Пезаро-2000: среди сомнений и восторгов

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

От Россиниевского фестиваля в Пезаро всегда ждут многого: спектакли фестиваля отличает традиционно высокий театральный и музыкальный уровень. Год 2000-ый не стал исключением: несмотря на сомнения, которые вызвала “Осада Коринфа”, две другие оперы, “Шелковая лестница” и “Золушка” были с искренним и заслуженным восторгом приняты публикой и критикой. Залы Пезаро, избранные для представления опер, идеально соответствуют жанрам опер знаменитого уроженца: старинный изысканный театр Россини (родившийся как театр Солнца в 1637-ом году) предназначен для серьезных, возвышенных творений, элегантный зал Педротти при местной консерватории (нечто вроде Малого зала Московской) хорош для постановок одноактных комических опер, а огромный чуть мрачный Палафестиваль распахивает свои двери самому большому числу зрителей, которые собираются послушать самые популярные оперы Маэстро.

“Осада Коринфа” – героическая опера, созданная Россини для Парижской Королевской Академии Музыки (читай – Гранд Опера) на основе более ранней неаполитанской оперы “Магомет II”. Это одна из опер, которые, несмотря на россиниевский ренессанс, не пробили себе дорогу на сцену (постановки и записи исчисляются единицами), но содержат немало страниц потрясающей музыки.

“Осада Коринфа” была написана Россини в 1826-ом году на волне всеобщей симпатии к борьбе греческого народа против турецкого завоевания, во имя которого сложил свою молодую и красивую голову лорд Байрон. Появление “Осады Коринфа” на Россиниевском фестивале-2000 вызвало в зале шум возмущения, который не часто приходится слышать. Зрители скандировали фамилию режиссера Марио Кастри (дебютанта в оперном театре) и стучали ногами. Все дело в несоответствии торжественного патриотического тона оперы и почти иронического тона режиссуры, подкрепленной не слишком интересной сценографией Маурицио Бало: на сцене зеленый газон с кипарисами и поваленными капителями белых колонн, которые во втором акте (приготовления к бракосочетанию Памиры и Магомета) уступают место жеманным красным диванам эпохи Реставрации, а в третьем – могильным плитам кладбища, где погибнут последние защитники Коринфа. Действие оперы перенесено из пятнадцатого столетия во времена Россини, и элегантно одетые греческие дамы угрожают наступающему врагу зонтиками. Кастри иронизирует над парижанами, которые в столице мира, променявшей Революцию на Реставрацию, демонстрируют пылкие чувства по отношению к грекам (и другим народам), отстаивающим национальную независимость. Но, помимо тона, режиссерской “руки” больше не чувствуется, спектакль статичен и скучноват. Да и противоречие между полной драматизма музыкой и шутливой интонацией режиссера слишком очевидно. Его несколько сглаживают певцы, среди которых прославленная американская звезда Рут Энн Свенсон в роли Памиры, подарившая слушателям немало волнующих минут. Стефен Марк Браун в роли отца Памиры Клеомена и молодой Джузеппе Филианоти в роли влюбленного в нее Неокла состязаются в красоте звука и виртуозности (россинивские фиоритуры не всегда дают себя укротить), создав при этом гуманные образы защитников Коринфа. Более бледное впечатление производит чуть грубоватый Микеле Пертузи в роли султана Магомета. Оркестр Национальной Оперы Лиона под управлением Маурицио Бенини в союзе с потрясающим Пражским камерным хором в состоянии дать почувствовать красоту и глубину музыки позднего и серьезного Россини, хотя энергичное прочтение партитуры лишено каких-либо тонкостей.

На следующий день в прелестном зале Педротти разыгрывают маленькую комическую оперу “Шелковая лестница”. И тут уж нет ни разногласий, ни стука ногами – исполнители на сцене, а публика в зале предаются беззаботной и отчаянной игре со счастливым концом. “Шелковая лестница” – одна из одноактных опер, написанных Россини для венецианского театрика Сан Моисе, с которых Маэстро начал свою ослепительную карьеру. Надо ли говорить, что в основе оперы – французский источник, где фигурируют ворчливый опекун, ловкая барышня, тайный супруг, сердцеед, глупый слуга и так далее? “Шелковая лестница” – прямая наследница старших сестер - “Свадьбы Фигаро” и “Тайного брака”.

Взвившийся занавес в виде паруса, по которому бегут барашки-облачка, открывает грациозную декорацию комнаты главной героини Джулии - прехорошенькой и решительной плутовки, этакой сестрицы Розины из недалекого “Севильского цирюльника” (художник Бруно Гарофало). В этой комнате отсутствуют потолки и двери, а с потолка подглядывают амурчики. Всё помогает тайно обвенчанному с Джулией (Элизабет Норберг-Шульц) молодому Дорвилю (Антонино Сирагуза) проникать в покои молодой супруги, которая сбрасывает ему из окна шелковую лестницу. Но вот на горизонте появляется Блансак (Лоренцо Регаццо), предназначенный Джулии в мужья опекуном – и идиллические ночные встречи трансформируются в домашнюю бурю, в которой немало повинен дурак-слуга Джермано (Альфонсо Антониоцци), который никак не может проникнуть в замыслы своей госпожи, мечтающей избавиться от Блансака, соединив его узами брака с кузиной Лучиллой (Клаудия Марки). Так, что прежде, чем две пары счастливо и окончательно соединятся, мы станем свидетелями недоразумений, игры в прятки, ночных свиданий, на которые претенденты на женские сердца прибудут с помощью все той же шелковой лестницы. Режиссер Лука Де Филиппо немало и плодотворно потрудился, чтобы заставить вас умирать от смеха и удовольствия. В союзе со всеми участниками этой театральной шутки, обладателями подлинно колоратурных сопрано, теноров, басов, обрушивающих на вас каскады россиниевских рулад, он находит неповторимые детали поведения для каждого. Как не улыбнуться полным важности и петушиного шика проходкам Блансака, одетого в немыслимый алый фрак? Или кокетству Лучиллы, которая под смиренной пелеринкой обнаруживает соблазнительные сияющие белизной плечи? Или глупости Джермано, который всякий раз оказывается в не том месте в не тот момент?

Восхитительный вечер делает еще более восхитительным присутствие за пультом вечно юного маэстро Альберто Дзедды, под руками которого россиниевские звуки “кипят, текут, горят, как поцелуи молодые” (великолепна сыгранная в вихревом темпе популярная увертюра). Два часа пролетают, как пять минут.

В этом году в огромный и несколько мрачный Палафестиваль вернулась “Золушка” 1998-ого года, снискавшая с участием Веселины Казаровой оглушительный успех. Эта “Золушка” завоевывает ваше сердце прежде, чем зазвучат первые ноты. Замечательная театральная художница Маргерита Палли строит удивительную декорацию: видимо, учитывая, что дворец Золушкиного отца “в агонии”, она организует пространство в виде огромного чердака, где нашли приют многочисленные диваны, комоды и столы, некогда украшавшие богатые салоны. Есть здесь и большой камин, около которого Золушка проводит в хлопотах немало времени и из которого в буквальном смысле свалится Алидоро. Между бесчисленными предметами мебели, на разных уровнях разыгрываются забавнейшие мизансцены, сочиненные мэтром итальянского театра Лукой Ронкони. В начале оперы две злюки-сестрицы и их папаша спят на диванах. Дона Маньифико не способно разбудить даже явление хора с чудесным известием, и сестры, спешащие сообщить ему радостную новость, опрокидывают друг друга на диваны, благо в них нет недостатка. Обыграно все: каждая ступенька, каждая площадка. Во втором действии Дандини удается ускользнуть из слишком цепких объятий разгоряченных сестриц, спрыгнув на более низкую площадку.

Это вечная “Золушка”, без привязки к определенному времени: буффонные персонажи носят фантастические парики и гротескные камзолы, а на Принце надето нечто вроде военной формы, лазурно-золотые интерьеры дворца не противоречат старинному автомобилю, из которого вылезает лопающийся от важности камердинер Дандини в парике цвета пшенной каши. Певцы, один великолепнее другого, полностью вовлечены в эту умную и одухотворенную, и в то же время острую и гротескную игру. Не знаешь, кому отдать предпочтение: теплой, невинной, сладкоголосой Золушке Сонии Ганасси или акробатическому тенору Хуану Диего Флоресу (которому зал устраивает нескончаемую овацию после виртуозной арии), и кого выбрать между двумя блистательными комическими басами: Бруно Пратико в роли Дона Маньифико или Роберто Де Кандиа в роли Дандини. Замечательна, полна умной иронии работа молодого певца Николы Уливьери –Алидоро. Хороши и две сестрицы – Екатерина Морозова и Сония Прина. Этот ослепительный праздник театра и музыки, который вы никогда не забудете, помогают создать и оркестр Болонского театра Комунале во главе с дирижером Карло Рицци и Пражский камерный хор.

Помимо опер, фестиваль предлагает серию концертов бельканто с участием Роберто Де Кандиа, Бруно Пратико, Микеле Пертузи, Даниэлы Барчеллоны, Хуана Диего Флореса и Сонии Ганасси. Цикл “Серенады” в старинном замке Новилары способен удовлетворить любой вкус: в нем звучит музыка от Баха и до Пьяццоллы. Вечер в театре Россини “Ah! Qual notte” посвящен “великим сценам бельканто” для сопрано и меццо-сопрано. В нем звучат прославленные дуэты из опер Ваккаи, Россини и Беллини в исполнении Эвы Меи и Даниэлы Барчеллоны. Поклонники фортепиано имеют возможность услышать знаменитого пианиста Маурицио Поллини. Кроме того, муниципалитет Пезаро организует целую серию инициатив “вокруг фестиваля”: это выставки, связанные с именем Россини и его современников, а также выставки живописи и скульптуры.

Так что, несмотря на неприветливый прием со стороны публики и критики “Осады Коринфа”, этот спектакль можно считать маленькой ложкой дегтя в большой бочке меда. Если вернетесь в Пезаро, маленький приморский город, в котором родился Джоаккино Россини, не разочарует.

Для справки:

"Осада Коринфа" - мировая премьера - 1826, Париж. "Гранд-опера". (2-я редакция более ранней оперы "Магомет II", 1820, Неаполь, театр "Сан-Карло"). Главные партии исполняли выдающиеся певцы Лаура Чинти-Даморо (Памира) и Адольф Нурри (Неокл). В России была поставлена впервые в 1830 в Петербурге. В 1831 шла в Большом театре в Москве. В наши дни ставится не часто (среди лучших постановок - спектакль 1969 года в "Ла Скала" с участием Беверли Силс, Мерилин Хорн, Франко Бонизолли, Хустино Диаса). В оригинальной версии партию Неокла исполняет тенор, однако в наше время существует также традиция поручать ее меццо-сопрано (М. Хорн, Ш. Верретт и другие).

"Золушка" - мировая премьера -1817, Рим. Театр Валле. В заглавной партии (Анджелины) выступила знаменитая певица Джельтруда Джорджи-Ригетти, первая исполнительница партии Розины в "Севильском цирюльнике". В России опера была поставлена в 1820 году в Петербурге на сцене Большого театра. Среди лучших современных постановок спектакль Ж.-П. Поннеля, который был показан театром "Ла Скала" в 1974 году в Москве (солисты: Л. Валентини-Террани,У. Бенелли, П. Монтарсоло, Э. Дара и др.).

"Шелковая лестница" - мировая премьера - 1812, Венеция. Театр "Сан Моисе". В России поставлена в 1999 году в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. Покровского. Среди лучших современных постановок спектакль 1988 года на фестивале в Пезаро. Главные партии исполняли Л. Серра (Джулия), Ч. Бартоли (Лучилла), В. Маттеуцци (Дорвиль).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ