Коротко о разном

Тайна Риты Штрайх приоткрыта!

В прошлом году мы опубликовали интересную статью депутата государственной думы Владимира Рыжкова, посвященную немецкой певице Рите Штрайх, блиставшей в середине века на оперных сценах мира. Загадка ее рождения взволновала автора до глубины души. Еще бы! Штрайх - землячка депутата, родилась в Барнауле. Однако, долгое время ничего более, кроме этого лаконичного факта, столь часто повторявшегося самой певицей, известно не было. Рыжков инициировал в родном городе архивные изыскания, дабы обнаружить что-либо конкретное.

И вот, усилия вознаграждены! Как сообщает местная пресса, в Государственном архиве Алтайского края среди материалов Управления во эвакуации населения, действовавшего в 20-е гг. при Губисполкоме, в конце марта нынешнего года найдены документы, подтверждающие факт рождения знаменитой оперной примадонны в Барнауле.

Ее отцом действительно был немецкий военнопленный времен Первой мировой войны. Его звали Бруно Штрайх. Мать певицы - русская, Анфия Ивановна Алексеева. Спустя восемь месяцев после рождения дочери семья покинула Барнаул. Пока это все, что удалось разыскать. В городе планируется создание музея Риты Штрайх, в котором будут экспонироваться фотографии и документы, касающиеся ее жизни.

По материалам газеты «Алтайская правда» от 27 марта 2002 г.

На фото: Р.Штрайх

«Королева фей» Пёрселла в России

21 апреля в Концертном зале Чайковского состоялась российская премьера «Королевы фей» Генри Пёрселла.
Мы предлагаем читателям небольшой пресс-релиз, посвященный постановке этого сочинения, предоставленный редакции организаторами проекта:

Знакомство с этой музыкальной феерией произошло благодаря коллективу Московской филармонии - Ансамблю солистов «Мадригал», возглавляемому известной камерной певицей, первой исполнительницей многих сочинений, как старых мастеров, так и композиторов ХХ века, Лидией Давыдовой. В премьере приняли участие Андрей Иков(труба), Леонид Гурьев(труба), Юрий Борисов (контратенор) и Ася Гречищева (теорба), а также хор театра старинной музыки и оркестр МГУ, дирижер Константин Науменко. Режиссер спектакля - Екатерина Поспелова.

Генри Перселл, завершивший блестящий период английского музыкального Ренессанса, создал свой собственный стиль, объединив достижения полифонической школы предшественников и черты нового гомофонно-гармонического мышления. Именно сценические произведения, относящиеся к последним годам жизни, стали вершиной его творчества. Причем оперой можно назвать лишь одно из них - «Дидону и Энея», остальные же, включая «Королеву фей», относятся к жанру semi-opera («полуопера») и, фактически, представляют собой музыку к спектаклям. Премьера «Королевы фей» состоялась в Лондоне в 1692 году. К этому времени пьеса Шекспира имела уже почти столетнюю историю и была переделана сообразно с традициями эпохи Перселла - с усилением зрелищного элемента. На сцене появились многочисленные новые персонажи - боги, богини, нимфы, пастухи, обезьяны, китайские танцовщики, четыре времени года. Собственно, от оригинального сюжета осталось немного, фактически же спектакль был превращен в развлекательное представление с фрагментами шекспировской комедии.

«Мы объединяем на одной сцене музыку и драму, современный, всеми узнаваемый антураж дачного домика и таинственный одухотворенный мир леса, населенного волшебными существами. Современные люди с их бурными страстями и кратким веком сосуществуют на сцене с бессмертными духами, полными мудрой иронии и снисходительно юмора по отношению миру людей».

«Королева фей» - самое масштабное произведение Перселла для театра. Сюжет дал простор воображению композитора, продемонстрировавшего всю свою изобретательность. Скорбные, даже трагические страницы партитуры сочетается с буфонными эпизодами, жанровые сцены - с выразительными лирическими фрагментами.

Вот как характеризует данный проект музыкальный обозреватель Екатерина Бирюкова (журнал «Афиша»):

Начинающий режиссер Екатерина Поспелова, взявшаяся поставить полуоперу Перселла «Королева фей» (1692), традиционным для исполнителей старинной музыки перфекционизмом не страдает. Она не требует настоящего барочного театра с дорогостоящей машинерией, жильных струн на скрипках, музейных покроев платьев и уж тем более - безоглядной верности партитуре: «Мне кажется, иногда музыканты хотят переперселлить Перселла, трясутся над каждой нотой. Но ведь его оперы создавались по заказу. И если бы какой-нибудь влиятельный человек с деньгами сказал бы ему: «Давай сделай мне то же самое, только переставь номера», - Перселл бы не отказался, а охотно бы все сделал. Мне кажется, если человек владеет материалом и любит его, он может и поиграть с ним».

Для настоящих аутентистов такие слова - прямо крамола какая-то. Даже страшно такое себе представить. Но Катя, воспитанная в традициях шарад и домашнего театра, считает, что любой материал можно перекроить, как хочется, и из любых подручных средств что-нибудь да придумать. Нет правильных старинных труб в оркестре? И обойдемся. Сто долларов на декорации? Нормально. Можно купить целую машину спанбонда (это такой дешевый гигроскопичный материал, из которого делают памперсы и прокладки для мебели) и обмотать им весь Зал Чайковского. Скучны у господина Перселла иные фрагменты? Купируем или поменяем что-нибудь местами (кому какое дело: «Королеву фей» ведь в России все равно никто не видел и не слышал). Все оперные персонажи далеки от реальной жизни (сплошные боги, духи, нимфы, лебеди, китайцы и зеленые человечки)? Тоже не проблема. Можно обратиться к первоисточнику, шекспировскому «Сну в летнюю ночь», и вытрясти оттуда «человеческий» сюжет на русском языке…

Далее Е.Бирюкова приводит слова режиссера, сказанные накануне премьеры. Они достаточно полно раскрывают замысел спектакля:

«…У нас будет линия людей, она взята мною из Шекспира, и линия духов, она есть в опере. Петься все будет по-английски, а драматические сцены будут идти по-русски …> Эту пьесу Шекспира, - признается режиссер, - я всегда обожала за то, что это совсем про меня, пятнадцатилетнюю, которая приезжала на дачу. Нас там было четыре или шесть человек, и все выясняли свои сложные взаимоотношения, которые обычно и на поверхность-то не выходили, а оставались на уровне игры в бадминтон». Редакция

На фото:
Ансамбль «Мадригал»

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ