Пёрселл (Purcell) Генри (1659-1695)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

В этом году мир отмечает 350-летие со дня рождения Генри Пёрселла — великого английского композитора. Сведения о дате его рождения неточны и разнятся в пределах сентября-ноября 1659 г. Однако это не имеет практического значения для публикации статьи, посвященной его творчеству. Мы предлагаем материал из нового издания энциклопедического словаря «Опера» Е.С.Цодокова. В нем речь идет о деятельности Пёрселла в целом. Подробнее о его лучшем сочинении - опере «Дидона и Эней» - предполагается в дальнейшем публикация отдельной статьи из нового издания словаря.

Английский композитор и органист. Родился в семье певца лондонской Королевской капеллы. В детстве сам был певчим этой капелле, затем (после 1673) стал помощником хранителя музыкальных инструментов Капеллы. В 1683 назначен Хранителем музыкальных инструментов и органным мастером.

Учился композиции, игре на клавесине и пению у руководителя Капеллы Г.Кука. Рано начал сочинять (одно из первых опубликованных произведений – песня «Прелестная владычица» - издана в 1667). С 1679 – органист Вестминстерского аббатства, в 1682 был назначен органистом Королевской капеллы. Был также придворным композитором. Писал музыку по случаю различных церемоний, в т. ч. на смерть королевы Марии (1695).

Творчество П. весьма продуктивно и разнообразно. Он мастерски владел и полифоническим, и гомофонным письмом. Среди его произведений множество инструментальных опусов и камерно-инструментальных ансамблей, духовных сочинений, среди которых 68 антемов (или «энсземов») на библейские темы, а также песен, ставших весьма популярными при жизни автора. Уже в своих инструментальных сочинениях, сочетавших в себе оригинальность самобытного таланта и следования лучшим итальянским традициям, П. проявляет высочайшее мастерство (так, одна из его токкат длительное время приписывалась И.-С.Баху).

Но главным делом его жизни оказалась музыка, тяготеющая к театру, что было весьма типичным для английской культуры того времени. Первым сочинением такого рода стала музыка к трагедии Н.Ли «Теодозий, или Сила любви» (1880). Он создал также около 50 масок 1, типичных английских драматическо-музыкальных представлений с танцами, и шесть semi-опер (полу-опер), в которых музыка занимает уже, практически, главенствующее место, однако действие развивается все же в разговорных диалогах. Среди них выделяются «Королева фей» (1692, по мотивам «Сна в летнюю ночь» Шекспира и «Король Артур» (1691, на текст Дж.Драйдена). Многочисленные сольные и хоровые вокальные эпизоды этих сочинений отличает удивительная для того времени тонко дифференцированная драматургия и выразительная стилистика музыкальной ткани.

Единственной полноценной оперой (с непрерывным музыкальным звучанием) стала гениальная Дидона и Эней (1689, либретто Н.Тейта из IV книги «Энеиды» Вергилия), сочиненная для пансиона благородных девиц в Челси и там же впервые исполненная едтнственный раз. Такая специфика привела к тому, что в опере доминируют женские образы. Оркестр в сочинении очень лаконичен – квартет (две скрипки, виола, бас) сопровождаемый чембало. Незначительная часть текста оперы была утеряна и позднее восстановлена Каммингсом при участии «Общества Пёрселла», созданного в 1876 для изучения его наследия. В 1951 Бриттен создал свою редакцию этого опуса. Совершенно очевидная гениальность и проникновенность ее музыки, насыщенной хроматизмами, интонационно звучащая абсолютно не архаично, необыкновенное разнообразие драматического материала поражают. Элементы фантастики предвосхищают достижения романтической оперы 19 столетия.

Очень много высоких эпитетов было сказано историками музыки об исключительности не только этой оперы, но и творчества композитора в целом. Ни до него, ни после (вплоть до начала 20 столетия) английская музыкальная культура не знала творца такого уровня. П. не оставил последователей, более того, его лучшее произведение оказалось, практически забытым. В 1704 опера была исполнена в Лондоне. А затем, лишь к 200-летию со дня смерти композитора опера в 1895 была поставлена силами Королевского музыкального колледжа (дирижер Ч.Станфорд, партию Дидоны пела Агнес Николлз). Значительным событием стала также сценическая постановка оперы в 1900 в Хэмпстендской консерватории, осуществленная Гордоном Крэгом (см. сценография оперная), и ставшая его режиссерским дебютом, в котором он впервые применил на практике свои новаторские идеи.

В этом смысле судьба единственной оперы П. – своего рода загадка. Ответ на этот вопрос лежит, скорее, в плоскости социальной, нежели музыкальной. Если говорить о художественной среде в целом, то английская культура, имеющая ярко выраженную литературную доминанту, оказалась, вообще, до определенного времени менее восприимчива (по сравнению с континентальными странами) к важнейшим достижениям европейской музыки и оперной, прежде всего. Даже оперы великого Генделя, пользовавшиеся при жизни заслуженным признанием (впрочем, не безоговорочным), тоже были «благополучно» положены под «сукно» забвения и дожидались своего часа 200 лет. Добавим к этому и слова блестящего исследователя музыки этой эпохи Р.Роллана: «Англия, в общем, так и не приняла формы оперы, в которой весь текст поется. Как писал позднее Адиссон в «Зрителе», англичанам казалось смешным «слышать, как полководцы командуют под музыку, а дамы дают поручения распевая».

Если говорить о профессиональных музыкальных достижениях П., то и здесь надо подчеркнуть, что ему удалось значительно опередить своих современников в области «эстетики» музицирования, если так можно выразиться. Его новации в области монодии, речитатива, средств хорового письма и др., изложенные им в дополнении к труду Плейфорда «Введение в искусство музыки» (1694), красноречиво говорят об этом. (подробнее см. Дидона и Эней).

В последние годы оперно-театральные произведения Пёрселла исполняются буквально повсеместно. Их судьба в нашей стране более скромна. Однако уже в 1945 в СССР состоялась российская премьера «Дидоны и Энея», осуществленная в Московском доме ученых под управлением дирижера В.Садовникова. В 2002 на сцене КЗЧ прошла российская премьера «Королевы Фей», представленная ансамблем «Мадригал» (рук. Л.Давыдова) под управлением К.Науменко (режиссер Е.Бирюкова), а в 2008 режиссер Ю.Хочин и солисты молодого коллектива «Маленькой оперы» поставили в театральном Центре имени Мейерхольда «Короля Артура» (дирижер В.Валеев).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ