Сейчас он, практически, забыт. Когда он умер (в 1998 году), английский журнал «Opera» уделил певцу всего 19 лаконичных строчек. А были времена, когда его голосом восхищались. Впрочем, не все. Ибо была в его пении, наряду с великолепной природой, какая-то неотесанность, чрезмерность. Он не щадил себя, пел много и сумбурно, и достаточно быстро покинул сцену. Пик его карьеры пришелся на 60-е годы. А уже к середине 70-х он стал постепенно исчезать со сцен ведущих театров мира. Пора уже назвать его имя: речь об итальянском теноре Гастоне Лимарилли. Сегодня в нашей традиционной рубрике разговор о нем.
Гастоне Лимарилли родился 29 сентября 1927 года в Монтебеллуне, что в провинции Тревизо. О своих ранних годах, о том, как он пришел в оперный мир, певец не без юмора рассказывает Ренцо Аллегри, автору книги «Цена успеха» (опубликована в 1983 году), посвященной оперным звездам. Давно покинувший мир искусства, живущий на родине в маленькой вилле, в окружении многочисленного семейства, собаки и кур, увлекающийся кулинарией и виноделием, он выглядит на страницах этого труда весьма колоритной фигурой.
Как это часто бывает, никто в семье фотографа, в том числе и сам Гастоне, не предполагал о таком повороте событий как карьера певца. Юноша шел по стопам отца, занимался фотографией. Как многие итальянцы, любил петь, участвовал в выступлениях местного хора, но не задумывался о качестве этого занятия.
Приметил юношу во время концерта в церкви один страстный любитель музыки, его будущий тесть Ромоло Сартор. Тут-то и случился первый решительный поворот в судьбе Гастоне. Несмотря на уговоры Сартора, он никак не хотел учиться пению. Так бы все и закончилось. Если бы не одно но... У Сартора было две дочери. Одна из них приглянулась Гастоне. Это в корне меняло дело, желание к учебе проснулось внезапно. Хотя легким путь начинающего певца назвать нельзя. Были и отчаяние, и невезение. Один Сартор не унывал. После неудачных попыток учебы в консерватории в Венеции он повез его к самому Марио дель Монако. Это событие стало вторым поворотным пунктом в судьбе Лимарилли. Дель Монако оценил способности Гастоне и порекомендовал тому отправиться в Пезаро к маэстро Малокки. Именно последнему удалось «наставить на путь истинный» голос юноши. Через год Дель Монако счел Гастоне готовым к оперным баталиям. И тот отправляется в Милан.
Но не все так просто в трудной артистической жизни. Все попытки получить ангажементы заканчивались неудачей, Участие в конкурсах также не приносило успеха. Гастоне отчаялся. Рождество 1955 года было самым трудным в его жизни. Он уже собирался домой. И вот... очередной, конкурс театра «Нуово» приносит удачу. Певец выходит в финал. Ему предоставлено право спеть в «Паяцах». На выступление приехали родители, Сартор с дочерью, которая была к тому времени его невестой, Марио дель Монако.
Что и говорить. Успех, головокружительный успех в один день «снизошел» к певцу. На следующий день газеты пестрели фразами типа «Родился новый Карузо». Лимарилли приглашают в Ла Скала. Но он послушался мудрого совета Дель Монако - не спешить с крупными театрами, а укрепить свои силы и набраться опыта на провинциальных сценах.
Дальнейшая карьера Лимарилли уже идет по нарастающей, теперь ему сопутствует удача. Спустя четыре года в 1959 он дебютирует в Римской опере, ставшей его любимой сценой, где певец регулярно выступал вплоть до 1975 года. В том же году, наконец, он появляется и в Ла Скала (дебют в партии Ипполита в «Федре» Пиццетти).
В 60-е годы Лимарилли - желанный гость на всех крупнейших сценах мира. Ему рукоплещут Ковент-Гарден, «Метрополитен, Венская опера, не говоря уж об итальянских сценах. В 1963 он поет «Трубадура» в Токио (существует аудиозапись одного из спектаклей этого турне с блестящим составом: А.Стелла, Э.Бастианини, Д.Симионато). В 1960-68 он ежегодно выступает в Термах Каракаллы. Неоднократно (с 1960) поет и на фестивале «Арена ди Верона».
Лимарилли был наиболее ярок прежде всего в итальянском репертуаре (Верди, веристы). Среди его лучших партий Радамес, Эрнани, Форесто в «Аттиле», Канио, Дик Джонсон в «Девушке с Запада». С успехом пел он партии Андре Шенье, Туридду, Хагенбаха в «Валли», Паоло в «Франческе да Римини» Дзандонаи, Де Грие, Луиджи в «Плаще», Маурицио и др. Выступал он и в таких ролях, как Хозе, Андрей Хованский, Вальтер в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Макс в «Вольном стрелке». Впрочем, это были скорее эпизодические экскурсы за пределы итальянской музыки.
Среди партнеров Лимарилли по сцене были крупнейшие певцы того времени: Т.Гобби, Дж.Симионато, Л.Генчер, М.Оливеро, Э.Бастианини. Наследие Лимарилли включает много живых записей опер, среди них «Норма» с О.де Фабритиисом (1966), «Аттила» с Б.Бартолетти (1962), «Стиффелио» с Д.Гаваццени (1964), «Сицилийская вечерня» с Д.Гаваццени (1964), «Сила судьбы» с М.Росси (1966) и др.