Зальцбург как миф и его оперные мифы (окончание)

Чечилия Бартоли принимает эстафету Salzburger Pfingstfestspiele

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Неожиданный постскриптум… Или ожидаемый?

После того, как на страницах нашего Интернет-журнала была опубликована первая часть материалов о Зальцбургском фестивале нынешнего года, из его пресс-службы поступило информационное сообщение относительно нового назначения художественного руководиля Salzburger Pfingstfestspiele, мини-фестиваля, ежегодно проходящего на Троицу и являющегося своеобразным музыкальным «разбегом» в преддверии основной (летней) фестивальной программы. Нити организации и управления обоих названных институтов находятся в одних и тех же руках – и, как уже отмечалось, в 2007–2010 годах их художественным руководителем в одном лице был Юрген Флимм.

Именно в 2007 году в рамках Pfingstfestspiele и стартовал пятилетний цикл «Неаполитанская школа», задуманный и планомерно осуществляемый Риккардо Мути. В сезоне 2011 года, переходном от Юргена Флимма к Александру Перейре, ко времени которого первый уже ушел, а второй еще не пришел, представление проекта Мути вступит в завершающую фазу.

Как известно, Александр Перейра, нынешний директор Цюрихской оперы и будущий интендант Зальцбурга, фестивальную погоду будет здесь делать, лишь начиная с сезона 2012 года, однако уже сейчас он принял решение выделить должность художественного руководителя Pfingstfestspiele в отдельную штатную единицу и совсем недавно утвердил соответствующее назначение. Предлагая нашим читателям познакомиться с собственным переводом полного текстапресс-релиза, связанного с этим событием, его содержание – как в отношении некоторых оценок творчества представляемой персоналии, носящих явно рекламный характер (что ж, таков жанр PR-публикации), так и в отношении некоторых, на мой взгляд, спорных музыковедческих моментов – оставляю без каких-либо комментариев. Публикуемый текст совместно составили руководитель пресс-службы Зальцбургского фестиваля Улла Кальхмайр и пресс-референт отдела маркетинга и PR Цюрихской оперы Лука Калаш.

20 сентября 2010 года
Salzburger Festival / Salzburger Pfingstfestspiele
Пресс-релиз

Чечилия Бартоли принимает эстафету Salzburger Pfingstfestspiele с 2012 года

Будущий интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра назначил Чечилию Бартоли на пост художественного руководителя Salzburger Pfingstfestspiele с сезона 2012 года.

Александр Перейра: «Я чрезвычайно доволен тем, что длительное сотрудничество Чечилии Бартоли с Зальцбургом, которое оказалось таким плодотворным в прошлом, сможет теперь войти в новое русло. Поразительная смелость, которая характеризует работы Бартоли с позиций их высокого качества и творческой фантазии, заставили меня просить ее на период моего интендантства стать художественным руководителем Salzburger Pfingstfestspiele и содействовать его концептуальному и репертуарному планированию, начиная с 2012 года. В дополнение к ее барочным и классическим проектам, Чечилия на протяжении последних лет сделала весомый вклад и в репертуар бельканто. И поэтому наша с ней совместная работа, вопреки кое-где уже успевшим появиться мнениям, не будет ограничена лишь барочными опусами, но распространится на все многогранные сферы художественных устремлений, к которым она не перестает проявлять такую деятельную приверженность».

Чечилия Бартоли: «Будучи одним из моих давних приверженцев, Александр Перейра взял меня под свое крыло, когда я была совсем еще молодой дебютанткой, и на протяжении многих лет давал мне потрясающие возможности для воплощения моих художественных идей. И поэтому для меня безмерное удовольствие и честь полагать, что наша дружба приведет к новому захватывающему сотрудничеству с ним в Зальцбурге».

Президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабль-Штадлер: «Я рада, что Александру Перейре к сотрудничеству с Salzburger Pfingstfestspiele удалось привлечь Чечилию Бартоли, одну из несомненно харизматичных артисток нашего времени. Несомненно, что после огромного успеха пятилетнего проекта Риккардо Мути под названием «Неаполитанская школа», она принесет пользу фестивалю, идя своим собственным творческим путем».

Сущность организационной концепции и ее новые черты. Сохраняется существующий принцип организации – ежегодная постановка одной оперы в качестве независимой продукции и показ ее как минимум дважды в течение фестивального уик-энда. Концерты по-прежнему будут планироваться в качестве оперного окружения и проходить в специальные афишные дни, расширяя годовой фокус избранных интересов тематически релевантными дополнениями. В качестве новой особенности предлагается следующее: опера, которая ставится на Троицу, будет включаться и в основную (летнюю) фестивальную программу, прокатываясь пять или иное количество раз с одним и тем же составом исполнителей. Детальная программа будет анонсирована позже.

Чечилия Бартоли и Зальцбург. Именно Герберт фон Караян в 1988 году открыл меццо-сопрано из Рима, молодую певицу Чечилию Бартоли, и заложил основы ее долгосрочного сотрудничества с Зальцбургским фестивалем. С 1993 года она стала появляться в Зальцбурге на регулярной основе, исполняя главные партии в операх Моцарта и все наиболее важные его концертные опусы, а также представляя сольные программы, при этом всё время работая с такими музыкальными корифеями как Даниэль Баренбойм, Патрис Шеро, Кристоф фон Донаньи, Риккардо Мути, Николаус Арнонкур, Саймон Рэттл и Андраш Шифф, а также с такими разнообразными оркестрами как Венский и Берлинский филармонический, берлинская «Академия старинной музыки», Фрайбургский барочный оркестр и оркестр «Век Просвещения».

Чечилия Бартоли и ее сотрудничество с Александром Перейрой. Чечилия Бартоли была тесно связана с Цюрихской оперой на протяжении 20-ти лет и выступила здесь в наиболее важных своих ролях, охватывающих оперную «трилогию» Моцарта – Да Понте (с Николаусом Арнонкуром), «Севильского цирюльника» и «Золушку» Россини, а также «Юлия Цезаря» и «Семелу» Генделя. Совместно с интендантом этого театра, Александром Перейрой, в последние годы она инициировала дискуссию в отношении произведений, которые с исторической точки зрения являются весьма интересными дополнениями к традиционному оперному репертуару. Среди таких ее работ на этой сцене – «Орфей и Эвридика, или Душа философа» Гайдна, «Нина, или Сумасшедшая от любви» Паизиелло, «Турок в Италии» Россини и «Клари» Галеви. Инициативе Чечилии Бартоли далеко в не последней степени обязана и серия театрально-сценических представлений оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования», осуществленная в 2004 году и ставшая первой театральной постановкой этого опуса Генделя в современную эпоху. В январе следующего года запланирована новая постановка «Графа Ори» Россини, которая предполагает и «новую редакцию» на основе реконструкции собственной дирижерской партитуры Россини.

Чечилия Бартоли – одна из ведущих фигур в мире музыки. На протяжении более чем 20-ти лет Чечилия Бартоли остается одной из наиболее значимых исполнительниц в сфере классической музыки. Источником особого удовлетворения для певицы является именно то, что ее проекты находят отклик у публики, гораздо более многообразной, чем той, которая проявляет интерес к традиционному концертному репертуару, что и делает Бартоли наиболее успешной классической исполнительницей нашего времени. Успех певицы отражен в продаже десяти миллионов записей, в известном смысле открывающих ей дорогу в мир поп-звезд, что для классической музыки является несомненно уникальным. В добавление к ее четырем наградам Grammy она вовлечена в целую серию звукозаписывающих проектов, которые постоянно фигурируют в международных поп-чатах в первой десятке записей-бестселлеров. Ее диски удерживали эту позицию в общей продолжительности более трехсот недель.

На волне этого феноменального успеха Чечилией Бартоли осуществлен целый ряд замечательных уникальных начинаний. В сущности, она не только «собственноручно» способствовала мировому ренессансу творчества Вивальди как оперного композитора, но реабилитировала Сальери как композитора, к которому стоит относиться серьезно, а также в специальной программе, непревзойденной по сложности и виртуозности, выказала невиданный пиетет к искусству кастратов. Кроме этого, с недавних пор она стала вдыхать новую жизнь и в оперы итальянского бельканто, рассматривая их в качестве невероятно рафинированных музыкальных драм, что, в частности, становится абсолютно ясным после ее триумфальных выступлений в концертных исполнениях «Нормы» Беллини, которые были адаптированы к стилю исторической премьеры 1831 года, возрождающему оригинальную звуковысотную раскладку вокальных партий. Sueddeutsche Zeitung: «Это великий артистизм и в то же время провокация». The Financial Times: «Публика вскочила на ноги, ревя в восхищении. И это был не футбол, ставший причиной подобного эмоционального возбуждения. Это было первое появление Чечилии Бартоли в партии Нормы». Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Чечилия Бартоли – наиболее яркий образец подобного искусства вокальной страсти». Важным направлением творчества Чечилии Бартоли всегда были представления, «обеспеченные» в историко-стилистическом аспекте не только с позиций ее собственного вокального дарования, но и в отношении ансамблей, которые она подбирала для своего окружения. В немалой степени интересом к историческому исполнительству (аутентичности) она обязана своему наставнику Николаусу Арнонкуру.

У Чечилии Бартоли много наград за ее творчество. В Италии она избрана действительным академиком Академии «Санта Чечилия», во Франции она – Кавалер Ордена искусств и литературы и Офицер Национального ордена «За заслуги», в Великобритании – Почетный член Королевской академии музыки. Недавно она получила одну из высших наград Министерства культуры Испании, Золотую медаль «За заслуги в области изящных искусств», а также Медаль города Парижа «Grand Vermeil». По случаю памятных торжеств 2009 года, приуроченных к 250-й годовщине со дня смерти Генделя, Чечилия Бартоли была назначена Почетным членом экспертного совета генделевского фонда в Халле (Haendel House Foundation), а в следующем году стала обладательницей Городского приза Генделя. Наконец, в 2010 году, в Копенгагене, на церемонии в присутствии Королевы Дании Маргрете II, Бартоли получила долгожданную Музыкальную премию Леони Соннинг. Насыщенный событиями сезон прошлого года завершился решением старейшего Университетского колледжа Дублина наградить Чечилию Бартоли Почетной докторской степенью за ее служение музыке.

<- в начало

На фото (Decca / Uli Weber):
Чечилия Бартоли

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

Чечилия Бартоли

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ