Инаугурация вердиевского сезона в «Ла Скала»

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Скандал по поводу изъятого верхнего «до»

Театр Ла Скала открыл по традиции 7 декабря (в День святого Амвросия, покровителя Милана) свой новый сезон, который обещает стать незабываемым. В наступившем году Италия и весь мир пышно празднуют столетие со дня смерти Джузеппе Верди. Так что на афише Ла Скала - целый парад опер великого итальянского гения. "Трубадур" - только первая ласточка.

Одна из любимейших вердиевских опер отсутствовала в репертуаре театра целых двадцать два года. Так что можно себе представить с каким нетерпением ждала ее публика. Ведь за это время выросло целое поколение миланцев, никогда не слышавших "Трубадура" в театре!

Нынешний "Трубадур" в постановке аргентинского режиссера Хуго Де Ана и под управлением Риккардо Мути, несомненно, останется в истории. Спектакль вызвал большой шум в публике и прессе.

Хуго Де Ана сотворил "Трубадура" своей мечты". Все происходящее на сцене может быть интерпретировано, как игра воображения. У Де Ана невозможно представить не доставляющий удовольствия глазу спектакль, и этот "Трубадур" очень красив. Сценограф сделал ставку на почти монохромную гамму: серого цвета стены, серебристого-серого - готические пилоны. Серые тона скомбинированы с различного оттенка синим. В опере, одним из "героев" которой является пылающий костер - наваждение Азучены - почти полностью отсутствует красный цвет. Алые знамена колышутся только в короткие мгновения знаменитой стретты Манрико. В интервью Де Ана заявил о желании воскресить в спектакле атмосферу итальянского XV века. Но при внимательном рассмотрении в этом "Трубадуре" можно обнаружить мотивы искусства Ван Эйка и Мурильо, а световые эффекты и стелящийся пар отсылают к живописи Гюстава Моро.

Серо-индиговый "Трубадур" Де Ана, пронизанный белыми и голубыми лучами, может быть, несколько холоден. И искусственны и рассчитаны движения масс, слишком застывшие в своей красоте, и находящиеся в противоречии с полной огня музыкой, которая рождается под руками маэстро Риккардо Мути.

image

Даже для Мути подобная вдохновенная сосредоточенность, с которой он дирижирует вердиевской партитурой, исключительна. Голоса певцов, кажется, рождаются из оркестровой ткани. Необыкновенной густоты звук виолончелей, дублирующих мужской голос в особо проникновенных фразах, чистейшее, "слезное" звучание кларнета, сопровождающее Леонору в сцене несостоявшегося пострига вызывают у слушателей взволнованный отклик, напоминающий катарсис. Вряд ли найдется в мире другой дирижер, который работает с певцами над речитативом и фразировкой так, как Мути. Отсюда и такие музыкальные чудеса миланского "Трубадура", как большая ария Леоноры в последнем действии в исполнении Барбары Фриттоли.

image

Женская часть исполнительского состава берет решительный верх над мужской. К Азучене латышской певицы Виолеты Урманы критики применили эпитет "просто великая". Музыкальность и лирическая проникновенность Барбары Фриттоли в роли Леоноры заставили публику затаить дыхание. Опытнейшему и неуязвимому Лео Нуччи долго аплодировали за арию " Il balen del suo sorriso". Что касается исполнителя роли трубадура Манрико, тридцатидвухлетнего сицилийского тенора Сальваторе Личитры, то при наличии таких необходимых средств для этой священной вердиевской партии, как звонкость и красота тембра, ему предстоит сделать немало открытий в области однородности звукоизвлечения и чистоты интонации. Пока Личитра уязвим и с театральной точки зрения: в знаменитой стретте ему недостает пыла и отчаяния, способных повергнуть публику в безумие, которое почти всегда вызывает эта знаменитая страница. Критики выражают уверенность, что тенор вырастет. Так что нам остается ждать.

Как почти всегда случается, когда речь идет об открытии сезона Ла Скала, самый большой шум вызвал не собственно спектакль и участвующие в нем певцы, а политические демонстрации на площади перед театром, присутствие (или отсутствие) представителей власти и бомонда и, наконец, решение маэстро Мути точно следовать вердиевской партитуре и отменить знаменитое верхнее "до" в прославленной кабалетте Манрико. Последний факт вызвал живейшую полемику в прессе и почти скандал во время первого представления.

Завсегдатаи галерки, естественно, ждали и не дождались "до", и, когда отзвучала "Di quella pira", среди аплодисментов, возгласов "браво", послышались слово "позор" и недовольное "буканье" (этим междометием итальянская публика выражает свое недовольство). Мгновением позже с галерки раздался голос: "До" здесь ни при чем, во всем виноват дирижер". Кажется, Мути пробормотал: "Кто этот кретин?", на что с той же галерки ответили: "Это дурак, маэстро". Краткая полемика завершилась словами Мути: "Не будем превращать в цирк открытие года, посвященного Верди".

Почти неделю длилась на страницах газет полемика по поводу изъятого "до". Автором одинокой реплики с галерки оказался некто Мауро Фуолега, тридцатипятилетний меломан. Допрошенный дотошными журналистами, он заявил, что причиной восклицания "позор" было не отсутствующее в кабалетте "до", а непоследовательность маэстро Мути, который в "Травиате" разрешил Тициане Фаббричини брать сверхвысокое "ми-бемоль", отсутствующее в оригинальной партитуре. Фуолега упрекнул Мути в высокомерном поведении, признав, однако, что его сила, страстность и харизма за пультом не подлежат дискуссии.

К полемике подключились великие тенора Франко Корелли и Карло Бергонци, взявшие под защиту традицию, освященную почти ста пятьдесятью годами существования. Корелли заявил, что "без высокого "до" опера хромает". Бергонци сказал, что если признать правоту Мути, нужно осудить практику Тосканини, который опустил тональность кабалетты на один тон, чтобы его любимый тенор Аурелиано Пертиле смог спеть ее с высокой нотой. Сам Мути отреагировал на почти скандал предельно спокойно. Он всегда следовал идее верности партитуре "Трубадура", начиная со своего дебюта в этой опере во Флоренции в 1977 году. В вечер же открытия нынешнего юбилейного вердиевского сезона он чувствовал публику особенно близкой. И действительно, по окончании оперы артисты были вызваны девять раз и аплодисменты длились десять минут. Вызваны были даже машинисты сцены и костюмеры.

Кто-то заявил, что "до" изъято, потому что тенор Личитра не в состоянии его взять. Личитра ответил приглашением послушать его будущим летом в Арена ди Верона, где дирижер Даниэль Орен не предполагает изъять высокую ноту.

Некоторые критики упрекнули Мути в том, что он придает слишком большое значение "филологическому" прочтению партитуры, что проблема - исполнять или не исполнять верхнее "до" не так уж и важна.

Накаленная атмосфера инаугурации - типичное для Ла Скала явление, которое неизменнно повторяется из года в год. На последующих спектаклях публика ведет себя спокойнее. Несомненно одно: "Трубадур" двухтысячного года останется в истории. Удовлетворен и генеральный интендант Ла Скала Карло Фонтана: вечер открытия сезона дал сборы в 2,7 миллиардов лир (около 1,3 миллиона долларов), что на 300 миллионов лир (150 тысяч долларов) превысило сборы инаугурации прошлого года.

На фото:
Сцена из спектакля "Трубадур" в "Ла Скала" (2000).
Риккардо Мути после премьеры "Трубадура".
Барбара Фриттоли в партии Леоноры.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ла Скала

Театры и фестивали

Трубадур

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ