«Пеллеас и Мелизанда» в Санкт-Петербурге

«Пеллеас и Мелизанда» в Санкт-Петербурге
Оперный обозреватель

Единственная законченная опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» прозвучала в концертном исполнении в Большом зале петербургской Филармонии во многом благодаря тому, что нынешний одиннадцатый Международный зимний фестиваль «Площадь искусств» посвящён году Франции в России и, соответственно, — России во Франции.

И здесь мы просто вынуждены отметить один момент: музыкальных мероприятий в связи с пресловутым годом Франции было очень много; они продолжались весь год, и основная масса их пришлась на мелкие и мельчайшие фестивали и музыкальные коллективы с привлечением, скажем прямо, не самых великих французских исполнителей.

Возможно, именно то обстоятельство, что посвящение «году Франции в России» стало уже уныло-примелькавшимся рефреном на концертных афишах любого уровня, и стало причиной весьма прохладного интереса публики к концертному исполнению «Пеллеаса» — так или иначе, даже при закрытых хорах свободных мест в партере было хоть отбавляй.

Вряд ли меломанов спугнула продолжительность исполнения: ведь несмотря на то, что все концерты фестиваля начинались в 20 часов, «Пеллеас и Мелизанда» исполнялась с купюрами — были полностью опущены вторые картины первого и третьего действий, четвёртая картина третьего действия, а также третья картина четвёртого действия. В программке мельчайшим шрифтом значилось: «Необходимость введения купюр продиктована временными условиями концертного исполнения».

Кроме того, афиша «Пеллеаса» не манила слушателя звёздными именами. И хотя среди исполнителей значился признанный исполнитель партии Голо Франсуа Ле Ру, имена рядовых тружеников вокала меццо Олеси Петровой (Женевьева), баритона Владимира Целебровского (Доктор) и баса Николая Каменского (Аркель) не сулили ничего сверхординарного.

И случилось так, что концерт не опровергнул здорового скепсиса — вдобавок ко всему, для концертного исполнения этого изысканного импрессионистического полотна, сотканного из тончайших нюансов, полутонов и акварельных красок, была выбрана весьма неудачная позиция для солистов — их расположили за оркестром, около органа. Таким образом, непосредственный контакт певца со слушателями был весьма затруднён. То, что может быть, и было бы хорошо при исполнении «большой оперы», здесь сослужило скверную службу для солистов. Кроме того, все они обладают тем масштабом голосовых данных, которые у нас принято деликатно именовать «камерным голосом» — и там, где в звукописи композитора всплеск эмоций перехлёстывал за порог mezzo-forte, увы, было явственно видно нешуточное физическое напряжение певцов, но почти ничего не было слышно — и это при том, что АСО петербургской Филармонии и Александра Дмитриева, возглавлявшего в этот вечер свой оркестр, в злоупотреблении звучностью было упрекнуть никак невозможно.

Вообще, об оркестре надо сказать особо. Отправляясь на концерт, автор этих строк опасался, что услышит некое «крупнопомольное» и возможно, даже небрежное исполнение — однако этого не случилось. Главный дирижёр питерского АСО Александр Дмитриев (кстати, он же и исполнял «Пеллеаса» в Петербурге в последний раз в 1999 году) подошёл к своей задаче со всем возможным тщанием и мастерством: группы оркестра звучали прозрачно и слаженно, в прекрасном балансе, с огромным вниманием ко всем нюансам и оттенкам (которыми так наполнена эта партитура!), колористично и без помарок. Возможно, по большому счёту это исполнение могло кому-нибудь показаться несколько холодноватым — однако это уже вопрос личной трактовки музыканта, на которую он имеет безусловное право.

Возвращаясь к певцам, следует с прискорбием отметить, что они стали «слабым звеном» концерта: Франсуа Ле Ру, при всём своём опыте и мастерстве, слабо наполнял зал, а голос его уже носит все характерные признаки временного и возрастного износа. Занятые в титульных партиях Дени Комб-Шастель (Пеллеас) и Карен Вурш (Мелизанда) вообще произвели впечатление скорее просвещённых и продвинутых любителей пения, чем профессионалов оперной сцены.

В заключение хотелось бы отметить, что опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», к сожалению, вряд ли станет частой гостьей на филармонической эстраде: билеты на неё раскупались неохотно. С другой стороны, для постановщика этой оперы на оперной сцене отсутствие реального драматургического «драйва» — тоже серьёзная преграда (хотя современный уровень видеоинсталляций и прочих спецэффектов, думается, во многом бы облегчил восприятие этого уникального в своём роде опуса для слушателя). Однако, учитывая современное положение вещей и нацеленность менеджментов всех уровней исключительно «на кассу», на внимание оперных театров «Пеллеас» в ближайшие годы вряд ли может рассчитывать.

Не менее обидно и другое: в планах Филармонии на следующий год значилось исполнение незавершённой оперы Дебюсси «Родриг и Химена» — долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена, после чего в инструментовке композитора Эдисона Денисова поставлена в нескольких театрах. Однако теперь, после того, как на «Пеллеаса» было продано немногим более четырёхсот билетов, этим планам, скорее всего, сбыться не суждено. Впрочем, в 2012 году ожидается 150-летний юбилей композитора — и возможно, через год творчество Дебюсси вновь войдёт в моду у наших «культурных боссов».

Но фото:
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ