Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Мариинский театр выпускает «Любовный напиток»

24, 25, 27 января и 8 февраля в Мариинском театре будет представлена премьера «веселой мелодрамы» Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». 24 января в спектакле выступит семейный дуэт Анна Нетребко (Адина) и Эрвин Шротт (Дулькамара). Нетребко также выйдет в спектакле 27 января. За дирижерский пульт премьеры в Маринке станет Лучано ди Мартино.

Мариинский театр взялся за сценическое воплощение комического шедевра Доницетти впервые в своей новейшей истории, до того опера трижды ставилась в 19 веке.

Театр выбрал для постановки спектакль известного французского режиссера Лорана Пелли и художницы Шанталь Тома, который является совместной продукцией Парижской оперы и лондонской Королевской оперы. «Любовный напиток» Пелли-Тома признан одной из лучших европейских постановок произведения. Лоран Пели — известный французский режиссер драматических и оперных спектаклей. Обладая особым талантом раскрывать серьезную сторону комедий, Пелли мастерски справляется и с драмами — например, операми Рихарда Штрауса, Дебюсси и Бартока. В 2007 году Лоран Пелли стал директором Национального театра Тулузы, до этого в течение десяти лет возглавлял Национальный драматический центр Альп.

В Воронеже поставили «Орландо» Генделя

28 января в одном из залов Областного художественного музея им. И.Н.Крамского в Воронеже состоится премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Орландо»* (1733). Как сообщает интернет-журнал «Культура ВРН», это первая в России сценическая постановка произведения великого композитора.

В спектакле примут участие солисты и оркестр Воронежского театра оперы и балета. Дирижер-постановщик — Дмитрий Морозов, режиссер — Жанна Чепела, балетмейстер — Владимир Сычев. Ведущие партии исполнят сопрано Людмила Солод (Анжелика) и Анастасия Черноволос (Доринда), баритоны Алексей Тюхин (Орландо) и Игорь Горностаев (Медоро), а также заслуженный артист РФ, бас Александр Назаров (Зороастро). Российская премьера концертной версии оперы состоялась около двух лет назад, 5 апреля 2009 года в Москве и была приурочена к 250-летию со дня смерти великого композитора. Опус был исполнен в КЗЧ в рамках абонемента «Оперные шедевры» силами Московского камерного оркестра «Musica viva». За пультом стоял дирижер из Великобритании Кристофер Мулдс.

Примечание:

В традиционном русском переводе «Роланд».

В театр как на самолет

Михайловский театр с помощью новейших технологий предоставляет зрителям дополнительные услуги и возможности. В театре внедрена уникальная система электронного сканирования билетов, которая значительно экономит время и делает посещение спектаклей еще более приятным. Это технологическое новшество стало возможным благодаря спонсорской помощи компании «Эр-АйДи»: премьер-партнер компании Motorola предоставила ручные сканеры в безвозмездный дар театру. Значительно упрощены условия использования электронных билетов. Если зритель приобрел билет через сайт театра, достаточно просто распечатать его на принтере и предъявить билетеру. Стоять в очереди к администратору для обмена электронного билета на обычный больше не нужно. Правда, пока еще сохраняется правило, согласно которому обладатель электронного билета должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт или водительские права). Электронные билеты пользуются особой популярностью у российских и иностранных туристов, заранее планирующих программу своего пребывания в Петербурге. Многие оценили, что чем раньше они приобретают билет, тем ниже его цена. Заказать и оплатить билет можно непосредственно на сайте театра www.mikhailovsky.ru. Правила оформления заказа указаны в разделе «Билеты». Заказ оплачивается кредитной картой онлайн, через Яндекс.Деньги или по наличному расчету через курьера.

XXIX Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина в Казани (30 января — 12 февраля 2011 года)

В России и во всем мире Шаляпинский оперный фестиваль известен как «вокалоцентричный» форум: главными героями фестиваля традиционно становятся певцы и дирижеры. Нынешний фест также продемонстрирует впечатляющую подборку красивых голосов и замечательный состав исполнителей. К примеру, заглавную роль в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского (9 февраля) исполнит выдающийся певец Владимир Огновенко. Партнерами Огновенко по спектаклю станут солист Нью-Йорк Сити Опера Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам), солистка Большого театра России Ирина Макарова (Марина) и солист Национального театра Мангейма Михаил Агафонов (Самозванец).

Ведущие партии в «Аиде» Верди (6 февраля) исполнят солисты Мариинского и Большого театров Млада Худолей (Аида), Виктор Черноморцев (Амонасро), Михаил Казаков (Рамфис). Главную партию в вердиевском "Риголетто«(2 февраля) исполнит Борис Стаценко (Рейнская опера). В роли его дочери Джильды выступит украинка Сусанна Чахоян, а за дирижерским пультом зрители увидят руководителя оркестра «Europera» Милоша Крейчи (Чехия).

«Пиковой дамой» (7 февраля, концертное исполнение) продирижирует итальянец Марко Боэми, а в спектакле «Травиата» (4 февраля) оркестром управлять будет очаровательная женщина-дирижер Алла Москаленко (Киев).

Особое внимание публики, как всегда, будет приковано к последним постановкам театра — операм «Мадам Баттерфляй» (8 февраля) и «Лючия ди Ламмермур» (5 февраля), поставленным московским режиссером Михаилом Панджавидзе, а также к премьере сезона — спектаклю «Кармен» (30, 31 января, 1 февраля), над которым работает эпатажный режиссер и балетмейстер Георгий Ковтун. Роль Хозе исполнят румынский тенор Калин Братеску и солист Мариинского театра Ахмед Агади, не выступавший в Казани около года в связи с болезнью.

Подробности см. на сайте театра http://www.kazan-opera.ru

Оперные театры Италии: проблемы, проблемы, проблемы....

Театр Карло Феличе (Генуя) пытается вернуться в нормальное русло работы, и с этой целью выпустил спектакль «Любовный напиток». Однако административно-управленческие проблемы остаются неразрешенными. В театре нет генерального директора, художественного руководителя, директора хора, начальника оформительского отдела. Теперь вот стало известно об увольнении из руководящего звена администрации Ренцо Фоссати, благодаря которому не так давно удалось договориться с профсоюзом музыкантов и подписать соглашение, отодвинувшее угрозу финансового банкротства. Объявляя о своем уходе, он намекнул, что не смог сработаться с главой административного совета театра Джованни Пакором. Их взаимоотношения последнее время были напряженными. В условиях бюджетного дефицита, вакансий на ключевые посты, театр с трудом выживает и вынужден заново пересмотреть текущий репертуар. До конца сезона, который завершается в июне, в афише значатся концерты оркестра с симфоническими программами, две оперы Леонкавалло, один балетный спектакль и, возможно, опера Чайковского «Иоланта». Не густо. Но по нынешним временам — отнюдь не катастрофа.

Разразился конфликт и в еще более знаменитом театре Италии — неаполитанском Сан Карло. Директор Розанна Пуркиа направила художественному консультанту театра Серджио Сегалини письмо, уведомляющее, что подписанный с ним 6 месяцев тому назад контракт закрыт. Консультант с этим решением не согласился и обратился к адвокатам, о чем объявил журналистам. Ему ответил чрезвычайный уполномоченный театра (il Commissario straordinario) Сальваторе Настази в том смысле, что никто не ставит под сомнение квалификацию Сегалини, но его сотрудничество с театром «нельзя считать счастливым». В упрек консультанту, в частности, поставлены непростые отношения с артистами, дирижерами, музыкантами, которые в ряде случаев вызывали острые конфликты. Конфликты, кажется, не сотрясают оперный театр Флоренции. Зато проводимый ежегодно в этом городе фестиваль Maggio Musicale Fiorentino сейчас оказался под вопросом. Причина банальная — нет денег. Дефицит бюджета театра достиг 15 миллионов евро. Как его преодолеть, ломает голову новый директор театра Франческа Коломбо.

Отредактированная «Тоска» вернулась на сцену Мета

Шведский режиссер Люк Бонди по настоянию директора Метрополитен П. Гелба вернулся к своей скандальной «Тоске», чтобы кое-что в ней «изменить» перед выпуском спектакля с новым составом. Обозреватель New York Times Стив Смит пришел в театр посмотреть и сделал вывод, «подновленная концепция выглядит менее спорной, более взвешенной, явно улучшенной». Хотя не обошлось и без новых надуманных «наворотов», к каковым критик относит, например, затеянную Каварадосси прямо перед казнью шахматную игру с тюремщиком.

Но все искупается блистательным составом. Роберто Аланья в последний момент заменил заболевшего Марсело Альвареса. Объявляя об этом, Гелб шутливо заметил, что певец выйдет на сцену в тех же самых башмаках, в которых он двумя днями ранее исполнял партию Хозе. Автор рецензии в New York Times пишет, что тенор провел спектакль «уверенно и сильно», справляясь с быстрыми темпами, заданными дирижером Марко Армилиато. Но отсутствие спевки с другими солистами было заметно в первом действии. Сондра Радвановски с честью выдержала испытание, дебютировав в на этой сцене в роли Тоски. Как всегда, ее голос звучал неповторимо, показывая характер своей героини скорее игривый, чем пылкий и ревнивый. Ей удалось во втором действии сохранить этот образ, даже выполняя все «неортодоксальные придумки» режиссера. Ария Vissi d’Arte, исполненная пассионарно, вызвала у публики восторг. Баритон Фальк Штрукман убедительно создал гротесковый образ плотоядного Скарпиа. «Тоска» в постановке Бонди, пишет в заключение критик, никогда не доставит полного удовольствия. Но блестящий состав может сотворить чудо. И это доказал возвращенный на сцену спектакль.

Опера Сан-Франциско начнет сезон 2011-2012 в условиях бюджетного дефицита

Как и практически все музыкальные театры Америки, Опера Сан-Франциско переживает тяжелые времена. Дефицит 70-миллионого бюджета уже вынудил дирекцию сократить в этом году список премьер. Однако директор Дэвид Кокли считает, что финансовые проблемы не помешают претворить планы на будущий сезон, репертуар которого объявлен на днях. Всего будет выпущено восемь спектаклей (для сравнения: в текущем сезоне — девять). В афише — опера «Сердце солдата» Кристофера Теофанидиса, повествующая о трагедии 11 сентября 2001 года. Ее первое исполнение назначено на 10 сентября, в канун десятой годовщины атаки террористов.

Режиссер-постановщик — Франческа Замбелло. Заглавную партию будет петь Томас Хэмпсон. А днем раньше сезон откроется оперой «Турандот» (дирижер Никола Луизотти) с участием шведской сопрано Ирэн Теорин. Произведение Джона Адамса «Никсон в Китае» прозвучит в июне 2012 года. Партию президента исполнит Брайан Маллиган, первой леди — Мария Каньова (Maria Kanyova). Рене Флеминг споет Лукрецию Борджиа в известной опере Доницетти. Новую постановку «Дон Жуана» представят 15 октября с. г. Модный Гендель представлен оперой «Ксеркс» с меццо-сопрано Сьюзан Грэхэм. А в «Кармен» выступит меццо Кейт Олдрич. Завершат сезон оперы «Волшебная флейта» Моцарта и «Атилла» Верди (для участия в последней приглашен Ф. Фурланетто).

Фигаро — борец за права народа или просто мачо?

Комедия Бомарше «Свадьба Фигаро» была впервые представлена публике в 1784 году и часто рассматривается как предвестник Великой французской революции. С таким подходом не согласен Свен-Эрик Бехтольф, поставивший в Цюрихе одноименную оперу Моцарта. Он считает, что Фигаро начисто лишен классового сознания, а все лишь добивается для себя благополучия: «Фигаро стремится к личному счастью, повышению своего социального статуса. Он и граф — не только представители разных общественных слоев, но и соперники в любви, оба настоящие мачо» (reuters.com). Очевидно, для того, чтобы приглушить социальное звучание произведения, режиссер наделяет графа способностями иллюзиониста, демонстрирующего карточные фокусы, извлекающего цветы из носового платка. Действие перенесено в тридцатые годы 19 столетия, дабы подчеркнуть мысль постановщиков, что классический рассказ о любви, страсти, верности и изменах актуален во все времена и для всех поколений. Побывавший на премьере журналист Джонатан Линн свидетельствует, что исполнительница роли графини шведская сопрано Малин Хартелиус «сорвала бурные овации исполнением арии из третьего действия «Dove sono». Ее соотечественник баритон Рубен Дроле играет Фигаро как мачо, «доминирующего на сцене и открыто изливающего свой гнев по адресу графа». Партии графа и Сюзанны исполнили соответственно немецкий баритон Михаэль Волле и сопрано из Чехии Мартина Янкова. Дирижер Кристофер Хогвуд использовал аутентичные инструменты эпохи создателя оперы.

Брайан Дики покинет в следующем году директорское кресло оперного театра Чикаго

Брайан Дики пришел в Оперу Чикаго в 1999 году, когда первоначальная миссия театра — исполнять все оперы только на английском языке — утратила актуальность в связи с появлением перевода в титрах. В лице Дики театр приобрел фигуру международного масштаба, с опытом работы на фестивале в Глайндборне и руководства оперным театром Торонто. При нем Опера Чикаго сразу же заявила о себе инновационными постановками произведений эпохи барокко и современных композиторов. При нем же театр переехал из крошечного Атенеума в новый Harris Theater в Миллениум парке. Британец, которому вскоре исполняется 71 год, уходит из театра в августе 2012 года. Но не собирается стать пенсионером и, как сам говорит, «надеется служить оперному искусству еще много лет».

Подготовили В.Светозаров и Е.Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ