Валли (Wally)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Опера итальянского композитора Каталани 1 в 4–х актах (1892, Милан). Либретто Иллики (на итальянском языке) по повести В. фон Хиллерн «Коршун-Валли».
Главные персонажи: Валли (сопрано), Хагенбах (тенор), Геллнер (баритон), Вальтер (сопрано), Строммингер (бас), Прохожий (бас).
Действие происходит в Тироле около 1800 г.

Сюжет:
1 акт.
В маленькой горной тирольской деревушке собрались охотники. Здесь старый Строммингер, молодой Геллнер, влюбленный в его дочь Валли.

Юный Вальтер, преданный друг Валли, поет собравшимся Песню об эдельвейсе, в которой запечатлена грустная легенда о девушке, возжелавшей стать такой же прекрасной, как красота альпийских снежных вершин, которые погубили ее, накрыв лавиной, и она превратилась в белый эдельвейс.
Подходят охотники из соседнего селенья. Среди них Хагенбах, рассказывающий об своем удачном поединке с медведем. Восторги слушателей вызывают злобу и зависть Строммингера. Их ссору предотвращает внезапно возникшая Валли. Хагенбах очарован красотой девушки. Это не нравится ни Строммингеру, ни Геллнеру. Последний, пользуясь случаем, распаляет старика, рассказывая тому об увлечении его дочери Хагенбахом. В порыве ревности Строммингер дает согласие на брак Валли и Геллнера. Однако девушка отказывается от этого предложения, и отец изгоняет ее из дому. Валли уходит в горы вместе с верным Вальтером.
2 акт.
Прошло время. Сельчане собрались на большой церковный праздник. В толпе гуляющих Хагенбах со своей невестой Афрой. Неожиданно появляется Валли. Ее отец умер, оставив ей наследство, она еще больше расцвела. Все хотят с ней танцевать, ее приглашает Геллнер, но она неприступна. Геллнер в отместку злорадно сообщает ей о предстоящей свадьбе Хагенбаха с Афрой. Тайно влюбленная в юношу Валли из ревности оскорбляет кроткую Афру. Желая отомстить за невесту, Хагенбах спорит с друзьями, что пригласив Валли на танец, вырвет у нее поцелуй, чтобы посмеяться. Но во время танца происходит преображение юноши, который проникается чувством к Валли. На глазах у толпы, среди которой выделяется таинственный Прохожий, они кружатся в танце, забыв об окружающих, Прохожий молча смотрит на танцующих. Опомнившись, Хагенбах все же отступает от Валли и возвращается к невесте. Задетая гордячка желает его смерти. Геллнер рвется выполнить это желание.
3 акт.
Валли раскаивается в своем недобром порыве. Раскаивается и Хагенбах, спешащий к ней. Но на пути его подстерегают Геллнер вместе с Прохожим, которые сталкивают юношу в пропасть. Узнав о несчастье, отчаянная Валли спускается в ущелье в надежде спасти возлюбленного. Слава Богу, он только ранен. Осознавая вся свою вину, Валли вверяет раненого Афре, и, прощаясь с любимым навсегда, уходит в горы.
4 акт.
Валли в одиночестве в горной хижине. Накануне Рождества к ней поднялся Вальтер, чтобы позвать домой. Валли просит его спеть ей песню об эдельвейсе. Вдруг девушке слышится голос Хагенбаха, стремящегося к ней. Он уже близко! Но внезапно лавина накрывает его. Не раздумывая, Валли бросается в снежную пучину вслед за любимым…

Эта опера Каталани принадлежит к его лучшим достижениям. Премьера в Ла Скала под управлением Маскерони имела большой успех. Заглавную партию композитор написал для знаменитой румынки Даркле (позднее Пуччини в расчете на нее создал Тоску). Присутствовавший на первом спектакле Верди высоко оценил и произведение, и мастерство певицы. Эту оперу также очень любил Тосканини, часто исполнявший ее и даже назвавший своих детей именами главных персонажей (Валли и Вальтер).

Идея написать оперу на сюжет повести, печатавшейся в популярной газете, родилась во время беседы композитора с Бойто. Больной туберкулезом Каталани проводил много времени в горном санатории в окружении снегов. Он был восхищен суровой и красивой природой. Снег и стал одним из основных символов «Валли». Сюжет оперы овеян романтической мистикой. Песня об эдельвейсе, таинственный Прохожий как бы олицетворяют некую загадочную волю рока, вмешивающуюся в судьбу главных героев.

Музыка В. весьма своеобразна, она отражает оригинальный талант рано умершего композитора и те переходные процессы, которые захватили итальянскую оперу периода позднего Верди и нарождающегося веризма. Сплав итальянской традиции и веристских поисков с элементами вагнерианства и импрессионистической звукописи придали опере оригинальность и «терпкость», свойственную произведениям, стоящим особняком в мировом музыкальном процессе. Некоторые находки Каталани просто поражают, как например, замечательный лендлер (кульминационная сцена танца Валли и Хагенбаха из 2-го акта), отдаленно предвосхищающий стилистику прокофьевского языка. Велика роль оркестра, отражающего величие альпийской природы. Большую популярность приобрела ария главной героини из 1-го акта Ebben?.. Ne andro lontano.

Сценическая судьба оперы сложилась неоднозначно. На итальянских сценах она ставилась достаточно часто. Можно отметить спектакли Ла Скала в 1904 (со Сторкьо в заглавной партии), в 1922 (под управлением Тосканини с участием Раизы), в 1943 (дирижер Сантини, в главных партиях Канилья и Лаури-Вольпи). Выдающийся состав исполнителей, куда входили Тебадьди (Валли), Дель Монако (Хагенбах), Скотто (Вальтер), был собран в Ла Скала в 1953 под управлением Джулини. Среди постановок на других сценах спектакли 1926 в Риме, 1952 во Флоренции, 1972 в Бергамо, 1989 в Катании и т.д.

Иная ситуация сложилась за пределами Италии. После немецкой премьеры 1893 в Гамбургской опере, где в то время главным дирижером был Малер (в заглавной партии Клафски), опера в дальнейшем довольно долго оставалась в тени успехов веризма. Лишь в 1909 состоялась американская премьера в Метрополитен под управлением Тосканини (Дестинн в заглавной партии), а в 1910 оперу поставили в Мадриде. И позднее В. появлялась на мировых сценах не так уж часто. Стоит отметить постановки 1950 в Берне (с Борк в заглавной партии), концертное исполнение в Карнеги-холле в 1967 (в главных ролях Тебальди и Бергонци), спектакли 1985 на Уэксфордском фестивале, 1990 на фестивале в Брегенце (в роли Валли М.Дзампиери), 1996 в Тулузе (в заглавной роли Калинина). В 2005 состоялось концертное исполнение оперы в Вене, где заглавную партию исполнила Урмана.

В России опера впервые была исполнена силами артистов театра «Новая опера» под управлением Колобова сначала в концертном исполнении (1996), а затем и в сценическом варианте (1997). Заглавную партию пела Зеленская.

В наши дни опера, хотя и не часто, встречается на афишах театров. В 2008 ее исполняли в Ганновере (концертное исполнение) и Клагенфурте, в 2009 новая постановка осуществлена в Гамбурге.

Иллюстрация:
Альфредо Каталани.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Валли

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ