Вечная красота

К 150-летнему юбилею оперы Шарля Гуно «Фауст»

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Иногда спрашивают, с каких опер надо приобщать к этому искусству новичков, чтобы не отпугнуть сложностью мелодий и гармонической фактуры? Чтобы прослеживалась классическая ясность и романтический дух, которые сами по себе воздействуют на любую душу благотворно. Среди безусловных лидеров такие шедевры, как «Кармен», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Евгений Онегин» и ряд других. Именно к этому «племени» относится и «Фауст». По количеству «шлягеров» (не люблю этого слова, но вынужден поддерживать современный молодежный сленг, чтобы быть хоть как-то понятым) мало какое произведение сравнится с ним.

Достаточно простого перечня эпизодов: изумительный дуэт старого Фауста и Мефистофеля из 1 акта, одухотворенная Каватина Валентина, хрестоматийный Вальс, составляющий ядро большой массовой сцены 2 акта, и зажигательные зловещие куплеты Мефистофеля «О золотом тельце», наивно-восторженные куплеты Зибеля, открывающие 3 акт, нежнейшая полная белькантового блеска каватина Фауста, яркая «бриллиантовая» «Ария с жемчугом» Маргариты, знаменитый любовный дуэт героев, вершающий 3 акт, наконец, серенада Мефистофеля из 4 акта… список можно продолжать. Если добавить ко всему этому блестящую балетную сцену «Вальпургиева ночь» из 5 акта, сочиненную композитором позднее, то создается впечатление, что одна гениальная мелодия «спешит сменить» другую.

Такое пиршество таит в себе опасность. Недаром часто говорят: «Какая заигранная тема!». Да, многие эпизоды «Фауста» подчас утрачивают свежесть восприятия из-за своей чрезмерной известности. Зачастую их даже упрекают в пошловатости. Это, безусловно, несправедливо и даже не требует контраргументов. «Фауст», конечно, одна из лучших опер мирового классического репертуара и продолжает оставаться ею, несмотря на период некоторого охлаждения к произведению, о чем мы скажем позднее.

«Фауст» на первой премьере 19 марта 1859 года на сцене парижской Лирической оперы не имел большого успеха. И не только потому, что многие талантливые современные произведения не сразу воспринимались публикой – примеров тому множество. Но случай с «Фаустом» имеет еще одну причину. Композитор писал это сочинение, придерживаясь, в основном, шаблонов распространенной в то время французской комической оперы с разговорными диалогами. Существовала также и т. н. «большая опера», с ее масштабным сюжетом, преимущественно имеющим общественно-гражданственную окраску, массовыми сценами и прочими атрибутами. Жанр же нового сочинения не подпадал ни под какие привычные стандарты. Либретто гениальной трагедии Гёте было сильно сокращено (использована только 1 часть), из него убрана практически вся философская масштабность. Действие было сосредоточено на лирической линии Фауста и Маргариты. Такой «дисбаланс» оказался счастливой находкой композитора. А после того, как он переделал произведение, убрал из него разговорные эпизоды, досочинив речитативы и придав бoльшую музыкальную завершенность, все стало на свои места – на премьере в 1860 в Страсбурге зрители стали, по существу, свидетелями рождения французской лирической оперы. После еще нескольких лет работы и добавлении ряда сцен (Каватины Валентина, хора солдат, и, самое главное, гениальной балетной сцены «Вальпургиева ночь») «Фауст» предстал уже в своем окончательном виде на сцене Гранд-опера 13 марта 1869 года. Конечно, в таком виде произведение стало ближе к привычным канонам «большой оперы», однако же, не потеряв при этом чудесного лирического колорита.

Итак, надо подвести некоторые итоги. Тот, кто видит в «Фаусте» Гуно лишь упрощенную редакцию гётевского сюжета, ошибается. Пред нами совершенно другое сочинение, иного жанра, имеющего собственные законы, лишь основой которого стала трагедия немецкого гения. Да, к слову сказать, и гётевский «Фауст» не является первоисточником в сюжетном отношении, поэт использует здесь средневековую легенду о докторе Фаустусе, к которой обращались многие литераторы и, в первую очередь, английский драматург 16 века Кристофер Марло. Таким образом, судить о «Фаусте» надо по законам оперы и только по ним. В этом отношении данный опус, безусловно, является одним из вершинных достижений в истории жанра. Ни одно из других значимых произведений на эту тему («Мефистофель» Бойто», одноименная опера Л. Шпора, оратория Берлиоза «Осуждение Фауста», неоконченная опера Бузони «Доктор Фауст» - мы называем лишь наиболее известные произведения) не превзошли по мощи и вдохновенному таланту «Фауста» Шарля Гуно.

Что же так привлекает нас в этом сочинении? Прежде всего, ее замечательная музыка, что лишний раз доказывает справедливость сакраментальных слов Моцарта: «В опере поэзия, конечно, должна быть послушной дочерью музыки». Композитор сумел достичь в «Фаусте» идеального баланса мелодической «демократичности» с музыкальной выразительностью и глубиной. Этим славился 19 век в своих лучших произведениях и уже почти никогда не смог повторить век двадцатый.

«Фауст» необыкновенно благодатен для певцов-солистов. Всем основным голосам (тенору, басу, сопрано и баритону) здесь уделено много место и есть где показать свои возможности. Партитура удачно сбалансирована между оркестром и солистами. Гуно вводит в оперу звучание органа (4 акт), что придает всему происходящему некую значимость божественной литургии. Нельзя не отметить и яркую зрелищность сценического действия. Композитор блестяще владеет мастерством развития интриги, что подтверждает драматургически развитый, и, я даже бы сказал, изощренный квартет Марты и Мефистофеля с Фаустом и Маргаритой (3 акт).

Сценическая история «Фауста» беспрецедентна. С популярностью этой оперы (особенно после премьеры версии 1869 года) ничто не могло сравниться.

В мировой премьере участвовали Жозеф Барбо (1824-1896) в заглавной партии, знаменитая Мария Миолан-Карвальо (1827-1895) в партии Маргариты, Матье-Эмиль Баланк (1826-1866) в роли Мефистофеля и др. В 1861 состоялась немецкая премьера в Дармштдте, в 1862 оперу исполнили в Ла Скала, в 1863 прошла английская премьера в Театре Ее величества и в том же году оперу поставили в Ковент-Гардене с блестящим составом - Э.Тамберлик, М.Миолан-Карвальо, Ж.-Б.Форе. Последний впоследствии произвел фурор в партии Мефистофеля в парижской постановке 1869 года. На американском континенте «Фауст» исполнялся впервые в 1873 году в Нью-Йорке. А в 1883 именно этой оперой был открыт знаменитый театр Метрополитен.

В России Фауст» впервые прозвучал в 1863 в исполнении итальянской труппы (Э.Тамберлик – Фауст, К.Эверарди – Мефистофель). Первая постановка на русской сцене состоялась в 1866 в Большом театре в бенефис певицы А.Александровой, исполнившей роль Маргариты. В том же году оперу исполнили и в Мариинском театре (Ф.Комиссаржевский – Фауст, Е.Лавровская – Маргарита, Г.Кондратьев – Мефистофель).

Очень рано была осуществлена первая студийная запись «Фауста». Это произошло в 1908 (на немецком языке). На французском опера была записана в 1912.

Среди лучших исполнителей заглавной роли А.Мазини, Я.де Решке, Э.Карузо, Ж.Тиль, Н.Гедда, А.Краус, А.Ванзо и др. Среди лучших Маргарит – А.Патти, Н.Мелба (готовившая эту партию под руководством автора), П.Лукка, К.Нильсон (пела эту партию на открытии Метрополитен), М.Гарден, В.де Лос Анхелес, позднее М.Френи и др. Особое значение для басов всегда имела партия Мефистофеля. Необычайно выигрышная, драматическая, она давала им возможность блеснуть всем своим мастерством. Мастерски исполняли эту партию А.Дидур, Н.Росси-Лемени, Б.Христов, Н.Гяуров, С.Рэми.

Отечественная традиция также богата яркими свершениями в этой опере. К великим Мефистофелям принадлежал Ф.Шаляпин. Ф.Стравинский (Мефистофель), Л.Собинов (Фауст), А.Нежданова (Маргарита) и др. также достойно представляли русскую фаустовскую традицию.

Как можно заметить, практически, все из перечисленных имен принадлежат старшему поколению артистов. Так уж получилось, что в последней трети 20 в. «Фауст» значительно утерял свою популярность. И если ранее почти каждый уважающий себя театр имел в своем репертуаре эту оперу, то в эти годы положение изменилось. Объяснение этому феномену заслуживает того, чтобы его, хотя бы кратко, озвучить. Стремление к заполнению афиш современными произведениями, интерес к старинной барочной опере, и, главное, воинствующий антиромантизм, сделали «Фауст» в глазах музыкальных менеджеров (а именно они определяют репертуарную политику театров) своеобразной «персоной нон грата». Это коснулось не только Гуно. Такую же участь испытало, например, творчество Массне, или, к примеру, Мейербера. Некоторыми ретивыми театральными администраторами делались попытки изгнать со сцен даже Пуччини (например, Ж.Мортье). Как тут не вспомнить, что в первой половине 20 в. такому же остракизму подвергались многие сочинения эпохи бельканто (Доницетти, Беллини). Слава Богу, времена эти подошли к концу и великие произведения 19 века вновь занимают достойное место в репертуарной политике музыкальных театров мира.

Среди моих недавних личных живых впечатлений блестящая работа М.Альвареса в заглавной партии в спектакле мюнхенского фестиваля 2000 года, несмотря на то, что сама постановка Д.Паунтни с дублированием действия кукольными марионетками выглядит вычурно и инородно по отношению к стилистике произведения. К сожалению, Альварес не был достойно поддержан другими солистами и, в первую очередь, Д.Томлинсоном (Мефистофель).

Из записей шедевра Гуно стоит обратить внимание на версию дирижера М.Плассона 1991 года, записанную на фирме EMI (солисты: Р.Лич, Ч.Стьюдер, Ж.ван Дам, Т.Хэмпсон и др.).

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Фауст

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ