Гордость отечественной оперной сцены — Павел Герасимович Лисициан — празднует свой 90-летний юбилей. В день его рождения (6 ноября) состоялся праздничный вечер в Концертном зале имени П.И.Чайковского, а 9 ноября Большой театр посвящает юбиляру спектакль «Аида».
Образы, созданные этим выдающимся, неповторимым артистом, навсегда запечатлелись в памяти любителей вокального искусства. Проникновенный Жермон (лучшая роль Лисициана), блестящий Эскамильо, экспрессивный Амонасро — лучшие достижения замечательного баритона.
Среди ярких ролей, созданных Лисицианом, также Мазепа, Роберт («Иоланта»), Валентин, Наполеон, Форд («Фальстаф») и многие другие. 26 лет (1940-1966) отдано Павлом Герасимовичем Большому театру, на сцене которого он дебютировал в 1941 году в партии Елецкого. Ему рукоплескала публика многих стран. В 1960 году он исполнил партию Амонасро в «Метрополитен-опера». Певческая манера Лисициана отличалась благородством, безупречным вкусом и мастерством. Великолепное владение дыханием позволяло ему творить чудеса. Благодаря этому он достигал необыкновенной плавности и ровности голосоведения, создававших ощущение совершенства.
В свои годы артист сохранил удивительную бодрость духа и ясность мысли. Совсем недавно, весной этого года у меня была возможность лишний раз убедиться в этом, когда я повстречал певца в доме-музее Ф.И.Шаляпина на вечере, посвященном дню рождения Зары Александровны Долухановой. В шаляпинской гостиной, рядом с портретом великого баса, я имел удовольствие более получаса разговаривать с Павлом Герасимовичем. Это была весьма интересная беседа. Начавшись с обсуждения концерта, где выступала молодежь - ученики Долухановой, она плавно перешла к более общим вопросам искусства. Артист сравнивал те условия, в которых развивалась его творческая карьера «служащего» (именно так в те годы говаривали!) в Большом театре, с нынешними, дающими возможность молодым талантам разъезжать по миру, участвовать в конкурсах, «искать» себя. Речь зашла о теперешнем, часто весьма унизительном материальном положении творческих работников, которое заставляет многих искать лучшей доли на Западе, где труд художника ценится несоизмеримо выше. Я упомянул Джильи, книгу воспоминаний которого, как раз, тогда готовил к печати, и рассказал Павлу Герасимовичу один из эпизодов жизни итальянского мастера (поведанный его дочерью Риной), когда представитель советского посольства пытался однажды пригласить великого тенора на гастроли в СССР, предлагая незаполненный (!) банковский чек, в котором тот волен был проставить любую сумму!
И тут Лисициан поведал мне поучительную историю, что случилась с ним, когда в середине 50-х годов он оказался как-то на краткосрочных гастролях в Финляндии. Прогуливаясь по Хельсинки накануне отъезда, ему бросилась в глаза афиша, извещавшая о том, что Беньямино Джильи дает в городе один из серии своих знаменитых прощальных концертов (он завершал свою карьеру). Естественно, Павлу Герасимовичу захотелось послушать легендарного тенора. Но, бросив взгляд на дату, он понял, что в этот день должен был уже улетать в Москву. Что делать? Надо понимать, что это были еще совсем «глухие времена», а до хрущевской «оттепели» далеко. Павел Герасимович решается на смелый шаг! Он отправляется в советское посольство, где «смиренно» просит какого-то чиновника разрешить (!) ему перенести дату вылета на один день, причем расходы по замене билета он готов взять на себя. Разумеется, певец получил холодный отказ - советский «крепостной» артист, будь он хоть трижды знаменитым любимцем публики, и даже «обласканным» властью, не имеет права на такие «вольности»! Это была оборотная сторона того «благополучия», которым окружало государство в те годы ведущих деятелей искусства.
Надо было видеть, с какой живостью и иронией рассказывал Павел Герасимович этот эпизод, из числа тех, что не входят в благостные официальные биографические панегирики.
К сожалению, было уже очень поздно, и беседу надо было заканчивать. На прощание, с любезного разрешения Павла Герасимовича, мы вместе с ним сфотографировались на память у портрета Федора Ивановича Шаляпина. Эту фотографию я храню как дорогую реликвию.
Наш журнал поздравляет Вас, дорогой Павел Герасимович, со славным юбилеем. Живите долго и счастливо!
На фото:
Павел Герасимович Лисициан
П.Лисициан в роли Жермона. 1946 г.
П.Лисициан и Е.Цодоков в Доме-музее Ф.И.Шаляпина. 2001 г.