Благополучно начавший и «благополучно» забытый

Альберто Франкетти — 150 лет

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Исполнилось 150 лет со дня рождения итальянского композитора Альберто Франкетти. Его имя блистало на афишах оперных театров мира, включая крупнейшие (Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен) на рубеже 19-20 веков. Крупнейшие мастера, в т. ч. Э. Карузо, участвовали в постановках его опер. Однако к концу двадцатых годов прошлого века творчество композитора постепенно было предано забвению. Как показало время, талант Франкетти был скромного калибра, да и стиль его сочинений, сочетающих в себе гремучую смесь Мейербера, Вагнера с новейшими изысками веризма, оказался на обочине мирового оперного процесса. Однако такое тотальное забвение все же кажется нам не вполне справедливым, да к тому же имеет причины не только художественного свойства.

Попробуем хотя бы теоретически восстановить некую справедливость и вспомнить в дни юбилея, пускай и кратко, творческий путь этого композитора.

Франкетти родился 18 сентября 1860 года в Турине в богатой еврейской аристократической семье. Его отцом был барон Раймондо Франкетти, мать Сара Луиза происходила из рода Ротшильдов. Прекрасно играя на рояле, она передала любовь к музыке и своему сыну. Учился юный Альберто сначала в Италии (Турин, Венеция), затем в Германии в Мюнхенской (у Й. Рейнбергера) и Дрезденской (у Ф.Дрезеке) консерваториях. Рейнбергер был авторитетным композитором и педагогом (среди его учеников Э. Хумпердинк, Э. Вольф-Феррари, В. Фуртвенглер), приверженцем старых классических традиций. Его педагогические принципы пользовались большим авторитетом, и он умел раскрывать в своих учениках способности к сочинению. Дрезеке, который вел класс композиции в Дрездене с 1884 года, наоборот был приверженцем новых тенденций в развитии музыки, которые прививал своим ученикам.

Среди первых крупных сочинений Франкетти отметим Симфонию e-moll (1886). Однако уже вскоре Альберто увлекся оперным сочинительством, которое стало основным делом его жизни.

Первая же опера Франкетти «Азраил» (1888, Реджо Эмилия, Театро Муниципале) на либретто Ф. Фонтаны по поэме Томаса Мура «Любовь ангелов» (о борьбе ангелов и демонов), имевшая подзаголовок «Легенда» и восходящая к поэме Байрона «Небо и земля», имела успех. Успех настолько большой, что в том же году ее поставили в Ла Скала, а в 1890 в Метрополитен. Почти одновременно состоялась немецкая премьера в Гамбурге. Опера произвела впечатление на Джузеппе Верди, и он рекомендовал молодого автора театру Карло Феличе в Генуе, который искал кандидатуру композитора для постановки оперы о Христофоре Колумбе, приуроченной к 400-летию со дня открытия Америки.

И такая опера была создана Франкетти. Премьера «Христофора Колумба» (либретто Л. Иллики) состоялась в Генуе 6 октября 1892 года под управлением Л. Манчинелли. Заглавную партию пел феноменальный баритон Иосиф (Джузеппе) Кашман (1850-1925), родившийся в ныне хорватском городке Мали Лошинь, затем эмигрировавший в Италию, много гастролировавший в России, и, по словам С. Левика, до появления Тита Руффо – «единственный соперник» Баттистини.

«Христофор Колумб» стал одним из двух наиболее известных опусов композитора. Написанная в духе «Африканки» Мейербера, с масштабными историко-приключенческими мотивами, опера также имела быстрый успех. В 1894 она звучала уже во многих городах Италии (в Ла Скала, Болонье, Тревизо и др.). В 1901 ее исполнили в Буэнос-Айресе, в 1907 вновь поставили в Ла Скала, в 1909 она шла в Монте-Карло. Американская премьера состоялась в Филадельфии (1913) с участием Розы Раизы в роли Королевы Изабеллы. Среди наиболее известных постановок первой трети 20 века спектакль Ла Скала 1923 года под управлением Тосканини.

После двух опер Франкетти становится признанным мэтром оперного искусства. Премьеры его следующих опер идут уже непременно в Ла Скала. «Альпийский цветок» (1894, либретто Л. ди Кастельнуово) и «Господин де Пурсоньяк» (1897, либретто Ф. Фонтана по одноименной комедии-балету Мольера), впрочем, не оставили следа в истории оперного искусства.

Композитор ведет роскошный образ жизни. И так не бедный, он приумножил свое состояние многочисленными постановками своих произведений. Он дружит с Пуччини, Джордано. Именно с этими именами связаны своеобразные факты из жизни композитора. Издатель Рикорди, уверовавший в успех Франкетти, поручил ему создание оперы на сюжет драмы В. Сарду «Тоска». Композитор уже приступил к сочинению оперы, однако, прослышавший о сюжете Пуччини настолько проникся им, что уговорил издателя расторгнуть контракт с Франкетти и передать ему. Не без некоторых колебаний, Рикорди все же сделал это. Инцидент положил начало некоторой трещине в отношении двух композиторов. Однако у Франкетти была широкая душа, и он не держал особого зла. Более того, еще один благодатный сюжет он просто подарил Умберто Джордано, другому своему приятелю. Вот как описывает этот факт в своих воспоминаниях Джордано: «Однажды мы сидели в солнечном сиянии… в одной из тех чарующих тратторий, с террасы которых открывается вид на Везувий …> Франкетти поинтересовался, как обстоят мои дела, и в порыве охватившего его альтруизма предложил уступить мне либретто «Шенье», которое Иллика обязался написать для него» (цит. по книге «111 балетов и забытых опер». СПб. 2004). Этот широкий жест никак не повлиял на дружбу, более того в дальнейшем одну из опер друзья написали вместе. Но вернемся к творчеству самого Альберто. Его следующая опера стала лучшей в его творчестве. Речь идет о «Германии», написанной на либретто Иллики и повествующей о борьбе немецкого народа против Наполеона («Германия!» - пароль немецких патриотов). Мировая премьера «Германии» прошла в Ла Скала в 1902 под управлением Тосканини с участием Э. Карузо (Федерико), М. Саммарко и др. Имя Карузо, разумеется, добавило популярности произведению Франкетти, а ария «Studenti, udite» в его исполнении была записана на граммофонные пластинки и стала тиражироваться по всему миру.

Любопытно, что «Германия» - единственная опера Франкетти, поставленная в России. Это произошло в Петербурге в сезоне 1905/06 гг. 7 октября 1905 года ее исполнила в Петербурге труппа антрепризы Церетели, поду управлением В. Сука. В 1907 состоялась английская премьера оперы в Ковент-Гардене под управлением Э. Паниццы, в 1908 прошла немецкая премьера в Карлсруэ, где главную партию Фридриха Лёве (Федерико) исполнил замечательный тенор Г. Ядловкер. В 1910 в Метрополитен состоялась американская премьера, в которой вновь пел Карузо, другие роли исполняли Э. Дестинн (Рике) и П. Амато (Карло). Популярность «Германии» в Италии была также весьма высока (1903, 1907, Рим; 1909, миланский театр Даль Верме и др.).

Ни одна последующая опера Франкетти не смогла сравниться с «Германией». Хотя он написал еще четыре опуса. Перечислим их для полноты картины:

«Дочь Йорио» - пасторальная трагедия на текст одноименной драмы Г. д’Аннунцио (1906, Ла Скала, дирижер Л. Муньоне, со звездным составом: А. д’Альбер, А. Пандольфини, Д. Дзенателло, Э. Джиральдони, А. Дидур).
«Легендарная ночь» (1915, Ла Скала, либретто Д. Форцано).
«Юпитер в Помпеях» - комедия (1921, Рим, театр Ла Париола, совместно с У. Джордано, либретто Иллики и Э. Романьоли).
«Главк» (1922, Неаполь, Сан-Карло, либретто Форцано по одноименной трагедии Э. Морселли по мотивам античных мифов).

После 1922 года Франкетти опер не писал, сосредоточившись на преподавательской работе и произведениях других жанров (симфонические поэмы, музыка для кино и т. д.). В 1926-28 он был директором Консерватории Керубини во Флоренции.

В 1929 в Ла Скала еще раз была поставлена опера «Германия». Начиная с 30-х гг. сочинения Франкетти постепенно забываются. Что же произошло? Наряду с чисто художественными причинами (талант Франкетти все-таки был вторичным и ни шел ни в какое сравнение со многими его современниками) были и другие. Ему не удалось, также как Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Джордано («Андре Шенье»), написать хотя бы один абсолютный шедевр, который бы обессмертил его имя. Однако он вполне мог бы изредка исполняться на сценах мировых театров. Но и этого не произошло! И тут уж виной, как мы полагаем, стали причины иного свойства, а именно – политические. Две страны, в которых он был наиболее популярен – Италия и Германия – стали на путь фашизма, и «еврейской музыке», если только она не была гениальна, было трудно найти себе дорогу среди развившегося антисемитизма. Такие судьбы, как у Ф. Легара, остававшегося фаворитом и при Гитлере, который не тронул даже его жену-еврейку, случаются не так уж и часто.

Франкетти умер в самом разгаре войны (4 августа 1942 года). А после войны о нем уже никто и не вспоминал. Понадобилось еще полвека, чтобы «Христофор Колумб» извлекли из небытия по случаю 500-летия открытия Америки. В 1991 оперу исполнили во Франкфурте-на-Майне (концертное исполнение, в заглавной партии Р. Брузон), в 1992 она была поставлена в Майами с участием Х. Диаса и К. Неблетт, а также исполнена в Монпелье. Наконец, в 2006 в Германии вспомнили о «Германии» (уж простите за каламбур). В Немецкой опере Берлина была осуществлена постановка этого опуса Франкетти под управлением Р. Палумбо.

Таковы лаконичные факты из жизни и творчества одного из забытых композиторов прошлого века.

На фото:
Альберто Франкетти (1906 год)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ