Опера французского
композитора Буальдьё
1 в 3-х актах (1825,
Париж). Либретто Скриба (на французском языке) по мотивам романов
Скотта «Монастырь» и «Гай Мэннеринг».
Главные персонажи: Джордж Браун (тенор), Анна (Сопарно), Гавестон
(бас), Диксон (тенор), Женни (сопрано), Маргарет (альт).
Действие происходит в Шотландии в 1759.
Сюжет:
1 акт.
Деревенская площадь в графском имении Эвенел. Молодой офицер Джордж
Браун случайно оказался в этих краях, и просит приют у местного
фермера Диксона, в доме которого готовятся к крестинам сына.
На
празднике жена Диксона Женни рассказывает о местном призраке из
заброшенного графского замка – загадочной Белой даме, которая
является по ночам и все видит насквозь. Диксон страшно боится
призрака. Он однажды вымолил у Белой дамы помощь, обещав, в случае
необходимости, откликнуться на ее призыв – и вот теперь, призрак
вызывает его ночью на встречу. Бесстрашный Джордж берется пойти
вместо него.
2 акт.
Замок Эвенел. Здесь живут только бывший управляющий замком
Гавестон, его воспитанница Анна и служанка Маргарет. Служанка
вспоминает старых хозяев, а Анна ждет Диксона. Раздается стук в
дверь. Гавестон впускает Джорджа, попросившегося на ночлег.
Оставшись один, юноша призывает призрака. Через потайную дверь
входит Анна в обличье Белой дамы и рассказывает Джорджу о
намерениях опекуна завладеть замком, владельцы которого погибли, а
наследник пропал без вести. И вот теперь замок будет продан с
торгов. «Готов ли незнакомец помочь ей бороться с ним?» -
спрашивает девушка, ведь ей дорога память о бывших хозяевах замка.
Обескураженный и потрясенный Джордж дает клятву.
На аукционе состязаются Гавестон с Диксоном. Гавестон вот-вот
победит. Но тут появляется Анна, в которой Джордж узнает свою
таинственную ночную собеседницу. Юноша вступает в торг и, к
удивлению присутствующих, выигрывает аукцион, предложив наибольшую
сумму. Однако у него нет денег, чтобы внести плату и ему грозит
долговая тюрьма.
3 акт.
В замке Анна вспоминает детство и свою первую любовь – Жюльена
Эвенела. Вошедший Джордж испытывает смутное беспокойство – все в
замке ему кажется знакомым. На самом деле, ведь это он и есть
Жюльен, которого когда-то в детстве похитили из замка, только он
этого не помнит! Входят Гавестон и судья. Они требуют немедленного
внесения денег. Но тут является призрак в белом покрывале и, вручив
Джорджу шкатулку с семейными документами и драгоценностями,
объявляет собравшимся, что перед ними законный владелец замка!
Гавестон в ярости срывает с призрака покрывало, и все видят Анну!
Счастливый Джордж вспоминает, что эта девушка некогда спасла ему
жизнь. Он просит Анну стать его женой.
Лучшая из многочисленных опер Буальдьё имела огромный успех в 19 в. Достаточно сказать, что к 1864 году в Опера-комик прошло 1000 представлений этой оперы. Характерные черты зарождающегося романтизма с непременными атрибутами фантастики сочетаются в ней с реалистическими жанровыми эпизодами, среди которых блестящая «сцена аукциона» – яркий ранний образец развитой музыкальной драматургии. В опере много запоминающихся мелодий, хорошо передан народный шотландский колорит (шотландская ария Джорджа в финале оперы «La, la, la…»), найдены свежие краски для передачи фантастических мотивов. О ней восторженно отзывался Вебер, она оказала определенное влияние и на молодого Вагнера, которому приходилось дирижировать этим сочинением. Главные роли Джорджа Брауна и Анны весьма эффектны и виртуозны, достаточно сказать, что в партии Джорджа есть верхний до-диез. К лучшим номерам оперы (кроме уже упомянутых) принадлежат баллада Женни и финальное трио из 1-го акта (Женни, Джордж, Диксон); куплеты Маргарет и каватина Джорджа «Viens gentile dame» из 2-го акта.
В конце 19 – начале 20 вв. популярность оперы уменьшилась, хотя ее продолжали иногда ставить, особенно во Франции. В 1898 оперу исполнил Малер в Венской опере. Блестящим исполнителем роли Джорджа в начале 20 в. был Слезак. Отметим концертное исполнение оперы на фестивале в Амстердаме (1964), где в роли Джорджа выступил Гедда (этот концерт записан на фирме Opera d’Oro). В 1971 поставлена в Карлсруэ. Среди постановок последних лет спектакли на Уэксфордском фестивале (1990), в Нанте (1991), концертное исполнение в нью-йоркском Карнеги-Холле (1991, в партии Анны – Флеминг), постановка 1997 в Опера-комик, в 2001 в Дюссельдорфе/Дуйсбурге.
Первая постановка оперы на русской сцене состоялась в 1828 в московском БТ (в главных партиях П.Булахов, Репина).
Краткая дискография:
CD Accord - дир. П.Штолль; солисты М.Сенешаль, Ф.Лувей, А.Легро.
EMI – дир. М.Минковски; солисты Р.Блейк, А.Массис, Л.Наури.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.