Нынешний год богат на юбилеи мастеров отечественной вокальной школы. И первый из них мы отмечаем в конце февраля, в преддверии долгожданной весны. Это тем более символично, что талант нашего юбиляра, точнее юбилярши, созвучен весеннему настроению — светел и чист, нежен и лиричен, легок и трепетен. Одним словом, сегодня мы чествуем замечательную певицу Галину Васильевну Олейниченко, чей незабываемый голос около тридцати лет звучал на нашем вокальном небосклоне и хорошо известен всем любителям оперы.
Галина Олейниченко знаменита, прежде всего, как колоратурная звезда Большого театра 60-70-х годов. Впрочем, в Москву она приехала уже сложившейся певицей, да к тому же имея в активе лауреатство трех вокальных конкурсов.
Однако самые значительные вехи ее карьеры связаны с главной оперной сценой СССР: именно здесь, в театре, являвшемся пределом мечтаний и высшей точкой карьеры любого советского вокалиста, в наибольшей степени раскрылось певческое и сценическое дарование певицы.
Галина Олейниченко родилась 23 февраля 1928 года на Украине, как и великая Нежданова близ Одессы, что в определенной мере символично, поскольку именно Олейниченко наряду с Ириной Масленниковой, Елизаветой Шумской, Верой Фирсовой и Бэлой Руденко во второй половине ХХ века выпала роль хранительницы и продолжательницы лучших традиций колоратурного пения на сцене Большого театра, упроченных великими колоратурами предвоенных лет, непосредственными преемницами Неждановой, — Валерией Барсовой, Еленой Степановой и Еленой Катульской. Свое музыкальное образование будущая певица начала в раннем детстве, занимаясь по классу арфы в Специальной детской музыкальной школе-десятилетке им. П.С.Столярского. Это учебное заведение, основанное в 1933 году, было широко известно на просторах нашей страны, поскольку именно здесь начали свой путь многие знаменитые отечественные музыканты. Именно с необычным и прекрасным инструментом думала связать свое будущее юная Галина, занимаясь упорно и с большим желанием. Однако судьба круто изменила ее планы, когда у будущей певицы обнаружился замечательный дар — голос, и вскоре она становится студенткой вокального отделения Одесского музыкального училища.
Одесса тех лет оставалась крупным культурным центром СССР, унаследовав этот статус еще с дореволюционных времен. Известно, что оперный театр в Одессе является одним из старейших на территории Российской империи (основан еще в 1810 году), в прошлом на его сцене блистали звезды мировой оперы — такие как Федор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Леонид Собинов, Медея и Николай Фигнеры, Джузеппе Ансельми, Энрико Карузо, Маттиа Баттистини, Леоне Джиральдони, Титта Руффо и др. И хотя в советские годы уже не было практики приглашения звезд итальянской оперы, театр продолжал удерживать прочные позиции на музыкальном небосклоне огромной страны, оставаясь в числе лучших музыкальных коллективов СССР: профессиональный уровень труппы был весьма высок, что достигалось, прежде всего, благодаря наличию высококлассных педагогических кадров в Одесской консерватории (профессора Ю.А.Рейдер, О.Н.Благовидова, Н.А.Урбан и др.), в спектаклях нередко принимали участие известные гастролеры из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и др.
Подобная обстановка самым благотворным образом сказалась на формировании профессиональных навыков, общей культуры и вкуса молодого дарования. Если в начале обучения еще были какие-то сомнения, то ко времени окончания училища Галина точно знала, что хочет быть певицей, продолжать свое музыкальное образование. В 1948 году она поступает на вокальное отделение Одесской консерватории им. А.В.Неждановой в класс к профессору Н.А.Урбан, которую с отличием заканчивает через положенные пять лет.
Но дебют Олейниченко на профессиональной сцене состоялся чуть раньше — еще в 1952 году, будучи студенткой, она впервые выходит на сцену Одесской оперы в партии Джильды, ставшей путеводной звездой ее карьеры. Несмотря на юный возраст и отсутствие серьезного профессионального опыта Олейниченко сразу занимает в театре положение ведущей солистки, исполняя весь репертуар лирико-колоратурного сопрано. Решающую роль в этом сыграло, конечно, необыкновенное вокальное дарование молодой певицы — она обладает красивым, гибким и легким голосом прозрачного, серебристого тембра, в совершенстве владеет колоратурной техникой. Отличный вкус и музыкальность позволили ей за небольшой срок овладеть самым разнохарактерным репертуаром. Именно три сезона на сцене Одесской оперы дали певице в дополнение к основательной базе вокального образования, полученного в консерватории, необходимый опыт артистической деятельности, позволивший ей впоследствии оставаться долгие годы мастером большого стиля, что называется, «вне подозрений».
В 1955 году певица становится солисткой столичной Киевской оперы, где проработала два сезона. Переход в третий по значению музыкальный театр СССР был естественен, поскольку, с одной стороны, знаменовал собой успешный карьерный рост, а с другой, был важен для профессионального совершенствования певицы, ибо здесь она повстречалась с корифеями украинской оперы тех лет, соприкоснулась со сценической и вокальной культурой более высокого уровня. В тот период на киевской сцене подобралась необыкновенно сильная группа молодых певиц именно амплуа колоратурного сопрано. Помимо Олейниченко в труппе блистали Елизавета Чавдар и Бэла Руденко, начинали свой путь Евгения Мирошниченко, чуть позже Ламара Чкония. Конечно, столь яркий состав определял репертуар — на колоратурных див охотно ставили дирижеры и режиссеры, имелась возможность петь партии в не часто звучащих операх. С другой стороны, в театре наблюдалась и непростая конкуренция, нередко было ощутимо напряжение в отношениях артистов. Вероятно, и это сыграло свою роль в решении Олейниченко принять некоторое время спустя приглашение из Москвы.
В домосковский период артистка активно принимала участие в певческих состязаниях, завоевав звание лауреата на трех конкурсах. Свою первую золотую медаль она получила в 1953 году на Международном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. Позднее, в 1956-м была победа на Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, а 1957 год принес молодой певице настоящий триумф — золотую медаль и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе. Победа в Тулузе была особенно приятна и важна для Олейниченко, поскольку в отличие от предыдущих состязаний, где она участвовала, это был специализированный вокальный конкурс мирового масштаба, всегда отличавшийся высоким уровнем участников и особой строгостью именитого жюри.
Отзвук триумфа во Франции долетел не только до родной Украины — Олейниченко, к которой давно приглядывались в Москве как к перспективной певице, всерьез заинтересовались в Большом театре. И в том же 1957 году состоялся здесь ее дебют: на сцену великого русского театра Галина Васильевна впервые вышла в своей любимой партии Джильды, а ее партнерами в тот вечер были выдающиеся мастера отечественного вокала — партию Риголетто пел Алексей Иванов, а Герцога Мантуанского — Анатолий Орфёнов. Дебют прошел более чем удачно. Орфёнов вспоминал позднее по этому поводу: «Мне довелось исполнять в том спектакле партию Герцога и с тех пор я высоко ценю Галину Васильевну как чудесную певицу и великолепную партнершу. Безусловно, Олейниченко по всем своим данным отвечала высоким требованиям Большого театра».
Дебютное выступление не стало единичным, что нередко бывает даже в случае успеха: напротив, Олейниченко становится солисткой Большого. Останься певица в Киеве, возможно, больше в ее жизни было бы премьер, быстрее бы получала очередные звания и награды, включая и высокое звание народной артистки СССР, чего так и не случилось, хотя она вполне была этого достойна. А ведь ее коллеги-соперницы Чавдар и Руденко, продолжавшие петь в Киевской опере, получили его, еще не достигнув и тридцатилетнего возраста — такая вот политика была у советских чиновников от культуры в отношении национальных оперных театров. Но с другой стороны, Олейниченко посчастливилось работать в одном из лучших театров мира, в окружении прославленных мастеров — как известно, уровень оперной труппы в 60-70-е годы был как никогда высок. Не раз с труппой театра певица гастролировала за границей, имея возможность продемонстрировать свое мастерство зарубежному слушателю.
На сцене Большого театра Галина Олейниченко выступала почти четверть века, исполнив за этот период огромный репертуар. Прежде всего, на московской сцене артистка блистала в классических лирико-колоратурных партиях, лучшими из которых по праву считаются Виолетта, Розина, Сюзанна, Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Царевна Лебедь, Волхова, Антонида, Людмила. В этих ролях певица демонстрировала безусловное вокальное мастерство, виртуозное владение колоратурной техникой, продуманный сценический рисунок. В то же время Олейниченко никогда не чуралась современной музыки — в ее оперном репертуаре несколько партий в операх советских композиторов. Еще в годы работы в Одессе она выступила в партии Насти в опере Дмитрия Кабалевского «Семья Тараса». В Большом театре современный репертуар пополнился целым рядом новых спектаклей, среди них: премьеры опер «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева (партия Ольги), «Судьба человека» Ивана Дзержинского (Зинка), «Октябрь» Вано Мурадели (Лена).
Особое значение в работе над современным оперным репертуаром, безусловно, имело участие в первом исполнении на русской сцене гениальной оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Галина Олейниченко стала первой русской исполнительницей труднейшей и интереснейшей по вокальному материалу партии королевы эльфов Титании. Эта роль с лихвой напичкана всевозможными вокальными трюками, здесь используется по максимуму возможности этого типа голоса. Олейниченко с блеском справилась с поставленными задачами, и созданный ею образ по праву стал одним из центральных в спектакле, объединившем поистине звездный состав участников — режиссера Бориса Покровского, дирижера Геннадия Рождественского, художника Николая Бенуа, певцов Елену Образцову, Александра Огнивцева, Евгения Кибкало и др.
К сожалению, больше подобного подарка судьба не предоставила Галине Олейниченко, хотя у нее, конечно, были еще интересные работы, замечательные выступления.* Много внимания певица уделяла концертной деятельности, активно гастролировала по стране и за рубежом. Ее поездки начались сразу после победы в Тулузе, и за четверть века сольные концерты Олейниченко состоялись в Англии, Франции, Греции, Бельгии, Австрии, Голландии, Венгрии, Чехословакии, Китае, Румынии, Польше, Германии и др. Наряду с ариями из опер, входившими в ее театральный репертуар, певица исполняла на концертной эстраде арии из «Лючии ди Ламмермур», «Миньон», «Манон» Массне, колоратурные арии Россини, Делиба. Камерная классика представлена именами Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Баха, Шуберта, Листа, Грига, Гуно, Сен-Санса, Дебюсси, Глиэра, Прокофьева, Кабалевского, Хренникова, Дунаевского, Мейтуса. Нередко с концертной эстрады звучали в исполнении Олейниченко и украинские народные песни. Камерное творчество Галины Васильевны тесно связано с Ансамблем скрипачей Большого театра под управлением Юлия Реентовича — с этим коллективом она неоднократно выступала как в нашей стране, так и за рубежом.
После ухода из Большого театра Галина Олейниченко сосредоточилась на педагогической деятельности. Сегодня она — профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, в качестве наставника сотрудничает с программой «Новые имена».
Пожелаем же замечательной певице и педагогу крепкого здоровья и дальнейших творческих свершений!
Примечание редакции:
* Так, например, певица озвучила главные роли Иоланты и Марфы
в известных фильмах-операх Владимира Гориккера «Иоланта» (1963)
и «Царская невеста» (1964).
На фото:
Галина Олейниченко
Г.Олейниченко — Джильда
Г.Олейниченко — Марфа («Царская невеста»)