17 февраля исполнилось полвека со дня первого представления монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» - своего рода уникального манифеста одиночества, тоски и безысходности, которые продолжили свое существование и в многолюдном и многособытийном 20-м веке, а быть может, стали ощущаться в нем еще острее, чем прежде. Пуленк не был первопроходцем, до него уже были попытки, и притом весьма успешные, создания моноопер – стоит вспомнить хотя бы монодраму Арнольда Шёнберга «Ожидание», написанную за полвека до опуса Пуленка. Но произведение французского мастера попало в самую точку – по своему музыкальному языку, общему эмоциональному настрою оно было сразу и очень созвучно «веку нынешнему», и, что называется, вневременно. Видимо поэтому «Человеческий голос» обрел бессмертие сразу после рождения.
«Человеческий голос» - последняя из трех опер композитора, была сочинена в 1958 году. Литературной основой стала монодрама великого Жана Кокто. Перед нами мятущаяся душа – женщина, только что оставленная своим любовником. Мы присутствуем при их последнем разговоре по телефону, причем реплики собеседника не слышны, о них слушатель может догадаться только по реакции героини. Интрига, новизна произведения состоит в том, что в его основе лежит как бы диалог, последний диалог людей, не так давно бывших самыми близкими друг для друга, и которым теперь суждено расставание. Но фактически диалог ведется с отсутствующим партнером. То, что он говорит не просто не слышно, но и не важно – драматический монолог иступленного отчаяния, монолог израненной души вполне самодостаточен. Возможно, на другом конце провода и нет никого вовсе.
Внешнего действия в опере разумеется нет. И тем сложнее задача композитора – раскрыть внутреннюю драму героини, показать ее душевный мир в критический, переломный момент ее жизни. Пуленку это удается сполна: вокальная партия очень выразительна, мелодика гибка, полна интонационного многообразия, она передает все оттенки настроения, душевного состояния страдающей женщины, ее тоску по утерянному счастью.
Мировая премьера «Человеческого голоса» состоялась в Париже, в «Опера-комик» в 1959 году. Как и две другие оперы композитора монодрама создавалась в расчете на талант музы Пуленка знаменитой француженки Дениз Дюваль, которая и стала первой исполнительницей. В том же году состоялась итальянская премьера в «Ла Скала». На следующий год опера была исполнена в Эдинбурге, Глайндборне и Экс-ан-Провансе. Во всех этих постановках блистала Дениз Дюваль, заложившая эталонные представления об интерпретации образа. За прошедшие полвека опера ставилась многократно, очень часты и ее концертные исполнения. В сезоне 2008/09 годов она входит в репертуар аргентинского театра «Колон» в Буэнос-Айресе и оперного театра Лейпцига. В 1990 году опера была экранизирована во Франции, этот фильм стал крупным успехом пуэрториканской певицы Хулии Мигенес-Джонсон.
В нашей стране опера впервые прозвучала всего через шесть лет после ее создания – для дремучих советских времен такое быстрое появление западной новинки было нехарактерно. В 1965 году оперу исполнили в концертном варианте, героиню пела солистка радио Надежда Юренева, и в этом же году состоялась сценическая премьера в Большом театре, где героиню воплотила знаменитая Галина Вишневская. Оба раза за пультом стоял Геннадий Рождественский, перевод на русский язык был осуществлен Натальей Рождественской, спектакль Большого театра оформил художник В. Рындин. В апреле этого года «Человеческий голос» вновь прозвучит в Москве, в рамках фестиваля «Золотая маска» в постановке фонда «Русское исполнительское искусство» (солистка – Ольга Балашова, дирижер – Валерий Ворона, режиссер – Юрий Ардашев).