Бьёрлинг (Björling) Юсси (Йохан) (1911-1960)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

К 100-летнему юбилею

100 лет назад, 5 февраля 1911 года родился выдающийся шведский тенор, один из самых замечательных певцов 20 века, Юсси Бьёрлинг. Он прожил недолгую, но яркую жизнь, посвятив ее искусству оперы. Этой дате мы посвящаем публикацию статьи из Оперного словаря Е.Цодокова.

Шведский певец (тенор). Представитель известной певческой династии. Его отец, братья Ёста (1912-1957) и Олле (1909-1965) также были певцами*. В детстве они вместе составили вокальных квартет, с успехом выступавший на концертных подмостках, в т. ч. в Нью-Йорке (с 1919 года).

Родился Юсси в городе Стура-Туна. Учился сначала у отца, Давида Б. (1873-1926) – тенора (выступавшего на многих сценах мира), затем в школе при Стокгольмской опере у ведущего шведского баритона, директора оперного театра Ю.Форселля. В 1930 здесь и состоялся его дебют в маленькой роли Фонарщика в Манон Леско Пуччини. Вскоре в том же году он с успехом спел партию Дона Оттавио в Дон Жуане. Выступал на родной сцене регулярно в течение 9 лет. В 1936 получает приглашение в Венскую оперу, где блистательно исполняет партии Манрико, Рудольфа и др. В 1937 Тосканини приглашает певца на Зальцбургский фестиваль (Дон Оттавио). В том же году он впервые гастролирует в США (в Чикаго поет партию Герцога, дает концерт в Карнеги-холле), а в 1938 дебютирует с феноменальным успехом в Метрополитен (Рудольф). В дальнейшем Б. постоянно выступал на этой сцене до 1959 (с перерывом в 1941-45) в партиях Манрико (1938, указан только год первого выступления), Фауста (1939), Ричарда в Бале-маскараде (1940), Герцога (1941), Каварадосси (1945), заглавную партию в Ромео и Джульетте Гуно (1947), Туридду (1947), Де Грие в «Манон Леско» (1949), Дона Карлоса в одноименной опере Верди (1950) и др. Среди партнеров певца в Метрополитен были такие крупные дирижеры, как Паницца, Пеллетье, Клева, Буш, Монтё, Штидри, Митропулос и др. Незабываемым спектаклем стала «Тоска» 1957 года с участием Тебальди и Уоррена под управлением Митропулоса.

Блестящий успех ожидал певца в Ковент-Гардене, где он дебютировал 12 мая 1939 года в партии Манрико под управлением Гуи в ярчайшей постановке «Трубадура» с участием Чиньи, Базиолы. К сожалению, война прервала столь успешно начатую английскую карьеру (этот сезон оказался последним перед войной, спектакли в театре возобновились лишь в 1946 году). С 1940 он также выступал в Ла Скала, в ряде других городов Италии. Военные годы певец вынужден был провести в родном Стокгольме. После окончания войны снова активно выступал в США на сцене Метрополитен, в Сан-Франциско, Чикаго и др. Продолжал петь и в Европе. Выступал в Берлине (1950), Штутгарте (1954, Рудольф). В 1951 исполнил на сцене Ла Скала партию Ричарда.

После 1953 у певца начались проблемы со здоровьем. Пристрастие к алкоголю привело к появлению признаков болезни сердца. Однако карьера продолжалась. В 1955 он пел с Каллас в Чикаго в «Трубадуре и с Черкуэтти в «Бале-маскараде», там же исполнил партию Радамеса (1958). 22 декабря 1959 Б. в последний раз выступил в Метрополитен в роли Туридду. В 1960 году певец после более чем 20-летнего перерыва был приглашен в Ковент-Гарден для участия в «Богеме». На одном из представлений (15 марта) он почувствовал себя плохо из-за приступа болезни, однако довел спектакль до конца. Его последний концерт состоялся в августе 1960 в Стокгольме. Певец не хотел мириться с болезнью, планировал даже впервые выступить в роли Отелло. Однако 9 сентября 1960 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа на своей вилле близ Стокгольма.

Репертуар певца не ограничивался только классическим итальянским и французским репертуаром. Он исполнял также партии в операх немецких композиторов (Фиделио, Летучий голландец), в произведениях шведских авторов, с успехом пел партию Ленского.

Б. – один из наиболее выдающихся певцов 20 столетия. Он обладал совершенно изумительным гибким и чистым голосом, ровным во всем диапазоне, сочетающим в себе мягкость с насыщенностью. Впечатление от его исполнения было столь велико, что затмевало определенный недостаток актерского мастерства. Несмотря на скандинавское происхождение, современники отмечали в его голосе итальянскую манеру пения.

Вот как характеризует его искусство один из блестящих отечественных знатоков вокального искусства, безвременно ушедший в прошлом году из жизни Всеволод Тимохин:

«Он являл собой как бы живое воплощение традиций итальянского бельканто и был вдохновенным певцом его красоты. Совершенно правы те критики, которые причисляют Бьёрлинга к плеяде знаменитых итальянских теноров (как Карузо, Джильи или Пертиле), у которых красота распева, пластика звуковедения, любовь к фразе легато были неотъемлемыми чертами исполнительского облика. Даже в произведениях веристского типа Бьёрлинг никогда не сбивался на аффектацию, мелодраматический надрыв, никогда не нарушал красоты вокальной фразы скандирующей декламацией или преувеличенными акцентами. …> Бьёрлинг был художником с тонко развитым ощущением пропорций, внутренней гармонии целого – и в итальянскую манеру исполнения с ее традиционно подчеркнутым накалом эмоций знаменитый шведский певец привнес большую художественную объективность, сосредоточенную повествовательность тона. Самому голосу Бъёрлинга (как и голосу Кирстен Флагстад) был присущ своеобразный оттенок светлой элегичности, так свойственный северным пейзажам, музыке Грига и Сибелиуса… эта мягкая элегичность придавала особую трогательность и задушевность итальянской кантилене, лирическим эпизодам, которые звучали у Бьёрлинга с завораживающей, магической красотой». Еще одно важное дополнение, о котором нельзя не упомянуть, делает Тимохин, говоря о сценическом облике Бьёрлинга:

«На оперной сцене, по единодушным отзывам очевидцев, Бьёрлинг, как и Джильи, был всегда в гораздо большей степени певцом, чем актером, но одним голосом своим он мог поведать слушателям о чувствах, наполнявших душу его героев, об их любви, мечтах, радостях и печалях с такой яркостью, взволнованностью и искренностью, что аудитория своим воображением как бы дополняла сценических портрет, созданный артистом».

У Юсси Б. была большая семья, четверо детей. Его старший сын Рольф (1928-1993) от юношеской связи с Л.Хелльстрём был известным тенором. Один из младших сыновей (от брака с певицей Анной-Лизой Берг) – Ларс-Олаф (р. 1939) также избрал певческую карьеру.

Певец написал книгу воспоминаний (1945, Стокгольм). В 1956 стал членом стокгольмской Музыкальной академии.

Среди лучших записей партии Рудольфа (EMI, дирижер Бичем), Де Грие (Opera d’Oro, дирижер Перля), Манрико (Naxos, дирижер Р.Челлини). Отметим также «живую» запись «Ромео и Джульетты» (Naxos, 1947, live, Метрополитен, дирижер Купер).

Примечание:
* Весьма преуспел Ёста, начавший свою карьеру тенора в 1937 году в Гётеборге (партия Рудольфа). С 1940 пел в Стокгольме, где был участником шведских премьер опер «Гуарани» Гомиша (1945), «Питер Граймс» Бриттена (1946, «Воццек» Берга (1957) и др. В 1956 гастролировал в СССР.

На фото:
Юсси Бьёрлинг.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ