Брин Терфел — гигант оперы

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Певец Брин Терфел “есть” Фальстаф. Не только потому, что блестяще интерпретировал этот персонаж под управлением Клаудио Аббадо на недавно вышедшем диске. Он настоящий Фальстаф. Достаточно взглянуть на него: христианин из Уэльса двухметрового роста и весом более ста килограммов (сам он определяет свои размеры так: 6,3 фута и 17 камней), свежее лицо, рыжие растрепанные волосы, немножко сумасшедшая улыбка, напоминающая улыбку пьяницы. Именно таким Брин Терфел запечатлен на обложке своего последнего диска, выпущенного фирмой Grammophone и на афишах спектаклей в театрах Вены, Лондона, Берлина и Чикаго.

Ныне, в 36 лет*, вместе с маленькой группой сорокалетних, в которую входят Чечилия Бартоли, Анжела Георгиу и Роберто Аланья, он считается звездой оперы. Терфел совсем не похож на звезду, он скорее напоминает игрока в регби (“центровой в третьей линии, майка под номером восемь”, - уточняет певец с улыбкой). Однако его репертуар баса-баритона один из самых рафинированных: от романтических Lied до Рихарда Штрауса, от Прокофьева до Легара, от Моцарта до Верди.

И подумать только, что до 16 лет он едва говорил по-английски. В уэльских школах преподается родной язык, и английский проникает в умы и уши только через телевизионные программы. Но юношеские годы Терфела, даже в сравнении с биографиями многих его коллег, кажутся прошедшими в стиле “naif”. Он появляется на свет в крошечной деревушке, состоящей всего из восьми домов и церкви. На заре помогает отцу отводить на выгон коров и овец. Музыка входит в его жизнь по вечерам, когда жители восьми домов собираются, чтобы поболтать. В пятилетнем возрасте Брин начинает петь в хоре родной деревни вместе с отцом-басом и матерью-сопрано, учительницей в школе для детей-инвалидов. Потом приходит время местных конкурсов, и он показывает себя молодцом. Те, кто его слышат, убеждают отца отправить его в Лондон, учиться в престижной Гилдхоллской школе музыки. Великий дирижер Джордж Шолти слышит его во время одной телевизионной передачи, и приглашает на прослушивание. Полностью удовлетворенный, Шолти предлагает Терфелу небольшую роль в моцартовской Свадьбе Фигаро (именно на постановке этой оперы молодой певец знакомится с Ферруччо Фурланетто, с которым его по сей день связывает большая дружба и который заражает его страстью к спортивным машинам и вину Фраголино).

Публика и дирижеры начинают все больше ценить Терфела, и, наконец, приходит время для сенсационного дебюта: в роли Иоканаана в Саломее Рихарда Штрауса, на Зальцбургском фестивале в 1992-ом году. С того момента самые престижные дирижерские палочки мира, от Аббадо до Мути, от Ливайна до Гардинера, приглашают его петь с ними в лучших театрах. Несмотря ни на что, Терфел остается нетипичным персонажем. Его крестьянская простота - самая яркая его черта. В турне за ним следуют группы настоящих друзей-поколонников. На одну из последних премьер в Ла Скала они прибыли в количестве более или менее семидесяти человек. Ложи Ла Скала украсились бело-красными знаменами с изображением красного уэльского льва. Поклонники Терфела напоминали hooligan, агрессивных спортивных болельщиков. Они навели страх на традиционно строгую публику Ла Скала, которая решила, что речь идет о политической манифестации Лиги - партии, которая борется за отделение Севера Италии от ее Юга (впрочем, Терфел не скрывает обожания, которое он испытывает по отношению к двум великим футболистам прошлого и настоящего: Джорджу Бесту и Райану Гиггсу, естественно, уроженцам Уэльса).

Брин ест макароны и пиццу, любит Элвиса Пресли и Фрэнка Синатру, поп-звезду Тома Джонса, с которым он пел дуэтом. Молодой баритон относится к категории музыкантов “cross over”, которая не проводит границы между классической и легкой музыкой. Его мечта - организовать в Уэльсе музыкальное мероприятие с участием Лучано Паваротти, Ширли Бассет и Тома Джонса.

Среди дел, которыми Брин не может пренебречь, - членство в живописном клубе бардов в его деревне. Он попал туда “за заслуги”. Глубокой ночью члены клуба одеваются в длинные белые наряды и на заре идут разговаривать с менхирами, огромными вертикальными камнями, оставшимися от преисторических цивилизаций.

Риккардо Ленци
(Журнал L’Espresso, 2001 г.)
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной.

* Брин Терфел родился в 1965 году. Дебютировал в Кардиффе 1990 году (Гульельмо в «Так поступают все» Моцарта). Выступает на ведущих сценах мира (прим. ред.).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ