас) и др.

Действие происходит во Франции в эпоху Великой Французской революции 18 века.

Сюжет:

1 акт.

Париж. 1789 год. Во дворце графини де Куаньи готовятся к балу. Среди гостей поэт Андре Шенье. Во время светской беседы Шенье, задетый за живое ироничной Мадлен, дочерью хозяйки дома, привлекает внимание гостей своими возвышенными словами о чувстве любви к природе, родине, патетическим призывом к состраданию бедным. Мадлен под впечатлением от импровизации поэта. Тем временем, слуга Жерар приготовил гостям «сюрприз»: пригласил на вечер простолюдинов. Графиня в гневе приказывает выгнать непрошенных гостей. Жерар покидает бал.

2 акт.

Прошло пять лет. В самом разгаре революционный террор. Улицы Парижа запружены народом и революционерами. Шенье, которому грозит опасность, поджидает своего друга Руше – тот должен передать ему паспорт для побега. Среди толпы революционеров, восторженно встречающих Робеспьера, находится Жерар. Шпик «Щеголь» следит за Берси, служанкой Мадлен. Та подходит к Шенье, чтобы сообщить, что его ищет Мадлен. Теперь Шенье не хочет бежать, а ищет встречи с девушкой. Встретившись, они понимают, что давно увлечены друг другом. Их объяснение прерывает Жерар. Это он нанял человека для слежки за служанкой, ведь он сам давно влюблен в Мадлен. Между Жераром и Шенье вспыхивает ссора, перешедшая в поединок. Жерар ранен, однако не выдает революционерам имя своего обидчика.

3 акт.

В зале революционного трибунала проходит митинг, под лозунгом «Отечество в опасности» раздаются призывы делать пожертвования на нужды армии. Лучше всего агитация удается Жерару. Появившийся Щеголь» сообщает ему, что Шенье схвачен и советует написать на того донос. После некоторых колебаний Жерар соглашается в надежде, что сюда спасать его явится Мадлен. Так все и происходит. Мадлен узнает, что возлюбленному грозит смертельная опасность. Когда Жерар признается ей в своей тайной страсти, она заявляет, что готова пожертвовать собой ради спасения Андре. Мадлен рассказывает Жерару, что ее мать убита, а дворец сожжен. Тот потрясен всем услышанным и, прежде всего, ее самоотверженной любовью к Андре. Он намерен спасти поэта и на суде заявляет о ложности своего доноса. Но тщетно. Суд все равно приговаривает Шенье к смертной казни.

4 акт.

В тюрьме Шенье читает своему другу Руше прощальные стихи. К тюремщику приходят Жерар и Мадлен. За взятку охранник соглашается, чтобы Мадлен заняла место другой осужденной – девушка хочет умереть вместе с любимым! Жерар уходит, чтобы испросить у Робеспьера помилование, но тщетно. Влюбленные отправляются на эшафот. Главное - они снова вместе на пороге вечности, которая соединит их навсегда!

Главный герой оперы – выдающийся французский поэт и публицист Андре Шенье. Его творчество получило широкую известность, но значительно позднее. Либерал, не проявлявший симпатий к старому режиму, он, тем не менее, быстро разочаровался в ужасах террора и был безжалостно уничтожен якобинцами по приказу Робеспьера. Трагическая ирония судьбы в том, что тот, кто отправил поэта на эшафот, сам был казнен два дня спустя! Либретто сильно отличается от реальной истории, но это, как часто бывает в опере, не столь важно, ибо главное место занимает любовная коллизия. Идею оперы «уступил» Джордано его друг, известный композитор Франкетти.

Сочинение Джордано – безусловный шедевр веризма. Драматизм музыкальной ткани, тонко контрастирующий с проникновенным мелодизмом, изысканные гармонические «пряности» делают этот опус очень привлекательным для публики. Для придания сочинению исторического колорита Джордано использует здесь подлинные народные мелодии – «Марсельезу» и «Карманьолу». Путь оперы на сцену был тернист. Так, например, авторитетный издатель и оперный импресарио Сонцоньо считал произведение неисполнимым. В трудную минуту молодого автора поддержал его коллега Масканьи. Премьерный успех опроверг все сомнения – представление прошло триумфально. Этому во многом способствовал блестящий исполнитель выигрышной главной роли тенор Боргатти.

Опера быстро снискала успех у публики во многих странах. Уже в премьерном году ее исполнили в нью-йоркской Академии музыки, а в 1897 прошли национальные премьеры в Варшаве, Будапеште, Гамбурге (дирижер Малер), Праге, Лионе и Буэнос-Айресе. В 1898 ее поставили Лиссабоне, Антверпене и Барселоне и др. 1-я английская постановка состоялась в 1903 (Манчестер), австрийская в 1909 (венская «Фольксопер»). Ярким событием стала премьера в Метрополитен с участием Джильи и Муцио (1921). На протяжении более ста лет произведение Джордано остается в репертуаре музыкальных театров.

Образ Шенье всегда привлекал внимание ведущих мастеров оперной сцены, среди них Джильи, Карузо, Дель Монако, Корелли, Доминго, Каррерас. В 1954 опера была поставлена в Метрополитен с выдающимся составом исполнителей (Дель Монако, Миланова, Уоррен). В Ла Скала в 1955 году ее исполняли Дель Монако, Каллас, А.Протти, на сцене Венской оперы в 1960 блистали Корелли, Тебальди и Бастианини, а в Метрополитен Бергонци, Миланова и тот же Бастианини. Можно отметить также спектакли в Барселоне с участием Каррераса, Кабалье, Понса (1979) и Ковент-Гардене с участием Доминго, Томовой-Синтовой, Дзанканаро (1985) и др.

Сочинение богато ярчайшими эпизодами, многие из которых стали концертными шлягерами. Среди них знаменитая Импровизация Шенье из 1-го акта Un di al’azzurro spazio, ария Мадлен (в итальянском либретто – Маддалена) из 3-го акта La mamma morta, монолог Жерара из 3-го акта Nemico della patria, предсмертная ария Шенье Come un bel di di maggio. Опус венчает проникновенная финальная сцена Шенье и Мадлен «Vicino a te s'acqueta» - гимн любви и верности.

В 1897 опера впервые появилась в России, где была исполнена итальянской труппой с участием Баттистини в партии Жерара. Русская премьера состоялась в Харькове (1897) силами антрепризы Церетели (дирижер Сук). В течение прошлого века опера ставилась в нашей стране всего два раза: в Екатеринбурге (1919) и Донецке (1979).

Велико число записей оперы (более 60), первая из которых датируется 1928 годом (дирижер Л.Молайоли). Большинство из них «живые» и на итальянском языке (хотя есть и несколько немецких записей, среди них две с Росвенге, а также французская с Ванзо). В нашей краткой дискографии перечислены лучшие студийные версии шедевра Джордано. Среди «живых» записей отметим венский спектакль, поставленный дирижером Санти и режиссером Шенком (записан в 1981 году). По произведению сняты также фильмы-оперы в 1955 (дирижер А.Квеста, в заглавной партии М.дель Монако), в 1973 (дирижер Бартолетти, в заглавной партии Ф.Корелли).

Краткая дискография:

EMI (studio) – 1941, дирижер О.Де Фабритиис, солисты Б.Джильи, М.Канилья, Д.Беки. Decса (studio) – 1956, дирижер Д.Гаваццени; солисты М.Дель Монако, Р.Тебальди, Э.Бастианини. EMI (studio) – 1963, дирижер Г.Сантини; солисты Ф.Корелли, А.Стелла, М.Серени. RCA (studio) – 1976, дирижер Д.Ливайн; солисты П.Доминго, Р.Скотто, Ш.Милнс. Decca (studio) – 1982-84, дирижер Р.Шайи, солисты Л.Паваротти, М.Кабалье, Л.Нуччи.

DVD Philips. Венская опера, 1981 – дирижер Н.Санти; солисты П.Доминго, Г.Бенячкова, П.Каппуччилли.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Андре Шенье

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ