«Любовь к трём апельсинам» в Кёльне

«Любовь к трём апельсинам» в Кёльне
Оперный обозреватель

6 апреля 2001 года в оперном театре Кёльна состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам".

Музыкальная постановка: Грейм Дженкинс (Graeme Jenkins), режиссура: Мартин Дункан (Martin Dunkan), декорации и костюмы: Тим Хатли (Tim Hatley), хормейстер: Альберт Лимбах (Albert Limbach). Опера исполняется на французском языке.

Солисты:
Король Треф: Томас Томассон (Tomas Tomasson) - бас,
Принц: Александр Федин - тенор,
Принцесса Клариче: Клер Поуэлл (Claire Powell) - контральто,
Труффальдино: Колин Джадсон (Colin Judson) - тенор,
Фата Моргана: Далия Шехтер (Dalia Schachter) - сопрано,
Нинетта: Клаудия Рорбах (Claudia Rohrbach) - сопрано,
и другие.

"Любовь к трём апельсинам", прежде всего, протестует против романтической оперы и музыкальной драмы. Прокофьев пытается восстановить в правах оперу-буффа с её быстрым ритмом, спонтанностью и новыми решениями.

Сам композитор называет свою оперу "легковесёлой", имея в виду разнообразность героев: здесь есть Трагики и Лирики, Комики и Чудаки (о которых хочется сказать особо - в кёльнской постановке они изображаются с причёсками, как у Элвиса Пресли), присутствуют персонажи итальянской комедии дель арте.

Если говорить о моих личных впечатлениях, как музыканта и слушателя, то постановка удалась. Прекрасные декорации и костюмы делают зрелище очень красочным, технические эффекты дополняют сказочность происходящего. Темп постановки выбран очень хорошо, совершенно нет ощущения затянутости при довольно "заурядном" сказочном сюжете. Голоса певцов прекрасно подобранны и создают превосходный ансамбль. Основная нагрузка в этой опере ложится на актерскую игру, так как здесь нет ярких и запоминающихся музыкальных моментов (кроме знаменитого марша), традиционных арий, где певцы могут показать свой диапазон, мелодическая линия сложна и запутанна. Так же для многих певцов явно тяжело петь на французском языке. Однако, несмотря на эти трудности, они справляются с этой задачей. Хочется отметить удачную работу некоторых солистов. Роль Принца исполняет русский певец Александр Федин. Родился он в Москве, выступал в Большом театре. Победитель многочисленных конкурсов в Тулузе, Женеве и Барселоне, Федин пел в оперных театрах Берлина, Вены, Рима, Флоренции и др. Особенно запомнился также Колин Джадсон в характерной роли Труфальдино. Он просто блистает на сцене. Его великолепная игра вызывает массу эмоций в зале, артист прыгает, летает и бегает с мимикой шута или труса, и не смеяться невозможно, если учесть, что певец обладает весьма внушительными размерами. Из женских голосов стоит отметить Клер Поуэлл (Принцесса Клариче), которая тоже прекрасно справилась как с музыкальной, так и с актерской задачами.

Прочитав на следующий день в местной прессе рецензию Штефана Шмёэ, я была в недоумении. Попытаюсь кратко пересказать мнение автора статьи. Господину Шмёэ в принципе ничего особо в постановке не понравилось, он вообще начинает с того, что обвиняет Прокофьева в хвастовстве (?), якобы молодой Прокофьев зазнался, когда писал свою оперу, пытаясь сломать традиции "старой школы". На этом автор не останавливается и обвиняет теперь уже Дженкинса в том, что он как раз находился в поисках традиций "старой школы" в этой опере, вместо того, что бы попытаться понять замысел Прокофьева. Автор статьи считает, что в музыке оперы существуют как бы три иерархических уровня, которые, как в слоеном пироге, должны находиться один над другим - сказка о принце, который влюбляется в апельсины под воздействием чар злой волшебницы Фаты Морганы, борьба сил подземного царства и ссорящиеся любители театра, которые то и дело вмешиваются в действие на сцене. По словам автора, в кёльнской постановке эти "уровни" механически сосуществуют рядом. Не обошлось так же без претензий к певцам. По словам рецензента, несмотря на то, что многие пели хорошо, не хватало яркости в исполнении Далии Шехтер (Фата Моргана), и Клаудии Рорбах (Нинетта). И даже факт, что в конце представления в партер полетели оранжевые воздушные шары с надписью "Любовь к трём апельсинам - кёльнская опера", не понравился автору - он лишь цинично замечает, что публика осталась благодарной. В качестве итога Шмёэ констатирует, что сходить на оперу стоит, но ничего особо примечательного зрителя не ожидает. Я категорически не могу согласиться с последним.

Кёльн

От редакции:

Отечественным любителям оперы особенно интересно участие в этом спектакле Александра Федина, которого многие помнят по его выступлениям в Большом театре.

А.Федин родился в Москве в 1954 г. Окончил Московскую консерваторию (класс З.Соткилавы). Лауреат международных конкурсов в Тулузе (1984), Женеве (1985) и др. В 1983-90 гг. был солистом Большого театра. Пел здесь партии Юродивого, Ленского, Берендея, Альфреда, Альмавивы (Россини) и др. Выступал вместе с Е.Образцовой в ее постановке "Вертера" (1986, заглавная партия).

С 1990 года много выступает за границей. В 1991 году исполнил партии Герцога в берлинской Staatsoper, Итальянского тенора ("Кавалер розы") в венской Staatsoper. В 1994 году на Зальцбургском пасхальном фестивале пел Юродивого, в берлинской "Комише-опер" Альфреда. В 1995 в Кёльне пел партию Тамино. В 1997 Федин снова поет на Пасхальном фестивале в Зальцбурге (партия Андреса в "Воццеке"). В 1998 выступил в Страсбурге (Карл VII в "Орлеанской деве"). В последние годы часто поет в Кёльне.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ