Буш (Busch) Фриц (1890-1951)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Немецкий дирижер. Родился в небогатой семье. Его отец любил музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке. У Буша рано обнаружились тяга к музыкальным занятиям. Образование будущий маэстро получил в Кёльнской консерватории (1906-1909). С 1909 работал Немецком театре Риги, где сначала исполнял преимущественно оперетты, а затем и оперный репертуар. Его 1-й самостоятельной работой в опере был «Браконьер» Лорцинга 1 (1909). Затем дирижировал на курорте в Пирмонте, в Ахене (с 1912). После объявления войны в 1914 отправился добровольцем на фронт. В 1918-22 руководил Штутгартской оперой, где дебютировал в Тристане и Изольде. Здесь в 1921 осуществил мировые премьеры опер «Убийца, надежда женщин» и «Нуш-Нуши» Хиндемита.

Среди других штутгартских постановок «Палестрина» Пфицнера, Свадьба Фигаро, Фиделио, Борис Годунов. Особенно надо отметить начавшийся именно в этом театре ренессанс вердиевского репертуара на германских сценах (Трубадур, Отелло, Фальстаф).

В 1922 Буш получает приглашение в Дрезденскую оперу. Следующие 11 лет карьеры дирижера (до 1933) связаны с этим театром. Новый сезон под руководством Буша был открыт оперой «Фиделио». В дальнейшем были поставлены Кавалер розы, Нюрнбергские мейстерзингеры, Арлекин Бузони, редко исполняемая опера Берлиоза Бенвенуто Челлини и др. Важнейшим событием первого сезона стала новая постановка «Бориса Годунова», получившая европейский резонанс. Огромный успех постановки способствовал приглашению театра с этим спектаклем на Цюрихский фестиваль в 1923. В работе над оперой неоценимую помощь дирижеру оказал Добровейн.

В 1924 Буш был приглашен исполнить на открытии возобновленного после 1-й мировой войны Байрёйтского фестиваля «Нюрнбергских мейстерзингеров». Впоследствии из-за разногласий с З.Вагнером он отказался от участия в фестивале. В том же году началось сотрудничество Буша с Р.Штраусом. Дирижер осуществил в Дрездене мировые премьеры его опер Интермеццо (1924) и «Елена Египетская» (1928). В 1925 на дрезденской сцене состоялось первое исполнение оперы «Доктор Фауст» Бузони, в 1926 были впервые поставлены «Протагонист» Вайля и Кардильяк Хиндемита. В эти годы под управлением Буша в театре также были исполнены моцартовские оперы Дон Жуан и Так поступают все, Сила судьбы и Дон Карлос Верди и др.

В 1932 Буш знакомится с режиссером Эбертом, сотрудничество с которым привело к возникновению ряда выдающихся постановок. В том же году на Зальцбургском фестивале они ставят Похищение из сераля Моцарта, а в конце года в берлинской Городской опере Бал-маскарад, имевший необыкновенный успех.

В 1933, после прихода к власти нацистов, Буш принимает приглашение театра Колон и уезжает в Аргентину. В 1934 принимает вместе с Эбертом предложение английского мецената У.Кристи возглавить руководство учрежденного им Глайндборнского фестиваля, предназначенного первоначально для исполнения моцартовских опер. В первом сезоне поду руководством Буша были исполнены «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все». В последующие два года были поставлены Волшебная флейта, «Похищение из сераля» и «Дон Жуан». Первой немоцартовской оперой в 1938 стал Макбет Верди (английская премьера). В Глайндборне Буш проработал до 1939. После начала 2-й мировой войны в 1940 дирижер вновь покидает Европу, чтобы продолжить работу в Буэнос-Айресе.

В 1945-50 Буш работает в США, сотрудничая с симфоническими оркестрами Чикаго и Нью-Йорка, а также выступая в Метрополитен (дебют в Лоэнгрине). Среди других постановок в этом театре Дон Паскуале Доницетти, «Тристан и Изольда», «Отелло», «Кавалер розы», «Свадьба Фигаро», «Бал-Маскарад».

В 1950 после возобновления деятельности Глайндборнского фестиваля маэстро снова в течение 2-х сезонов руководит этим форумом, где в 1951 осуществляет 1-ю английскую постановку Идоменея Моцарта. В 1951 впервые после 18-ти летнего отсутствия Буш приезжает в Германию, выступает с концертами в Гамбурге и Кёльне. С оркестром Кёльнского радио он участвует в концертном исполнении «Бала-маскарада». За неделю до своей скоропостижной кончины в Лондоне он дирижирует на Эдинбургском фестивале «Дон Жуаном».

Творчество Буша – одна из вершин дирижерского искусства 20 в. Его связывали узы дружбы с другим выдающимся маэстро Тосканини, который весьма высоко отзывался о его таланте. Творческая манера дирижера поражала всех яркой эмоциональностью, сочетающейся с глубиной и точностью трактовок. Как сказал о нем знаменитый дирижер Кубелик: «Равновесие между чувством и рассудком соединялось у него с твердой, уверенной рукой».

Буш осуществил первые студийные записи моцартовских опер «Свадьба Фигаро» (1935), «Так поступают все» (1935) и «Дон Жуан» (1936), изданных фирмой Naxos.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ