Музей как живой театр

«Атис» Люлли в Версале

«Атис» Люлли в Версале
Оперный обозреватель

14, 15 и 17 июля в Версале состоялись три представления оперы Люлли «Атис». Наш новый корреспондент Любовь Гордеева побывала на одном из них. Предлагаем читателям ее содержательную рецензию на это событие.

Жан Батист Люлли, бесспорно, является одним из самых значительных музыкантов рубежа 16-17 столетий, и, определенно, – самым знаменитым композитором времен Людовика XIV, который предоставлял в его распоряжение все средства Версаля для организации грандиозных феерий, целью которых было прославление короля-солнца и его державы.

Люлли можно считать истинным создателем жанра лирической трагедии, совершенно оригинального французского музыкального искусства, сильно завязанного с театром драматическим и с прочими компонентами, призванными подчеркнуть зрелищное начало сценических произведений.

1/7

При этом, хотя Люлли хронологически принадлежит веку барокко, его музыка гораздо ближе к искусству Монтеверди с его одновременными строгостью и экспрессивностью, чем к барочным излишествам. В этом – определенный парадокс Люлли: призванный обслуживать помпезные версальские шоу, он писал музыку искреннюю и не слишком гедонистическую.

«Атис» является четвертой из его опер, или лирических трагедий, впервые она была поставлена с огромным успехом в 1676 году. Ее либретто принадлежит Филиппу Кино и рассказывает о трагической любовной истории прекрасного юноши Атиса и невинной красавицы Сангариды, заканчивающейся смертью девушки на руках ее возлюбленного, временно соблазненного всесильной богиней Кибелой, которая также была влюблена в Атиса. Когда Атис понимает цену, которую заплатил за свое предательство, он предпринимает попытку самоубийства. Богиня Кибела, полная раскаяния и сожаления о свершившемся, превращает умирающего Атиса в сосну. Опера заканчивается ее плачем – наиболее проникновенным и запоминающимся фрагментом оперы, музыка которого по-настоящему чарует.

Несмотря на триумф на мировой премьере, опера была забыта на долгих триста лет, пока в 1985 году Уильям Кристи и Жан-Мари Виллегье не обратились к ней, получив на реализацию этой затеи солидную поддержку от парижской «Опера Комик». Премьера возобновленного шедевра состоялась в 1986 году в Театре Метастазио во Флоренции, на родине композитора, и лишь на следующий 1987 год продукцию показали во Франции, в Париже, в зале Фавар. В этот же год «Harmonia Mundi» сделала замечательную запись оперы. Оба события имели большой резонанс, успех же постановки превзошел все ожидания, и впоследствии ее показали в различных городах Европы и США. Вашей покорной слуге посчастливилось видеть этот спектакль в 1992 году в Мадриде, на сцене Театра Сарсуэлы.

В 1980-х годах возрождение барочного репертуара в основном концентрировалось вокруг имен Генделя и Рамо, и многими тогда это начинание воспринималось скорее как причуда кучки интеллектуалов-реставраторов. Однако, постановка и успех «Атиса», произведения неизвестного совсем, да еще и принадлежащего композитору, о котором подавляющее большинство знало что-то смутное лишь из учебников и энциклопедий, свидетельствовали, что у барочной оперы есть свой зритель, и что в целом музыка барокко вернулась в активный театральный репертуар всерьез и надолго. Опера Люлли, в том числе, неожиданно оказалась значимой и художественно состоятельной музыкально-сценической формой именно для современного зрителя. Во многом это было достигнуто за счет того, что постановщики предложили не слащаво-приторную стилизацию, а именно убедительную реконструкцию, с показом эпохи не через розовые очки, а предельно жестко и конкретно: двор Бурбонов со всеми его кознями, интригами, то есть мир, одинаково величественный и опасный.

В этом году эта замечательная постановка спустя четверть века была восстановлена при финансовой поддержке американского бизнесмена и филантропа Рональда Стэнтона, который, увидев ее в 1980-х, поклялся, что приложит все усилия для возрождения шедевра. И мечта Стэнтона сбылась: он сумел убедить Кристи вернуться к этой его работе, и в мае постановка была вновь показана парижанам в том же Зале Фавар, что и в 1987 году. Как и тогда, исполнение имело грандиозный успех, и сегодня продукция находится в долгосрочном туре по Франции: только что ее показали в Каннах и Бордо. Эти города выбраны не случайно: первый – родной город для ансамбля «Les Arts Florissants», силами которого и восстановлена опера, а во втором, в местном оперном театре, ныне директорствует Тьерри Фуке, который участвовал в проекте еще в 1980-х. В сентябре «Атис» пересечет океан и будет показан в Нью-Йорке, в Бруклинской консерватории, попечительский совет которой возглавляет меценат Стэнтон. В июле же «Атиса» принимает Версаль, где его вновь и удалось посмотреть автору рецензии.

Главная отличительная черта постановки Виллегье – это необыкновенная и своеобразная красота, досконально, изящно и с любовью воспроизводящая нравы и моду Версаля времен короля-солнца. Античный миф присутствует только в фабуле – на сцене исключительно царит дух барокко. Виллегье удалось замечательным образом сочетать драму, танец, декорационное искусство и костюмы, но последние впечатляют особенно (художник по костюмам – Патрис Кошетье): богатые камзолы, роскошные платья и грандиозные парики создают у вас полное ощущение присутствия на версальском шоу трехсотлетней давности. Превалируют темные тона, черный цвет господствует, находя свое выражение в роскоши бархата, атласа и шелка шикарных костюмов. Контраст черному – льняные салфетки, строгие головные уборы прислуги и многочисленные белые и серые парики. Стиль и манеры двора Людовика XIV воссозданы с точностью научной исторической реконструкции. И такой театр работает намного сильнее, чем бредовые фантазии Каррана, Варликовского или Чернякова*. Гобелены, на которых изображены те самые античные сады, в которых разворачивается действия мифа об Атисе, серебряный трон, табуреты, жаровни 17 века, огромные натуральные свечи – все это производит феерическое впечатление.

Немалую роль играет и освещение, делающее визуальный ряд еще более выпуклым и ярким. Музыка Люлли прекрасна сама по себе, но не столь захватывающа, выразительна и разнообразна, чтобы удерживать постоянно внимание публики, особенно недостаточно подготовленной, то есть на протяжении всего длинного спектакля. И декорационное искусство Виллегье сильно помогает никому не заскучать на представлении – вне зависимости от вашей музыкальной подготовки и степени привязанности к оперному жанру как таковому. Режиссеру-сценографу удается создать блестящее сценическое шоу – редкое для оперной сцены, в особенности для весьма странных для сегодняшнего зрителя-слушателя эмоций барочного контекста: у Виллегье опера ожила и она волнует наших современников!

Музыкальное искусство Уильяма Кристи и его подопечных, то бишь выпестованного им ансамбля «Les Arts Florissants», хорошо известно в мире, и было во всем блеске явлено в этой достойной всяческих похвал реконструкции. Надо сказать, что по сравнению с моими мадридскими впечатлениями двадцатилетней давности произведение подано еще более стильно и рафинированно. Было очевидно, что за эти годы аутентичное исполнительство шагнуло далеко вперед, и теперь искусство той эпохи представляют не просто талантливые музыканты, но те, кто специализируется сугубо на подобном репертуаре. Кроме того, полагаю, что Кристи и сегодня, спустя годы развития современного барочного музицирования, на голову выше многих и многих из своего цеха – в его мягких руках хор и оркестр «Les Arts Florissants» расцветают необыкновенной музыкальностью и исключительным мастерством. Хотя привычная терминология здесь, пожалуй, не совсем уместна: скорее, ансамбли поющих и играющих на инструментах солистов.

В составе исполнителей на солирующие партии не было ни одной звезды с громким международным именем – впрочем, в операх этого типа этого, наверно, и не требуется. Но то, что было предложено слушателям, отличалось музыкальностью и вкусом. Ни один из двадцати исполнителей, чьи соло были весьма различны по их значимости и протяженности, не оказался слабым интерпретатором. Среди них я бы выделила, конечно, исполнителей ведущих партий. Это культурный, благородный Атис – баритон Эд Лайон, проведший свою убийственно длинную партию безукоризненно, захватывающая Кибела – меццо Стефании д’Устрак, а также превосходное сопрано Эмманюэль де Негри в партии несчастной Сангариды. В сцене сна Атиса, вызванного могущественной Кибелой, интересно проявили себя в партиях морфических божеств Пол Агнью и Сирил Овити. Как и положено – согласно современным представлениям об аутентизме – голоса солистов не блещут индивидуальностью и роскошеством тембров, их сила – не в децибелах и пряных красотах тембров, но в математической точности исполнения, аккуратности и исключительной музыкальности.

Всего три показа, данные в Версале, были распроданы задолго и подчистую, что и не удивительно – Париж еще помнит блестящую работу Кристи и Виллегье 25-летней давности, а после недавнего возобновления оказалось, что бриллиант не померк нисколько: напротив, он только засверкал еще ярче благодаря опыту маэстро и подобранных с изяществом аутентичных исполнителей.

Париж

Примечание редактора:

* В этот «почетный» список вполне можно было бы добавить многих других, столь же знаменитых, сколь и радикально одиозных режиссеров, например, П.Конвичного или К.Биейто и т. д.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ