16 января исполнилось 75 лет одной из самых ярких звезд мировой оперной сцены прошлых лет, блистательной американской меццо-сопрано Мерилин Хорн. По случаю «бриллиантового» юбилея знаменитости в нью-йоркском Карнеги-холл сегодня пройдет грандиозный гала-концерт, где выступят звезды наших дней Мередит Арвади, Николь Кэйбел, Дэвид Дэниэлс, Джойс Ди Донато, Сьюзан Грэхем, Томас Хэмпсон, Дмитрий Хворостовский, Изабель Леонар, Лестер Линч, Карита Маттила, Джеймс Моррис, Томас Квастхоф, Брюс Следж, Долора Заджик, в ролях ведущих праздничного мероприятия публика увидит Фредерику фон Штаде и Сэмюэла Рэми. А 20 и 21 января здесь же пройдут два мастер-класса Хорн и большая пресс-конференция, посвященная 15-летию деятельности Фонда Мерилин Хорн. Словом, свой весьма значительный юбилей певица встречает «на боевом коне» - пусть она уже не поет, но полна деятельной, созидательной энергии. Что ж, пожелаем и мы ей доброго здравия и новых свершений и напомним нашим читателям о славном творческом пути выдающегося мастера.
Мерилин Хорн родилась в Брэдфорде, штат Пенсильвания. Выбором профессии Хорн обязана своему отцу, певцу-любителю и ее первому педагогу – именно он поощрял в ней желание заниматься музыкой и добиться воплощения всех своих амбициозных мечтаний на этом поприще. Впервые отец выпустил дочь для публичного исполнения незамысловатой песенки уже в четырехлетнем возрасте – то были первые аплодисменты в жизни будущей звезды. Вплоть до своей смерти в июле 1956 года Брайан Хорн всячески поддерживал дочь, с ним она советовалась по всем мало-мальски важным вопросам. Образование Хорн получила в Южнокалифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где обучалась сначала в классе Уильяма Веннарда, а затем у знаменитой вагнеровской дивы Лотте Леман.
На оперной сцене Хорн начала выступать очень рано: в двадцать лет она дебютировала в Опере Лос-Анджелеса в «Проданной невесте» Сметаны (партия Хаты), однако чаще она тогда поет в концертах, что с самого начала предопределило интерес певицы и к камерному репертуару. В том же 1954 году она впервые пробуется и в звукозаписи, спев (за кадром) за голливудскую звезду Дороти Дандридж в фильме Оскара Хаммерштайна «Кармен Джонс».
Смерть отца была большим потрясением для юной Хорн. Тем не менее, она находит в себе силы не только не впасть в депрессию, но и продолжить то дело, к которому готовил ее Брайан: Хорн второй раз в своей жизни (в 1953-м она уже совершала небольшой тур по странам Старого Света) отправляется в Европу, чтобы на три сезона осесть в небольшом немецком городке Гельзенкирхен. В немецком провинциальном театре Хорн поет в основном сопрановый репертуар: Джульетту в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Мими в «Богеме» и Минни в «Девушке с Запада» Пуччини, Амелию в «Симоне Бокканегре» Верди, Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского. Однако работой в Гельзенкирхене Хорн не ограничивается. Она наведывается с концертами несколько раз в Вену, где знакомится с Игорем Стравинским, пригласившем юную певицу на Венецианский фестиваль: здесь с большим успехом Хорн поет в концерте в Соборе Святого Марка. В 1957-м Хорн дебютирует на Зальцбургском фестивале в «Электре» Штрауса в маленькой роли Девушки-прислужницы: это была уже несомненно веха в ее набиравшей обороты карьере. В Зальцбург Хорн вернется через двадцать лет мировой знаменитостью в лучах славы, спев в 1979 году Амнерис в «Аиде». А в 1986-м она в последний раз появится на родине Моцарта с большой и сложной камерной программой.
Первый большой успех к Хорн пришел как ни странно все в том же заштатном Гельзенкирхене: 22 мая 1960 года она впервые в своей карьере поет Марию из берговского «Воццека», партию, которая ее поначалу совершенно не вдохновляла. Получив превосходную прессу на премьерный спектакль, Хорн оставляет Марию в своем репертуаре достаточно надолго. Именно Марией она дебютирует в Опере Сан-Франциско в том же 1960-м: это будет ее первый значительный американский контракт после возвращения из европейской провинции, когда она срочно заменила заболевшую Бренду Льюис. В этой же партии она впервые выйдет на сцену Ковент-Гардена в 1964-м.
В первое десятилетие своей карьеры Хорн никак не может определиться со своим амплуа, поскольку ее прекрасному голосу с феноменальным диапазоном оказывается доступно все, написанное в скрипичном ключе. Именно поэтому первые годы она чаще поет сопрановые партии, именно с их исполнением связаны ее первые крупные успехи. Коррективы внесла сама жизнь: в 1965-м Хорн, уже добившаяся к тому времени мировой известности, вследствие беременности была вынуждена отказаться от выступления в заглавной партии в «Лукреции Борджиа» Доницетти – концертное исполнение в Карнеги-холл устраивало Американское оперное общество. По срочной замене пела никому неизвестная испанка, имевшая за плечами несколько сезонов на немецких сценах средней руки. Теперь это имя знает каждый, даже тот, кто ни разу в жизни не послушал ни одной оперы: в тот вечер на мировом небосклоне зажглась звезда Монсеррат Кабалье. Хорн сидела в зале, и именно блистательное исполнение Кабалье подвигло ее к мысли не возвращаться к сопрановому репертуару, сосредоточившись на амплуа меццо.
В 1961 году происходит важное событие в жизни Хорн: встреча с Джоан Сазерленд, с которой ее будут связывать долгие годы совместного творчества и личной дружбы. Впервые они выступили вместе в феврале 1961-го опять же в проекте Американского оперного общества: в концертном исполнении была дана беллиниевская «Беатриче ди Тенда», где Хорн спела партию Аньезе. Сочетание хрустального тембра Сазерленд и медового, вязкого меццо Хорн оказалось поистине идеальным: где бы ни выступали артистки впредь, их дуэту всегда сопутствовал грандиозный успех. А петь им вместе приходилось не раз, среди самых знаменательных выступлений необходимо отметить первое выступление в «Семирамиде» в Лос-Анджелесе в том же 1961 году, «Норму» в Ковент-Гарден в 1967-м, и, конечно же, дебютную для Хорн «Норму» в Метрополитен в 1970-м.
После 1961 года и вплоть до ее последнего появления на сцене Метрополитен в 1996-м карьеру Хорн иначе как блистательной и феноменальной не назовешь. Она пела на всех ведущих сценах мира, в том числе в Ла Скала (дебютировала в 1969-м в «Царе Эдипе» Стравинского, в том же году пела в «Осаде Коринфа» Россини с Беверли Силс, Франко Бонизолли и Хустино Диасом), Ковент-Гарден, Венской государственной опере (дебют в 1978-м в «Севильском цирюльнике»), Римской опере (1978, заглавная партия в «Танкреде» Россини) и пр., а также в венецианском Ла Фениче, на россиниевском фестивале в Пезаро (в том числе в таких редких операх как «Бьянка и Фальеро» и «Эрмиона») и т.д. Многочисленны ее выступления на родине, помимо Лос-Анджелеса и Сан-Франциско это – Чикаго (дебют в 1961, партия Лауры в опере Витторио Джаннини «Урожай»), Хьюстон (дебют в 1975, титульная партия в «Ринальдо» Генделя), Даллас (дебют в 1974, партия Малкольма в «Деве озера» Россини), Ванкувер (1963 и 1965, Адальжиза и Изабелла в «Итальянке в Алжире» соответственно) и пр.
Более четверти века основной сценой для Хорн оставалась нью-йоркская Метрополитен. Как уже упоминалось, здесь она дебютировала в 1970 году в «Норме», пела на открытии сезона 1972-73 годов в «Кармен». К грандиозным свершениям певицы в этом театре стоит также отнести Изабеллу в «Итальянке в Алжире» (1973), первое обращение театра к генделевскому «Ринальдо» (1984), партию Арзаче в «Семирамиде» (1990). Всего Мерилин Хорн выходила на прославленную нью-йоркскую сцену более 180 раз в таких партиях (помимо упомянутых) как Розина в «Севильском цирюльнике» (1971 – здесь и далее указан год дебюта в роли), Амнерис в «Аиде» (1976), Фидес в «Пророке» Мейербера (1977), Эболи в «Доне Карлосе» (1979), Далила в «Самсоне и Далиле» (1987), Самира в «Призраках Версаля» Дж. Корильяно (1992), Квикли в «Фальстафе» (1992), Женевьева в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси (1995).
В 1981 году американский журнал «Opera News» назвал Хорн «возможно величайшей певицей в мире». Думается, это не было слишком большим преувеличением. Безусловно, Хорн принадлежит к числу самых ярких звезд своего поколения. Она сыграла выдающуюся роль в возрождении репертуара бельканто в 60-70-х годах на европейских и американских сценах. У знатоков имя Хорн ассоциируется прежде всего с россиниевским репертуаром, блистательной исполнительницей партий для колоратурного меццо в операх пезарского гения она была на протяжении всей своей долгой карьеры. Не менее значителен ее вклад и в интерпретацию партий в операх Генделя, Вивальди, Беллини. Специфика голоса Хорн – темный, вязкий, в то же время с ярким металлическим блеском звук с превосходными контральтовыми низами, делавший ее незаменимой в так называемых брючных ролях, по причине чего за кулисами Метрополитен за ней закрепилось прозвище «генерал Хорн». В оперном мире ходит даже анекдот, что когда первый муж певицы, дирижер Генри Льюис, будучи еще не знаком с Мерилин лично, услышал впервые ее пение из оркестровой ямы, он, не отрывая головы от партитуры, пробормотал: «Какой интересный новый тенор у нас появился!» Техническая вооруженность певицы восхищает каждый раз, когда вы слышите ее записи. К одной из совершеннейших относится трансляционная версия «Танкреда» из Римской оперы (1978), где медовый, жирный, и в то же время героический звук, позволяющий женщине создать правдивый образ мужественного воина средневековых легенд, сочетается с головокружительными колоратурами, исполненными легко и непринужденно.
Зрелый период карьеры Хорн пришелся на период, когда телевидение пришло в оперу. Поэтому с участием певицы мы сегодня можем посмотреть не одну видеозапись. Одна из лучших – «Итальянка в Алжире» из Метрополитен в постановке Жана-Пьера Поннеля, записанная 11 января 1986 года. «Вульгарно», - таков был вердикт газеты «Нью-Йорк Таймс», когда в 1973 году состоялась премьера «Итальянки» в этой постановке. В своей автобиографии, опубликованной двадцать лет спустя, Мерилин Хорн вспоминает об этой реакции солидного издания с юмором, который она, конечно, может себе позволить после того грандиозного успеха, что выпал на ее долю после этой премьеры, возможно, самого большого успеха в ее карьере, триумфа, который вновь повторился после возобновления постановки в 1986 году. То ли видеовариант не передает нам каких-то не вполне удавшихся деталей постановки, то ли наши стандарты в этой области сильно снизились, но сегодня трудно себе представить, чтоб на подобный спектакль могла появиться столь уничижительная критика. Голобрюхие евнухи, конечно, не самое приятное зрелище, но они не так уж много появляются на сцене. У итальянских моряков красные носы и вид пропойц, но они – лишь незначительные эпизоды, когда их корабль чудесным образом скользит по сцене. Гора спагетти для Мустафы – это модификация идеи, уже однажды опробованной режиссером в венской постановке, показанной в 1988 году в «Ковент-Гарден». На самом же деле по многим причинам спектакль смотрится образным и стильным, а по прошествии времени даже красивым. Еще один характерный момент, упоминаемый Хорн в своих воспоминаниях, это ее первый выход на сцену. Первоначально ей казалась безумной идея появляться спиной к публике и поворачиваться только с первыми нотами ее партии, но вскоре она поняла, что этот эффект работает, и получала истинное удовольствие от этой мизансцены. Ее собственная находка, от которой она также получала удовольствие, - это жизнерадостный характер ее героини на протяжении всего спектакля, и, конечно же, голос, не менее яркий, чем это было в самые звездные годы, по прошествии стольких лет карьеры все еще богатый, гибкий и исключительно индивидуальный.
Сегодня Мерилин Хорн помимо работы в собственном фонде является директором вокального отделения музыкальной академии в Санта-Барбаре (Калифорния). Пение она оставила вовсе: ее последний рецитал состоялся в ноябре 1999 года в Чикаго, а вообще последний раз Хорн пела публично в Карнеги-холл в январе 2000. Хотя участники ее мастер-классов, которым она показывает примеры в полный голос утверждают, что «старушка Мерилин» могла бы дать фору еще многим и многим из ныне поющих звезд.