... Сначала послушаем Глена Гульда. Эти мысли он высказал в беседе с режиссером Бруно Монсенжоном*:
Гульд: ...Самый великий дирижер Моцарта, которого я когда-либо
слышал, был не очень известен по эту сторону Атлантики.
Монсенжон: И кто же это?
Гульд: Йозеф Крипс.
Монсенжон: Правда?
Гульд: Совершенная. Он, кстати, учился у Вейнгартнера.
Монсенжон: Действительно.
Гульд: До пятидесятых я не знал Крипса совсем, ни лично, ни как
дирижера. Но когда пришло время, я открыл для себя его необычайную
способность овладевать структурой, существом, которые на бумаге
представлялись мне совершенно невозможными для осознания и вообще
скучными - как например симфонии Брукнера - и что он преобразовывал
их в абсолютно фантастические события! Его Моцарт был просто
очарователен, и не думаю, что его запись с оркестром Concertgebouw
когда-либо устареет. По моему мнению, он самый недооцененный
дирижер своего поколения. Конечно, были и другие палочкомахатели,
имевшие сходство с ним, например, Рейнеке или Сэлл, но Крипс был
способен на нечто большее.
Монсенжон: Согласен. Но, может быть, ты можешь подробней
рассказать про это «нечто большее»?
Гульд: Не уверен. Во первых, Крипс был, в самом лучшем смысле
этого слова, очень простым человеком. Боюсь, некоторые мои коллеги
будут настаивать на том, чтобы называть его наивным, но это будет
как неточным, так и бездушным. У него была какая-то слепая вера в
то, что он собирался делать, и когда он говорил с кем-нибудь о
музыке - неважно, о Моцарте или Малере, - его разговор всегда был
основан на таком проникновенном и глубоком знании партитуры, что
становилось просто страшно. И в то же время слова, которыми он
описывал свои взгляды и чувства, были поразительно просты.
Сочетание его глубочайшего внутреннего знания и почти детской
невинности производили поразительный эффект...
Йозеф Крипс родился 8 апреля 1902 года в Вене. Учился в Венской Академии музыки у знаменитого дирижера Феликса Вейнгартена. В 1921 году в возрасте 19 лет дебютировал в Венской Volksoper. Работал в оперных театрах Усти-над-Лабой (1924), Дортмунда (1925), Карлсруэ (1926-33). В 1929 году Крипс осуществил первую за пределами Чехии постановку оперы Л.Яначека «Средство Макропулоса» во Франкфурте-на-Майне. С 1933 выступал в Венской государственной опере, где проработал до 1938 года, когда нацисты уволили его из театра. Вынужден был уехать в Белград, где провел один сезон (1938/39 гг.). В 1935 году состоялся дебют дирижера на Зальцбургском фестивале («Кавалер розы»). После аншлюса прекратил творческую деятельность, которую возобновил в 1945 году. С 1946 года снова стал регулярно участвовать в Зальцбургских фестивалях, преимущественно как исполнитель моцартовского репертуара («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и др.).
Крипс принимал активное участие в восстановлении музыкальной жизни австрийской столицы. В 1947 гастролировал с Венской оперой в Ковент-Гардене. В том же году впервые приехал в СССР. Выступал также с Венским филармоническим оркестром. В 1950-54 гг. - главный дирижер Лондонского симфонического оркестра. В течении ряда лет (1954-70) руководил оркестрами в США (в Буффало и Сан-Франциско), продолжая активное сотрудничество с Венской оперой. В 1962 году Крипс исполнил на байрейтском фестивале оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры». В 1967 году участвовал в постановке «Волшебной флейты» в Метрополитен вместе с режиссером Г.Реннертом. Декорации к этой исторической постановке создал Марк Шагал**. С 1970 был главным дирижером Венского симфонического оркестра.
В 1971 году маэстро гастролировал с Венской оперой в Москве. Один из спектаклей этих гастролей с участием Крипса («Кавалер розы»), состоявшийся 3 октября, был записан на пластинки.
Творческое наследие дирижера включает много оперных записей. Среди них: «Похищение из сераля» и «Дон Жуан» Моцарта, «Далибор «Сметаны», «Риенци» Вагнера, «Травиата» и «Симон Бокканегра» Верди»***.
Скончался Й.Крипс 13 октября 1974 года в Женеве.
Примечания:
* Бруно Монсенжон - известный режиссер, автор ряда фильмов о
музыкантах, в т. ч. знаменитой ленты «Загадка Рихтера». Перевод
фрагмента беседы с Гульдом осуществлен С.Поповой и С.Гресом.
** Любопытные воспоминания об этой постановке оставил Николай
Гедда, исполнявший в ней партию Тамино (см. книгу певца «Дар не
дается бесплатно», М. «Радуга», 1983 г.)
*** Среди других записей Крипса все девять симфоний Бетховена,
фортепианные концерты Моцарта, Брамса (с Артуром Рубинштейном) и
др.