Жестокий ураган и «севшие» голоса

Торре дель Лаго — 2001

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В июне-июле месяце мы опубликовали ряд статей о предстоящих летних оперных фестивалях. Теперь пришла пора рассказывать уже о свершившихся форумах. Первый материализ Италии нам прислала Ирина Сорокина. Он посвящен пуччиниевскому фестивалю в Торре дель Лаго. Предлагаем его Вашему вниманию.

В обстановке бури стартовал традиционный фестиваль в Торре дель Лаго, на берегу обожаемого автором "Богемы" и "Тоски" мелководного озера Массачукколи. За несколько часов до премьеры "Турандот" на Версилию (так называется этот уголок Тосканы) обрушился страшной силы ураган, который опрокинул и повредил декорации, подставив под угрозу срыва озерные спектакли. "Турандот" началась почти с сорокаминутным опозданием.

Выбор последней оперы Пуччини очень часто неудачен сам по себе, так как певцов, способных выступить в ролях протагонистов, можно пересчитать по пальцам. В Италии на роль Турандот неизбежно приглашение американки Александры Марк или неаполитанки Джованны Казоллы (единственной итальянки, кроме, пожалуй, Франчески Патане, которая в состоянии выдержать заглавную партию). В Торре дель Лаго мы услышали Казоллу. В роли Калафа обычно ожидают ветерана Николу Мартинуччи или Кристиана Йоханссонна. Имя Гегама Григоряна на афише породило радостное ожидание. Оно не оправдалось.

Спектакль Роберто Лаганa Маноли (режиссера, сценографа, художника по костюмам и свету) заворожил глаз, хотя и не стал источником особенных открытий. Сказочный Пекин незапамятных времен предстал роскошным и призрачным, пылающим в алых тонах заката... или крови, которая так обильно пролилась в городе по воле ледяной принцессы Турандот. Единая установка на все три акта с использованием красных панелей, витражей с изображением павлинов по бокам центральной лестницы ни разу не утомила зрения, но сверкала разными гранями благодаря световым эффектам, искусному движению масс и остроумным мизансценам. В первом действии оригинальной и волнующей была сцена казни несчастного персидского принца, развернувшаяся за красным занавесом, скрывшим от зрителей подробности жестокого конца, но живописно-статуарная и оставившая простор фантазии. Второй акт, статичный (но таков он и у Пуччини), явил сцену, залитую ярким светом, и заставил любоваться деталями костюмов, действительно поражающих красотой и богатством фантазии их создателя. Третий открылся поэтической картиной ночного города: исчезли роскошные витражи и торжественная лестница, остались только фонари, теплый и негромкий свет которых заставил подумать о распахнутых окнах, к которым, возможно приник "народ Пекина", в ожидании новостей, радостных или жестоких... Спектакль Лаганa Маноли, откровенно взывающий к сказке, притягивал поэтичностью, а не драматизмом. Визуальная сторона оказалось самой сильной в "озерной" "Турандот": ибо те, которым было поручено музыкальное ее воплощение, в тот вечер явно были не в форме.

Звучание оркестра, неуверенное, а часто просто хаотичное, вызвало печальное недоумение. Трудно сказать, чья в этом вина: оркестра или дирижера. Оркестр можно было счесть недостаточно подготовленным, но точно такое же впечатление произвел Альберто Веронези: дирижер без ярко выраженной индивидуальности, но могущий предложить вполне корректное прочтение партитуры (что доказала его "Тоска" в прошлом сезоне). На этот раз жест Веронези был "разорванным", малопонятным, растерянные оркестранты в отдельных местах оперы сыграли меньше половины положенных по партитуре нот. Немногим лучше выступил хор, испытывавший трудности в верхнем регистре, и попросту не слышно было хора детского.

С певцами, возможно, сыграла дурную шутку высокая влажность вечера премьеры: так, Гегам Григорян, доставивший удовольствие свежестью тембра в начале оперы, во втором и особенно третьем актах (знаменитая ария Nessun dorma) сорвался на крик и допустил явные погрешности в интонации, создав ощущение безграничной вокальной усталости. Если бы в "Турандот" было четвертое действие, Григоряна пришлось бы срочно заменить.

Джованна Казолла, хоть и продемонстрировала уверенное владение труднейшей и напряжённейшей партией, подобно Григоряну, срывалась на крик и казалась слишком усталой. При таком состоянии обоих протагонистов трудно говорить об интерпретации.

Что касается роли Лиу, то она столь прекрасна и трогательна, что почти невозможно найти полностью неудовлетворительную исполнительницу. Фестиваль в Торре дель Лаго не оказался исключением: роль Лиу исполнила китайская певица Ксиу Вей Сун, очаровательная внешне, но с сильной тремоляцией в голосе, что, конечно, навредило и без того неудачному исполнению. Достойно пел Тимура болгарский бас Николай Биков, а в трио министров отличился обладатель светлого и разящего баритона Доменико Бальцани.

Вторым спектаклем в афише была "Тоска" в постановке Бени Монтрезора, спектакль, дебютировавший в прошлом году в связи со столетним юбилеем "римской оперы" Пуччини. Об этом спектакле, вызвавшим у критиков негативные оценки, мы подробно уже писали в журнале "Музыкальная жизнь" и в газете "Мариинский театр" - "Окно в Европу" в прошлом году. Напомним о нем в нескольких словах. Монтрезор заявил, что хочет добиться атмосферы "более напряженной, более чувственной, более драматичной" и с этой целью отказался от олеографических мест действия оперы, не избежав, впрочем, присутствия на сцене "cupolone" (купола собора Святого Петра). "Озерная" "Тоска" предстала облаченной в жесткие прямые формы и глухие оттенки красного цвета. Красные панели, перемежающиеся с мутными зеркалами, вместе с бессчетным количеством свечей, горящих на алтаре и потом - на письменном столе Скарпиа, порождали ощущение чего-то замкнутого, душного, монотонного. Впрочем, с малоинтересным оформлением и скучной атмосферой можно было примириться. Гораздо хуже были режиссерские "изобретения": как, например, портной, который примерял на Скарпиа парадный наряд епископа и его тиару, или разбросанные вокруг площадки, на которой примет смерть Каварадосси, тела узников, которые, "ожив" после знаменитой арии, ползком подобрались к этой самой площадке и стянули с нее пепельно-серую ткань, под которой обнаружилась белая поверхность (на естественный вопрос - что бы это значило - не смог ответить ни один итальянский критик, сидящий рядом со мной, а среди них были люди с большим именем и необъятным опытом посещения театра).

В нынешнем году "Тоска" улучшилась: роль "портного" была малозаметна, а состав исполнителей значительно превзошел по качеству премьерный спектакль, хотя и не был вполне удовлетворительным. Достойного профессионала Норму Фантини заменила Даниэла Лонги (для нее это первое выступление в роли Тоски). Лонги очень ровно провела трудную партию, драматическая насыщенность которой оказалась ей вполне по плечу. Возможно, это была слишком зрелая Тоска: мне лично не хватало свежести как в голосе, так и в сценическом поведении. Кроме того, режиссер и гример не сделали ничего, чтобы представить в выигрышном свете красивую внешность певицы: высокой, с копной темных волос и выразительными зелеными глазами.

Испанский тенор Игнасио Энсинас, наделенный неплохим, хотя и не выдающимся голосом, достойно пропел первую арию, за что был награжден горячими аплодисментами. Но в течение оперы не раз срывался на крик, в худших традициях представлений о веристской опере, что повредило образу изображаемого им героя.

Барон Скарпиа в исполнении американского баритона Дэвида Питтмана-Дженнигса предстал несколько карикатурным. Певец изо всех сил пытался представить своего героя существом демоническим, но преувеличенная мелодраматичность жестикуляции и прыжки вслед за Тоской, как две капли похожие на прыжки настигающего жертву кота, придали начальнику римской полиции откровенно пародийный оттенок. Подобно тенору, баритон довольно часто "покрикивал": поразительной силы пуччиниевская декламация оказалась выше его возможностей интерпретатора.

Дирижер Андреа Ликата заставил с облегчением вздохнуть после хаотического звучания и недостающих нот в предшествующей "Турандот": под его руками оркестр "собрался", зазвучал крепко и компактно. В этой "Тоске" не было особых откровений, но был профессионализм.

Сорок седьмой фестиваль на берегу озера Массачукколи не стал исключением в ряду фестивалей последних лет. Когда-то - давно - на озерных берегах появлялись дирижеры и певцы, имена которых вписано золотыми буквами в историю исполнительства. В недалеком прошлом фестиваль познал очень трудные времена, когда летние встречи с Пуччини были заменены зимними в здании кинотеатра в городке Виареджо (его частью является Торре дель Лаго). Сегодня, в первый год нового века, фестиваль в Торре дель Лаго может быть отнесен к категории провинциальных, невысокого музыкального уровня. Все дело в отсутствии необходимых средств и должного интереса к мероприятию со стороны городских властей Виареджо - одного из самых знаменитых и престижных морских курортов в Италии. За дело должны были бы взяться туроператоры, создав туристские пакеты, включающие посещение озерного театра. А пока критик горько улыбается, а публика мирится с уставшими голосами и наспех собранным оркестром.

Торре дель Лаго — Верона

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ