Антону Аренскому — 150

Антону Аренскому — 150
Специальный корреспондент

12 июля исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского – знаменитого русского композитора рубежа 19 – 20 веков, в творчестве которого оперная тема занимала не последнее место. Аренский принадлежит к числу отечественных композиторов второго, если не третьего ряда – если попытаться ранжировать наших выдающихся музыкантов прошлого, хотя, конечно, всякая классификация весьма условна. Бесспорное музыкальное дарование, немалое мастерство, определенный успех у публики – все это было у Аренского. Его произведения изредка звучат и сегодня. Однако в известной степени вторичность, малая оригинальность и эпигонство в его творчестве помешали музыке Аренского стать безусловной ценностью отечественной культуры.

Антон (Антоний) Аренский родился в 1861 году в Новгороде. Окончил Петербургскую консерваторию по классу своего земляка Н. А. Римского-Корсакова в 1882 г. с малой золотой медалью. Сразу по окончании был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов и композиции, в 1889 году стал ее профессором.

В период 1895-1901 гг. занимал должность управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. В течение 7 лет состоял дирижером Русского хорового Общества. Выступал в качестве дирижера в симфонических концертах Русского музыкального Общества. Был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. Принимал неформальное участие в деятельности музыкального кружка Митрофана Беляева. Скончался совсем молодым, 44 лет от роду, 25 (12) февраля 1906 г., в финском пригороде Петербурга Перк-ярви (современное название Кирилловское). Похоронен в Александро-Невской Лавре Петербурга.

Автор 3 опер, балета «Египетские ночи», 2 симфоний, ряда оркестровых произведений, произведений для фортепиано с оркестром, хоровых, камерных, фортепианных и вокальных сочинений. Автор трудов по музыкальной теории "Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки", принятых в качестве учебников в консерватории и впоследствии переиздававшихся. В числе учеников Аренского - композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Р. М.Глиэр, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко и др.

Композиторское творчество и личность Аренского удостаивались противоречивых оценок коллег. Чайковский и Танеев, немало поспособствовавшие продвижению Аренского, писали о его музыке как о лучшей, выдающейся, вызывавшей у них слезы. Римский-Корсаков и директор Московской консерватории Василий Сафонов, напротив, склонялись к его негативной оценке, отдавая дань определенным достижениям музыканта, однако более акцентируя внимание на его небезупречном образе жизни. Положительную оценку музыки Аренского давал писатель Лев Толстой.

Романтизм Аренского имеет в основном лирическую направленность, и в музыке явно прослеживается влияние старших современников, отчасти «кучкистов», Рубинштейна, но особенно – Чайковского, заметны элементы влияния и западноевропейских авторов-романтиков. Теоретики упрекают композитора в отсутствии музыкального новаторства. Однако последовательное проведение актуальной в то время идеи поиска и использования русских народных тем, интеграция с зарубежной музыкальной культурой, внимание к мелодике и гармонии, а также доступность, простота, неперегруженность и в то же время некоторая «салонность» музыкального материала позволяли композитору иметь немлый успех у публики.

«Забыт он будет скоро» - написал об Аренском его суровый учитель Римский-Корсаков в своей знаменитой книге «Летопись моей музыкальной жизни», изданной в 1909 г. В отношении части наследия композитора (особенно оперного) эти слова оказались пророческими, однако некоторые номера до настоящего времени исполняются на сцене. Произведения Аренского входили в репертуар выдающихся российских и зарубежных певцов, таких как Федор Шаляпин, Роза Понсель, Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Соломон Хромченко, Иван Козловский, Анатолий Соловьяненко, Зара Долуханова и др.

Уделим некоторое внимание оперному творчеству Аренского. Первый его опыт в этом жанре - опера «Сон на Волге» (в 4-х действиях, 7-ми картинах) написана в 1888 году. В основу либретто положена драма А. Н.Островского «Воевода». Идею создания оперы Аренскому предложил Чайковский, отдав для нее сюжет своей неудачной первой оперы «Воевода» (написанной в 1868 году и впоследствии уничтоженной автором – восстановлена по оркестровым партиям музыковедом П. Ламмом в 1940-х гг).

Премьера оперы состоялась в московском Большом театре 21 декабря 1890 г., дирижер – сам Антон Аренский, в постановке участвовали Степан Трезвинский, Евгения Збруева, Михаил Былов и др. Спектакль прошел 10 раз, последний раз – 27 октября 1891 г. На одном из спектаклей в январе 1891 года присутствовал Чайковский, который в письме брату Модесту оценил ее так: «Прекрасная опера! Иные сцены так хороши, что я настоящим образом был потрясен до слез».

Сюжет оперы основывается на первой авторской редакции пьесы Островского. События оперы относятся к XVII в., в основе драмы – конфликт деспотичного воеводы Нечая Шалыгина и угнетенного им населения. На волне антимонархических настроений конца XIX века в России в сюжете, безусловно, просматривались политические аналогии. По сюжету Воевода (баритон), насильник и грабитель, вызывает лютую ненависть народа. У посадского Дубровина (бас) он отнял жену, других разорил, бросил в тюрьму. Сластолюбивый воевода захватывает невесту дворянина Степана Бастрюкова (тенор). С помощью Дубровина Бастрюков пытается освободить девушку, но Шалыгину удается задержать беглецов. Расправа близка, однако царский гонец сообщает, что беззакония воеводы стали известны в Москве и его отстранили от власти…

В общей сложности в опере, в лучших традициях русской оперной народной драмы, задействовано порядка двух десятков солистов, не считая хора. В увертюре к опере цитируются мелодии русских песен, включая, «Вниз по матушке по Волге» и звучат тревожные мотивы, которые потом повторятся в кошмарных сновидениях Шалыгина. Преимуществами оперы «Сон на Волге» считаются жанрово-бытовые сцены, большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. К плюсам также относят ясную и задушевную мелодику, основанную на обработках мотивов народных песен и авторских стилизациях под них, а также качественную оркестровку и уверенное использование приемов русской композиторской школы. В целом, в опере ощутимо влияние оперной традиции композиторов-членов «Могучей кучки» и Чайковского, но она не всегда дотягивает до их уровня по силе и выразительности.

Сценическая судьба оперы сложилась неудачно. Правда сразу после московской премьеры автор получил от Чайковского рекомендации для постановки оперы в Петербурге, однако реально в столице ее поставили только в 1903 году на сцене Народного дома, успеха она там не имела и больше не ставилась. Что послужило тому причиной – неполиткорректные намеки, вторичность музыкальных идей или «роковое невезение» пьесы как материала для опер уже не первого композитора, за нее бравшегося - история умалчивает. Отдельные номера эпизодически попадали в концертную практику (в частности, песня Марьи Власьевны «Соловушко» для сопрано, колыбельная Старухи для меццо-сопрано и каватина Пустынника для баса).

Вторая попытка Аренского – это одноактная опера «Рафаэль», имеющая подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения», она была написана в 1894 году (либретто А. Крюкова и М.Чайковского).

Опера была создана по заказу Московского общества любителей искусств для исполнения по случаю I Всероссийского съезда художников и открытия Третьяковской галереи. Впервые была исполнена силами студентов Московской консерватории в Москве 24 и 25 апреля 1894 г., в дни съезда, на концертной эстраде, в зале Дворянского собрания. 25 января 1895 г. состоялось концертное исполнение в Петербурге, также в зале Дворянского собрания, под управлением автора, а 21 апреля — в Москве вновь в исполнении учащихся консерватории.

Премьера оперы на театральной сцене состоялась в Петербурге в Мариинском театре 13 декабря 1895 г. Партию Рафаэля исполнила Мария Славина. Ставилась опера и после революции, в частности, известна постановка петроградского Малого государственного академического театра (премьера — 10 апреля в 1921 г.).

Особенностью оперы «Рафаэль» (итал. «Raffaello») является то, что она была написана для исполнения на итальянском языке, хотя в практику вошел и равноправный русскоязычный вариант. Титульная партия также имеет два варианта исполнения – для меццо-сопрано и для тенора.

В основе сюжета – легенда о любви художника Рафаэля к его натурщице Форнарине (сопрано), с которой он писал Мадонну. Могущественный покровитель художника - кардинал Бибиена (бас) намерен женить его на своей родственнице и препятствует отношениям героев, однако искусство и любовь все побеждают.

Основа оперы – мелодичные лирические номера, однако поскольку действие оперы развертывается на фоне средневекового карнавала, в ней есть хоровые сцены и отголоски типично итальянских мотивов. В применяемых композитором оркестровых и вокальных музыкальных приемах наблюдается выраженная преемственность с сочинениями Чайковского. Опера «Рафаэль» была удостоена высокой оценки Танеева, который считал ее способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику, трогательной «до слез».

В целом, из трех опер Аренского судьба небольшой (менее 40 минут звучания) оперы «Рафаэль» сложилась наилучшим образом, отдельные исполнения оперы в России случаются вплоть до наших дней (преимущественно в концертах или в студенческих постановках). Однако подлинную популярность обрел только один номер – ария Певца за сценой «Страстью и негою сердце трепещет», блестящая стилизация под итальянскую песню, прочно вошедшая в концертный репертуар русских теноров.

Наименее известна третья опера Аренского «Наль и Дамаянти» (либретто М.И.Чайковского), которая датируется 1903 годом. Ее либретто написано по мотивам фрагментов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» в переводе В. А.Жуковского.

Премьера состоялась в Москве, в Большом театре 9 января 1904 г., дирижер Ипполит Альтани, спектакль прошел 7 раз, последний раз – 29 декабря 1905 г.

В Петербурге премьера оперы в Мариинском театре состоялась уже после смерти композитора, в 1908 году, музыкальное руководство постановкой осуществлял Эдуард Направник. Как и прочие оперные опусы композитора в репертуаре театров она надолго не задержалась, и, насколько нам известно, более никогда не возобновлялась.

Опера написана на русском языке и включает 3 действия, 6 картин. Наиболее известные номера: увертюра, колыбельная и рассказ Дамаянти (для сопрано). С музыкальной точки зрения, опера представляет собой попытку творчества в актуальном в тот период у русских композиторов «ориентальном» стиле.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Антон Аренский

Персоналии

Рафаэль, Сон на Волге

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ