Концерт для оркестра с голосом

Концерт для оркестра с голосом
Оперный обозреватель

Екатерина Губанова с недавних пор в России редкий гость: с 2005 года она активно выступает на сценах мировых оперных театров (Metropolitan opera, Парижская опера, La Scala и др). В столице русское меццо дала концерт 18 февраля в рамках абонемента «Звезды мировой оперы в Москве».

Программа концерта делилась ровно на две части: первое отделение – музыка русских композиторов (Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский); второе – зарубежных (Берлиоз, Гуно, Верди).

Открыла концерт увертюра к опере «Царская невеста» и песня Любаши из первого действия. Эта ария поется практически а капелла и у певицы была возможность показать свой голос как бы «в чистом» виде.

Полная драматизма и лиричности одновременно, передающая глубокую национальную сущность русской души музыка Римского-Корсакова нашла совершенно необычайное воплощение в исполнении Губановой. Это было полное перевоплощение, неожиданная в самом начале рецитала драматическая его вершина.

Ария Марины Мнишек («Скучно, Марине, ах, как скучно-то!») получилась у певицы в меньшей степени, но важно, что голос Губановой достаточно пластичен, поэтому ей удалось, пожалуй, самое важное для исполнителя – быть разной. Дело не только в настроении, но и в голосовой интонации, характеризующей героев. Завершила галерею контрастных образов первого отделения ария Иоанны («Да, час настал!») из «Орлеанской девы». Прямо скажем, не самая убедительная из трех представленных. Правда дело касалось не только самой исполнительницы, но и сопровождающего ее оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Как и многим другим русским дирижерам, Симонову довольно трудно сдерживать аккомпанирующий состав и подстраивать его звучание под исполнителя, что создает технические трудности для певца. Губанова, при довольно солидных голосовых данных, все же с трудом покрывала оркестр, и те усилия, которых можно было избежать, неприятно создавали ощущение не музицирования, а борьбы за первенство.

Вторая часть концерта открылась менуэтом блуждающих огоньков из второй части драматической легенды «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза и романсом Маргариты из четвертой части этой легенды. «Европейская» часть концерта у Губановой вышла куда менее красочно, во-первых, потому, что певица явно не специалист в области французского романтизма. Куплеты Зибеля из «Фауста» прозвучали так же однообразно, неинтересно, как и берлиозовский романс Маргариты.

Завершила программу вечера ария Эболи из четвертого действия оперы «Дон Карлос», как оказалось – самая непосильная для певицы на сегодняшний день. Насыщенный, темпераментный образ испанской принцессы Губановой не удался. Ария прозвучала довольно неубедительно: было ощущение, что певица не созрела технически и драматически для этой роли, даже несмотря на то, что в репертуаре у нее эта партия уже есть, и достаточно давно.

Что касается технической стороны исполнения, то следует отметить, что у певицы довольно неуверенные «низы», что, конечно же, в какой-то степени обеднило образы некоторых героев (Эболи, Зибель). Но в целом, Губанова показала себя многообещающей и перспективной певицей.

Роль оркестра в этот вечер была чуть ли самой главной: крупные музыкальные фрагменты превосходили по объему вокальную часть концерта. Под артистическим управлением Симонова музыканты явно почувствовали свободу, и взяли на себя, пожалуй, слишком много. Временами музыка звучала настолько громко, что певицу не было слышно вообще, что конечно недопустимо и не профессионально в рамках все-таки вокального вечера (напомним, что это – абонементный концерт из серии «Звезды мировой оперы»). Сольные свои части оркестр отыграл также громогласно, но достаточно грамотно. В этот вечер, собственно, как, впрочем, и всегда хотелось бы больше вокала, но его не было. Зато были добротные бисы. Губанова бравурно исполнила «Песнь полководца» из вокального цикла Мусоргского и арию Леоноры из «Фаворитки» Доницетти, чем смогла реабилитировать себя в глазах тех, кому пришлось не по душе исполнение второй части концерта. Подарок щедрый и вполне соответствовавший ожиданиям голодной до бельканто публики.

На фото (© Наташа Разина / Мариинский театр):
Екатерина Губанова

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ