Вторую публикацию цикла «Фестивальное лето» мы посвящаем оперному форуму во французском городке Экс-ан-Провансе. Здесь, на родине великого Сезанна, на фоне горы Сан-Виктуар, в уютном внутреннем дворике архиепископского дворца под открытым небом вот уже много лет проводится традиционный летний оперный фестиваль. Он был основан в 1948 году Габриэлем Дюссюрже и Андре Бигонне. Наряду с оперными постановками проводятся также камерные и симфонические концерты. Они проходят в соборе Сен-Совёр и близлежащих замках. Основное место в фестивальных программах изначально отводилось произведениям Моцарта, а следующую позицию в репертуаре прочно занимал Россини, исполнялись также сочинения французских композиторов, изредка звучала старинная музыка. В 1974 году у «штурвала» встал Бернар Лефор. При нем репертуар расширился, на афишах стали чаще появляться итальянские имена, музыка бельканто (Доницетти, Верди).
Очередной этап в истории форума связан с именем Луи Эрло (с 1985 г.). В годы его руководства здесь стали активнее пропагандировать музыку эпохи барокко (Люлли, Рамо, Пёрселл, Глюк, Гендель и т. д.).
На фестивале почетное место всегда занимали редкие оперы, а также сочинения, хотя и известные, но нечасто появляющиеся на оперных сценах. Среди таких раритетов сочинения А.Кампры «Карнавал в Венеции» (1975), «Танкред» (1986), «Галантная Европа» (1993), замечательная опера Гайдна «Лунный мир» (1959), «Армида» Россини (1988), опера Мийо «Несчастье Орфея» (1972), камерная одноактная опера «Савитри» Густава Холста. В 1956 году здесь ставилась опера-балет Рамо «Платея», в которой пел знаменитый Николай Гедда. Он же, кстати, в 1954 году был участником постановки оперы Гуно «Мирей».
На сцене Экс-ан-Прованса состоялся ряд мировых премьер. Среди них «Капризы Марианны» Анри Соге (1954 г., с Грациэллой Шутти в главной роли), комическая опера Анри Барро «Лавиния» (1961). Первая сценическая постановка знаменитой оперы Рамо «Бореады» также осуществлена в Эксе в 1982 г.
Отметим также яркие постановки русских опер «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1989), «Похождения Повесы» Стравинского (1992). Среди других сочинений 20 века выделяются «Телефон» Менотти (1951), «Человеческий голос» Пуленка (1960), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1991).
За долгую историю фестиваля многие известнейшие певцы появлялись на его подмостках, некоторые из них неоднократно, среди них Луиджи Альва, Монсеррат Кабалье, Тереза Штих-Рэндалл. Хосе Каррерас выступал здесь в опере «Роберто Деверо» Доницетти, а Сильвия Шаш в «Травиате». Для ряда певцов эта сцена стала дебютной. Так, уже упоминавшаяся Грациэлла Шутти дебютировала здесь в 1950 году в «Тайном браке» Чимарозы (Лизетта), а Тереза Берганса в 1957 году в «Так поступают все» (Дорабелла).
Вот уже пятый сезон (с 1998 г.) фестивалем успешно руководит опытный Стефан Лисснер, возглавлявший много лет парижский театр Шатле. Он сумел привлечь к работе на фестивале многих известных деятелей театра. Уже первый сезон ознаменовался новой постановкой «Дон Жуана», осуществленной Питером Бруком (дирижер К.Аббадо), а прославленная хореограф-режиссер Пина Бауш поставила оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
Среди свершений нового периода также «Возвращение Улисса на родину» в постановке руководителя Королевского шекспировского театра Адриана Нобла (дирижер У.Кристи). Известный радикал, ныне покойный Герберт Вернике «изваял» весьма фривольную «Прекрасную Елену» Оффенбаха (1999). В 2001 году был выпущен «Фальстаф», представляющий собой португальско-французскую копродукцию (режиссер Вернике, дирижер Э.-П.Салонен).
Гвоздем нынешнего сезона, безусловно, является мировая премьера оперы «Балкон» Петера Этвёша по одноименной пьесе Жана Жене, известного леворадикального деятеля, эдакого французского Лимонова, прославившегося своим, мягко выражаясь, нестандартным поведением. Правда в этой пьесе Жене не прославляет воровства, чем он успешно занимался в юности,* но зато пропагандирует иные страсти - действие опуса происходит в борделе (а где же ему еще происходить?). Воплощать оперу на сцене взялся известный нам по Московской театральной олимпиаде Станислас Нордей, руководитель театра Жерара Филиппа. Нордей уже сотрудничал с Этвешём, поставив недавно его «Трёх сестёр» в Голландии, а затем в Гамбурге. Премьера «Балкона» назначена на 5 июля. Дирижирует сам автор. На сей раз на сцену «допущены» женщины.** В главной роли бандерши Ирмы известное контральто Хилари Саммерс.
Для русского любителя оперы значительный интерес может представить «Евгений Онегин» (1-й спектакль - 6 июля) в постановке Ирины Брук (см. о ней предыдущий фестивальный обзор). Среди солистов наши Ольга Гурякова, Екатерина Семенчук, Даниил Штода и Владимир Мороз, который будет исполнять заглавную партию в очередь со стремительно набирающим оперный «вес» шведским баритоном Петером Маттеи.
Еще одной новинкой нынешнего сезона станет опера Яначека «Приключения лисички-плутовки» в новой инструментовке Джонатана Доува. Среди возобновлений, наряду с бруковским «Дон Жуаном», «Улисс» Монтеверди.
Примечания:
* Недавно в нашей стране в издательстве «Текст» вышла
автобиографическая книга Ж.Жене «Дневник вора». Пьеса «Балкон»
также переведена на русский язык и опубликована.
** Участие «слабого» пола (даже в женских ролях) не было
предусмотрено в предыдущей опере Этвёша «Три сестры» (1998, Лион).
Впрочем, в дюссельдорфской постановке этого сочинения женщин все же
выпустили на сцену, ибо на четырех контратеноров у провинциального
театра не хватило денег - это «товар» дорогой.
Иллюстрации:
Экс-ан-Прованс.
Сезанн. «Гора Сан-Виктуар».
Стефан Лисснер.
Сцена из спектакля «Дон Жуан» в постановке П.Брука.
Сцена из спектакля «Замок герцога Синяя борода» в постановке
П.Бауш.
Сцена из спектакля «Возвращение Улисса на родину». Режиссер -
А.Нобл.