Разговор с Владимиром Черновым

Разговор с Владимиром Черновым
Оперный обозреватель

Сегодня мы предлагаем читателям публикацию Дмитрия Изотова из Петербурга. Она посвящена баритону Владимиру Чернову, у которого Дмитрий взял интервью.

Дмитрий Изотов специализируется на истории музыкального театра, занимается музыкальной журналистикой, сотрудничает с газетой "Мариинский театр". Это его первый материал, предоставленный нашему журналу.

Имя Владимира Чернова хорошо известно в современном оперном мире. Его считают одним из ведущих исполнителей вердиевского репертуара, а западная критика сравнивает его голос со знаменитыми баритонами прошлого. Карьера певца начиналась в Мариинском театре.

Здесь он исполнял свои лучшие партии - Жермона, Фигаро, Валентина. В начале 90-х годов певец был вынужден уехать заграницу, где с успехом дебютировал на сцене "Метрополитен-опера". Теперь Владимир Чернов редко гастролирует в России - его последний приезд на фестиваль "Площадь искусств" состоялся по приглашению Юрия Темирканова.

— Владимир, в прессе можно встретить высказывания, что на западном оперном рынке популярны и востребованы три русских баритона - Сергей Лейферкус, Дмитрий Хворостовский и Владимир Чернов. Это соответствует истине? И как на западе относятся к русским певцам?

— Помимо перечисленных есть Василий Герелло, Николай Путилин, около пяти солистов Кировского театра, певцы из бывшего Советского Союза. Просто в прессе любят писать о наиболее известных, а в рекламе нуждается каждый, даже Пласидо Доминго. Что касается второй части вопроса: Рикардо Мути как-то сказал, что оперный мир поделен между русскими и остальными. Но это начало - дальше будут только русские! А если серьезно, к русским относятся по достоинству, тем более, если они поют русский репертуар. Лейферкус поет на немецком, Хворостовский на итальянском - творчество этих певцов многогранно. Они дают много сольных концертов, поэтому в центре внимания - и вполне этого заслуживают.

— В каком театре вы поете?

— Я не принадлежу ни к одному театру. У меня ни с кем нет эксклюзивного контракта. Когда-то я принадлежал Кировскому театру, но теперь свободен. Конечно, я могу сказать, что являюсь солистом Метрополитен опера, но я также солист и других театров.

— Сколько партий в вашем репертуаре и есть ли среди них любимые?

— У меня около сорока ролей, из них девяносто восемь процентов итальянского репертуара. На данном этапе творчества самое выдающееся произведение для моего голоса - партия Фигаро в "Севильском цирюльнике". Я записал "Цирюльника" вместе с Груберовой, но диск пока не вышел в связи с проблемами в голосе певицы. Так же мне дороги многие произведения русских композиторов.

— Вы упомянули Эдиту Груберову, а с кем еще из звезд мировой оперной сцены вам приходилось петь?

— Легче сказать с кем я не пел! В первую очередь называю самых великих, но всех трудно перечесть: Мирелла Френи, Марта Медль, Лучано Паваротти, Кири Те Канава, Пласидо Доминго... Остаются невероятные впечатления и чувства, когда следишь за техническим процессом великих исполнителей. Себя я считаю воспитанником старинной вокальной техники. У меня огромная коллекция старинных записей от Шаляпина до Руффо. Я с юных лет увлекался прослушиванием подобных дисков - это приносит огромную пользу.

— А вам приходилось исполнять современный репертуар?

— Примерно год назад я исполнил кантату Гордона Гетти "Жанна Д'Арк и колокола". Кантата написана для баритона, сопрано, хора и оркестра. Петь современную музыку интересно, но я отношусь к ней с большим подозрением - это присуще многим в оценках своих современников. Определить качество и уровень нового произведения достаточно сложно. Хотя, с художественной точки зрения, кантата Гетти написана превосходно - в стилистике современного модерна. Я не отрекаюсь от современной музыки, ведь это отражение нашей действительности.

— Владимир, расскажите о ваших учителях.

— Мой первый в жизни педагог - Михаил Петрович Чугунов в Ставропольском музыкальном училище. Он, если можно так сказать, внучатый ученик выдающегося итальянского мастера вокала Эверарди. В Московской консерватории я занимался у Георгия Селезнева, два года обучался у Гуго Тица. Но в моей жизни были и другие педагоги - москвичи и ленинградцы. Мне очень любопытно познавать школу разных учителей.

— А вы сами не занимаетесь педагогической деятельностью?

— Моя педагогическая деятельность невелика. Я даю мастер-классы в Майами, Лос-Анджелесе, Сиэтле. В течение часа очень трудно работать с четырьмя-пятью студентами. Иногда мне снится, что я преподаю и обсуждаю с учениками вокальные проблемы. Я думаю, что в скором будущем начну преподавать - когда перестану ездить по всему свету. А мастер-классы не стабильны. Мне хочется передать то, чего самому не хватало в годы учения, и что я постиг с опытом. Наша профессия чрезвычайно многогранна, в ней множество нюансов, от которых зависит уровень исполнения. Вокал - колоссальный комплекс всего, чем певец живет. Я стараюсь в одном мощном "пучке" выразить всю теорию - как должно быть. С точки зрения дыхания, акустики и только затем, выразительности.

— Интересно, как вы разучиваете партии? Ваш исполнительский стиль очень эмоционален, и даже когда просто слушаешь арии в вашем исполнении, можно ярко ощутить и представить, как вы играете ту или иную роль.

— Спасибо... Все комплименты я приписываю своим учителям! Но конечно, и мои собственные качества имеют значение. Я готовлю партии по стандартному методу: читаю партитуру, слушаю оперу и затем разучиваю роль. Раньше прослушивал других исполнителей, но затем отошел от этого. Хочется вносить что-то свое, хотя и полезно слушать корифеев. Если бы я готовил партию Скарпиа (правда, я по природе далек от него), то прибегнул бы к записям. Но самое главное заложено в начальной базе, и важно получать опыт от педагогов. Такими для меня были Свиридов и Темирканов - они по крупицам формировали профессионализм, а затем это проявлялось в моей исполнительской деятельности. Мой педагог номер один - Кирилл Николаевич Черноземов. Он потрясающе работал над интерпретацией моих ролей - Жермона, Дон Жуана. Для меня этот период счастливый и значимый. Его постулат - вокальная интонация через пластику тела. Еще очень важно работать с носителями языка исполняемых произведений. Нужно понимать не только краску языка, но и акценты. В языке существуют определенные законы, без которых певец не может убедительно выглядеть на сцене. Я очень люблю камерный репертуар, но не часто даю сольные концерты. Я ловлю себя на мысли, что камерный романс - это монолог. В камерной музыке множество важных пластов и акцентов, без которых не возможно предстать перед публикой.

— Что намечается в ваших творческих планах?

— Я скептически отношусь к будущему. Есть в планах Яго - может быть это будет в 2005 году. Хочу попробовать спеть Скарпиа. Безумно любопытно соприкоснуться с французским репертуаром - "Гамлетом" Тома и "Искателями жемчуга" Бизе. Сейчас готовлю романсы Глинки на итальянском и романсы Чайковского на французском. Что касается русских гастролей - совместно с "Терем-квартетом" планируем две новые программы.

— Вы были солистом Мариинского театра. Как сейчас оцениваете годы, проведенные в этом коллективе, и что для вас значит Мариинский театр?

— Обстоятельства моего отъезда на Запад хорошо известны. Я пел в одном-двух спектаклях в месяц, а для профессионального артиста этого не достаточно. Было тяжело и трудно, но я приобрел школу и очень ценю свои работы в России. Для меня это значительная часть жизни, и я никогда не планировал покинуть театр. Атмосфера в Кировском была благоприятная и с Темиркановым, и с Гергиевым. Я благодарен Валерию Абисаловичу - он дал мне возможность работать за границей. Я не мыслю себя вне Кировского театра: здесь подготовил программу к четырем международным конкурсам, здесь я состоялся как певец.

Беседовал Дмитрий Изотов

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Владимир Чернов

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ